На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Интересные случаи на весенней рыбалке

Сезон подледной ловли подошел к концу. Еще несколько дней теплой солнечной погоды, и на замерзших водоемах уже нельзя будет бурить лунки. Запрет выхода на лед обнародован во всех СМИ, но как трудно осознать это заядлому рыболову! Вот и сегодня наша дружная компания, «забурившись» в середине таллинского озерца Харку и «потаскивая» на мормышку приличных окушков и подлещиков, обсуждает, сколь много «пингвинчиков» сидит группами по всему водоему, и вспоминает разные интересные случаи на рыбалке.

Короткий подледный сезон этого года еще не видел такого скопища. Не менее пары сотен удильщиков собрались в субботний день на заключительную зимнюю рыбалку. Обдумываем, когда при этом изменившемся климате пойдут на нерест плотва, вимба, язь. Вспоминаем места, где, кому и как в прошедшие годы везло с уловом.

Щука в руку

Рядом со мной сидят Миша — строитель, Сергей — охранник, Петя — электрик из моего гаражного кооператива. Лица у всех коричневые от загара. Оно и понятно: рыбаки! Сколько часов просидели над лунками на ветру и солнце! Миша — большой любитель «подначить» приятелей:

— А помните, как Серега хотел руками поймать огромную щуку в Омеду? Ха-ха-ха!

Мы тогда ловили плотву в Причудье, на речке Омеду. Серега стоял в «болотниках» в воде. Кругом обломки прошлогоднего тростника. Под ногами хорошо была видна снующая рыба.

Вдруг на расстоянии вытянутой руки почти у поверхности выплыла огромная щука. Серега, тихо положив на рогульки удилище, вытянув вперед обе руки, бросился на нее. Мы только ахнули.

Потом рассказывал, что все произошло интуитивно, подсознательно, сам не понял как. Действовал по принципу: увидел — хватай! Ладони скользнули по чешуе. Удержать сильную хищницу не удалось. Выскользнула.

На уловистой реке

— А помните, сколько было интересных случаев на рыбалке на Эмайыги?

Все только закивали головами и зацокали языками. Действительно, апрельская рыбалка на Эмайыги очень даже спортивна и азартна. Это река в Южной Эстонии протяженностью 218 километров. Вытекает из озера Пюхаярв и через Выртсъярв впадает (уже как Суур Эмайыги) в Чудское. На ее берегах расположен город Тарту, известный своим университетом.

Особенность реки в том, что она соединяет три рыбных озера и считается весьма «уловистой». У нас там есть свои излюбленные места. На одни приезжаем весной, на другие — в конце лета и начало осени. В зависимости от миграции разных пород рыб…

Миша продолжает ерничать:

— Николаич, а помнишь, как примерз к земле на берегу Эмайыги? Ха-ха-ха! Ну и видок был у тебя!

— Помню, хорошо помню, как вы с Серегой вместо меня спасали замерзших во льду лягушек, — отвечаю я.

А дело было так… Как-то в середине апреля, загрузившись в Мишин внедорожник, поехали в район нижнего течения реки. Это на полсотни километров от Тарту. Сезон хода плотвы закончился. Собрались ловить на донки и фидеры. Решили расположиться с ночевкой.

Знакомое по прежним годам место, где машину можно было припарковать рядом, оказалось уже занято. Там встали такие же, как мы, знатоки-соперники. Нам пришлось обустраиваться на менее удобном месте — на слегка заболоченной низинке и на не прочищенном от тростников выходе к воде.

Вещи сложили на месте повыше и посуше, под группой старых ольховых деревьев. Палатки решили не ставить, поскольку было достаточно тепло. Даже к вечеру солнце хорошо пригревало.

Отличное начало

Первым делом принялись расчищать от тростников проходы к воде и удалять отдельные прошлогодние стебли, чтобы крючки не цеплялись при выводе рыбы к садку. Воткнули в дно необходимое количество рогулек для удилищ. Снарядили снасти для донок и фидеров.

Поскольку течение в реке оставалось быстрым, а глубина в русле достигала пяти метров, необходимо было брать самые тяжелые грузила. В качестве наживки цепляли наиболее крупных червяков, которых удалось добыть в это время года.

На кончики удилищ закрепили колокольчики и светлячки. Наибольший эффект от них, конечно, в самое темное время. Ниже по реке нашли свободную от зарослей площадку, и в ожидании сигналов от донок решили ловить «в проводку» на длинные удилища.

Такой способ рыбалки тоже имеет свои особенности. Учитывая крутизну обрыва на шельфе и глубину русла, вместо большого тяжелого поплавка я приспособил другой — так называемый «английский плоский». Грузило тоже было чуть весомее обычного. На течении это дает хороший эффект, который почувствовал при первых же забросах.

На опарыша начала клевать крупная плотва. Она уже отнерестовалась и скатывалась вниз, к Чудскому озеру. Как говорят старожилы, это могла быть знаменитая «егорьевская плотва», которая нерестится в дни православного праздника. Ближе к тростникам клевали неплохие «матросики»-окуни.

Кулинарные таланты бывшего кока

Мы быстро наловили на уху и жаренку. Готовить было поручено Сереге, как самому молодому. Это не мешало ему отвлекаться на сигналы колокольчиков. На донки тоже стали клевать крупная плотва и подлещики.

Наш берег был высоким, а на противоположном — низком — на луг к вечеру опустилась большая стая перелетных гусей. Они щипали молодую травку или, может быть, озимь. Дело шло к вечеру. Клев постепенно затухал.

Серега успел сварганить сборную уху и поджарить окуней. Надо сказать, что как рыболов он не очень. Но поваром оказался непревзойденным. Оно и понятно. До недавнего времени «ходил коком» на рыболовном траулере.

Когда развалился Союз, закрывалось предприятие Сергея. Ему пришлось менять профессию. На суше спрос на поваров резко упал, зато охранники оказались востребованы буквально везде. Даже в детских садах, одним из которых заведовала его жена…

Мы отдали должное творениям Сереги. Выпили ароматного травяного чая, что заварил Миша — большой спец по этой части. Еще летом они с женой много бродили по цветущим полям, собирая нужные растения…

Вечерний концерт

Солнечный диск приблизился к противоположному лесу, а затем и совсем скрылся. Зато багряный закат окрасил все вокруг необыкновенным цветом. Голубое небо постепенно синело, темнело. Ольховые деревья, под которыми мы пристроились, стали буро-красными. Листьев еще не было, но достаточно густые кроны ветвей вобрали в себя это богатство красок.

На противоположном берегу гуси постепенно затихли, тоже, видимо, готовясь ко сну. На завтра им предстоял длительный перелет. Надо хорошо отдохнуть.

Я выбрал место посуше. Расстелил туристский коврик, на нем — спальник. Опыт подобных ночевок был приобретен еще во время туристических походов в прошлые годы. Одежда на мне теплая: пуховые комбинезон и куртка, в которых хожу на зимнюю рыбалку.

Надо сказать, что к концу дня на прогретую землю выбрались полчища жаб и лягушек. Они устроили вечерний концерт, призывая подруг на любовные игрища. Раздували защечные воздушные мешки, в результате чего получались квакающие звуки.

Сразу за моей головой находилась довольно большая неглубокая лужа, где и пристроились наши незатейливые певцы. С заходом солнца к ним подключилась новая группа исполнителей, уже более высокого уровня. Черные дрозды тоже принялись зазывать своих подруг.

Эти певцы были несравнимо искуснее. Сидевший на нашей ольхе старался превзойти соперника из соседней рощи. А мы под эти звуки пытались уснуть, притом не забывая о своих донках. Время от времени звонили колокольцы, и рисовали в ночи свои зигзаги светлячки на концах удочек. После полуночи сигналы стали реже, но уловы — интереснее.

Скользкая рыбина

Первого налима поймал Миша. Потом зазвенела моя донка. Зайдя в воду, стал подматывать катушку. Чувствовалась довольно крупная рыба. В садке возились с десяток подлещиков, и мне не захотелось его поднимать. Вывел поближе солидного налима. Он лениво извивался, чем и обманул меня.

Я решил, что трофей достанется мне без борьбы. Долго не удавалось взять под жабры скользкую рыбу. На беду не надел шерстяных перчаток. Когда с трудом вытащил крючок, налим, извиваясь, вырвался из руки, шлепнулся в воду и скрылся. Что и говорить, опростоволосился!

Но переживал по этому поводу недолго. На другие донки тоже стали попадаться налимы, хоть и меньше размерами — где-то до килограмма. Наученный горьким опытом, ошибок я больше не совершал.

Тот, кто ловил ночью, знает, какое это удовольствие и счастье услышать звон удилищных колокольчиков. Конечно, это не звон с церквей в дни православных праздников, но не менее приятен и с трепетом ожидаем!

Тем временем постепенно затух и ночной клев. Все сильнее хотелось спать. Я завязал под подбородком тесемки шапки-ушанки, снял болотники и забрался в спальник. Усталость давала о себе знать, поэтому сновидения не беспокоили. Только вначале перед глазами еще бежали речные воды. Скоро и это прошло. Заснул глубоким сном…

Утренние сюрпризы

— Николаич, ха-ха-ха! Просыпайся, наконец! — издевательский смех Михаила разбудил меня.

Вот только голову что-то поднять не удавалось. Я забеспокоился.

— Да ты примерз к земле, — успокоил меня Миша.

Действительно, пока я спал, неслабо подморозило. Оно и понятно, апрельские утренники в ясную погоду. Развязал тесемки ушанки, освободился от спальника. Лужица за моей головой покрылась довольно прочным ледком. Сквозь прозрачную поверхность можно было рассмотреть каких-то насекомых и несколько крупных зеленых лягушек, лежащих на дне в состоянии анабиоза.

— Надо выручать квакушек! — сказал Михаил.

Вместе с Серегой они стали каблуками разбивать лед, освобождая попавших в беду земноводных.

— Мы тут, пока ты сладко спал, твою рыбу снимали с донок, — сообщил Серега. — Тебе повезло: хороший судачок попался!

Я помчался к садку. Там действительно в массе рыбы мелькало полосатое тело небольшого клыкастого. До десяти утра нам всем удалось поймать еще несколько экземпляров. Очевидно, вокруг наших кормушек собралось какое-то количество мелкой рыбы, на которых и вышла стая судаков.

Снова пошли плотва и подлещики. Наши донки устроили настоящий концерт с колокольным звоном. Ведь в общей сложности у нас стояло более 15 снастей. А удочку для ловли в проводку я забрасывал на мелководье, на границу тростников, и одного за другим вытаскивал активно сопротивлявшихся окуней.

Ломали голову над вопросом: почему именно тут в это время оказалось так много разной рыбы в посленерестовый период. В последующие годы на том же месте нам ни разу не удалось повторить запомнившийся результат. Думаю, что правильны слова моего старшего друга Юрия Николаевича Пожидаева: «Рыбу надо искать! Тогда удача не станет делом случая»…

Особенно пойманным клыкастым обрадовалась жена:

— Наконец-то ты приготовишь своего отварного судака под майонезом с яйцом! Заждались!

На реке Эмайыги мне повезло с рыбалкой еще один раз. Ловился просто необыкновенно здорово лещ в начале сентября в паре километров выше города Тарту. Но это уже другая история…

Рецепт приготовления клыкастого

Судак, как говорили в старину, — рыба царская. У клыкастого хищника нежное и вкусное мясо. Он хорош и в ухе, и в рыбной солянке. Но поистине царское блюдо — отварной судак, залитый к подаче майонезом или сметаной, посыпанный мелко крошенным, круто сваренным яйцом.

При желании в качестве гарнира идет картофельное пюре, приправленное сливочным маслом, и с солеными огурчиками. Можно посыпать зеленым лучком с петрушкой. Однако, чтобы по-настоящему оценить эту рыбу, я не рекомендовал бы гарниры и приправы. Только — ломтики судака, сметана и яйцо.

Юрий Петухов, г. Таллин. Фото автора

Источник

Картина дня

наверх