Весна, вобла и змея под капотом

лов воблы

Вот и закончилось царствие зимы, дарившей нам морозные дни для подледной ловли. Мормышки и бур уже мирно покоятся на полках вместе с целым арсеналом приспособлений для рыбалки в холодную погоду. Наступила весна с ее звонкими ручьями и разливами лиманов в поймах. Берега уже сбросили ледяные оковы. А получившие больше кислорода чешуйчатые обитатели рек начали резво рассекать водную толщу в поисках еды. Пора и нам расчехлить спиннинги и летние удочки.

Вопрос, куда ехать на рыбалку весной, для меня неактуален уже более пяти лет. Каждый год почти неизменным составом мы отправляемся в Астраханскую область для лова воблы.

«Кормилица»

Объект нашего интереса — рыба семейства карповых, как называют ее в научных источниках. Обитает в Каспийском море и каждую весну несметными полчищами поднимается в низовья Волги на нерест. Помимо прекрасных вкусовых качеств этой рыбки (вобла бесподобна при любом способе приготовления), она еще хороша наличием множества полезных микроэлементов. Недаром ее включают даже в рацион космонавтов.

В Астраханской области эту рыбку ласково называют не иначе, как «вобла-кормилица». Ей посвящен ежегодный праздник. И даже поставлен памятник в центре города Астрахани. Размер же вобла имеет больший, чем речная плотва, и достигает 30 сантиметров в длину.

Добывают ее не только в промышленных масштабах. В разгар весны из самых удаленных уголков страны за воблой устремляются толпы рыбаков на своих автомобилях. Некоторые удильщики размещаются в палаточных лагерях вдоль рек, вяля улов прямо на месте. Другие же предпочитают обустроенные турбазы, которых в Астраханской области ближе к Каспийскому морю превеликое множество.

Вобла в основном появляется во второй половине апреля перед весенним разливом. Повышению уровня реки, благоприятного для хода рыбы, способствует сброс с Волгоградской ГЭС. Но график этой процедуры может меняться, дабы не происходило затопление деревень и поселков в особо снежные годы.

Первая поездка

Живя всего в 500 километрах от низовьях Волги, я впервые познакомился с особенностями лова воблылишь пять лет назад. И с тех пор всегда старался подгадать, чтобы начало отпуска выпадало на разгар весны и можно было спокойно поехать на рыбалку на 4-5 дней.

В первый раз вместе со мной отправились мой друг Дмитрий Скороваров и его коллега по работе Денис. До отъезда время пролетело незаметно. Мы прикидывали, где лучше расположиться, и готовили снаряжение. Место было выбрано благодаря советам знакомых, которые уже ловили воблу.

А вот над оснащением пришлось подумать. Для такой рыбалки обычно используют поплавочные снасти, легкие спиннинговые удилища и донки с резиновым амортизатором. Количество крючков соответствует предусмотренным ограничениям. Мы долго прикидывали и спорили, но так и не выбрали какой-то один вид снастей. В итоге решили взять разные варианты, чтобы протестировать их на уловистость уже на месте.

Остановились на берегу судоходной реки Бахтемир недалеко от поселка Икряное. От проживания на турбазе дружно отказались. Вместо этого предпочли разбить палаточный лагерь в лесу около реки. Капризная погода нам благоволила. Днем землю пригревало солнце, а ночью над нашим лагерем блестела россыпь звезд.

Нужно отдать должное, лов воблы — занятие не только очень результативное, но и потрясающе азартное и увлекательное. Рыбачили мы с утра, когда клев был получше, и до обеда. Во второй половине дня вобла обычно отдыхала. Хотя иногда, если устанавливалась очень жаркая для этого месяца погода, рыба хорошо ловилась и вечером.

Каждый день мы выбирали дежурного по лагерю и повара. Как правило, чередовались, чтобы никому не было обидно. Повар готовил еду, не отвлекая остальных от ловли.

Испытания на реке

В первый день мы опробовали разные виды снастей и остановились на одном варианте. Лидером по простоте и результативности стал спиннинг с тестом 40-80, длиной 2,7 метра. Он, выдерживая груз под 100 граммов, оказался достаточно чувствительным к поклевкам. При этом длина спиннинга позволяла делать дальние забросы, где можно было поймать крупные экземпляры.

Надо отметить, что на поплавочную удочку вобла тоже клевала. Но из-за сильного течения (сказывался сброс с Волгоградской ГЭС) постоянно приходилось перебрасывать снасть. А добыча зачастую отправлялась в реку из-за маленького размера, ведь дальность заброса была не более десяти метров. Через несколько часов подобной рыбалки я убрал удочку на берег, украсив низко висевшие ветки деревьев над берегом зацепившимися поплавками.

Испытания же донной снасти на резинке закончились, не дойдя до конца. Из-за отсутствия лодки (в этот период ловить с плавсредств было запрещено) довольно тяжелый груз мы попытались транспортировать своими силами. Несмотря на жаркое солнце, быстро прогревающее воздух, вода оставалась еще ледяной.

Нам приходилось бороться не только с холодом, но и с сильным течением. Так что, проплыв 10-15 метров, мы отказались от своей затеи и под «ободряющий» хохот соседей на берегу вернулись обратно. Подобных попыток уже больше не предпринимали.

Таким образом, к концу первого дня мы все вооружились спиннингами. Груз использовали стограммовый. Более легкий просто сносило течением. От груза шла леска 0,2 с поводками длиной в 10-15 сантиметров. Цепляли крючки № 5. Далее леска с помощью карабинчика крепилась к основной, толщина которой составляла 0,25 мм.

Изучение новой техники лова

Наживкой был красный навозный червь. Его требовалось очень много. Ход рыбы был таким, что червей мы нанизывали кусочками — для экономии. На качество поклевок такое урезание наживки не влияло.

Техника ловли была проста, как дважды два. Насадил, забросил слегка вверх по течению. Когда груз оказывался на дне, как раз напротив рыбака, следовала непрерывная поклевка. Несколько раз вытащив голые крючки или одну воблу, мы приноровились к новой технике лова.

Когда я ощущал вибрацию хлыста спиннинга, то резко поднимал его. Затем подматывал ослабленную леску и ждал несколько секунд. Кончик спиннинга обычно усиливал свою амплитуду. После еще одной подсечки я выбирал снасть. Данная техника принесла мне улов из трех вобл. Из них две были длиной около 20 сантиметров. Их я отправил в садок. Меньшая по размеру рыбка блестящей серебряной пулей была отпущена в быстрые воды.

Так же экспериментировали с забросом на разные расстояния. Более интенсивный клев происходит на середине реки и недалеко от поворота, где глубина была наибольшей. Ведь вобла все же морская рыба. Иногда пробовали использовать фидерную снасть. Но из-за быстрого вымывания прикормки и сильного течения эффективность этого орудия лова оказалась близка к нулю.

Разнообразное меню

Примерно к полудню клев сошел на нет, и азарт постепенно отпустил нас, мы подвели итоги. Из своих садков пересыпали улов в пластиковый короб на 30 литров и посыпали тушки рыб слоями соли. Емкость была заполнена уже на треть.

Ощущая усталость в плечах и правой забрасывающей спиннинг руке, мы переглянулись, и на наших утомленных лицах появились улыбки. Количество пойманной рыбы и качество отобранных экземпляров нас порадовали. Достаточно прохладные ночи и соль не позволяли испортиться улову.

Иногда из воды мы вытаскивали жадного полосатого разбойника, красноперку и карасиков по полкило. Благодаря этому можно было разнообразить обеды, основу которых обычно составляла тушенка. Окушки шли на приготовления ухи. А жареных карасиков мы с радостью и благодарностью съедали на ужин.

После нескольких дней рыбалки пришло время возвращаться домой. Я отлично отдохнул весной среди распускающейся зелени и просыпающейся природы. Да и вяленая вобла всем моим домашним пришлась по вкусу…

Отважные спутницы рыбаков

В следующие годы мы выезжали с женами — моей Ольгой и Юлией, супругой Дмитрия. Их не пугали спартанские условия проживания. Женщины с удовольствием разделяли нашу страсть к рыбалке. Юля даже несколько раз помогала нам, ловя воблу на спиннинг или удочку.

Особенностью отдыха в теплые весенние дни было большое наличие змей, которые проснулись от зимней спячки. Они могли ползать в нескольких метрах от тебя и даже забираться в садок. А иногда свешивались с дерева, возле которого мы сидели и обедали. Нам приходилось проявлять стойкость и, отпугивая змей от наших женщин, продолжать ловлю. А Ольга и Юля, облегчая нам жизнь, готовили еду…

Как уже говорилось выше, ход воблы зависел и от сброса воды с Волгоградской ГЭС, который бывал весьма неожиданным. Это мы поняли пару лет назад. Как обычно, в конце апреля ближе к началу мая мы с женами поехали на рыбалку в уже известные нам места. К тому времени я поменял ВАЗ-2114 на «Ниву Шевроле» с самодельным верхним багажником.

Благодаря этому мы все разместились в машине с относительным комфортом, несмотря на сумки с едой и вещами для кемпинга. Добравшись до реки Бахтемир, обнаружили огромное скопление людей. Берег был просто забит рыбаками… Относительно свободные места остались на небольших участках, проход к которым ограждали кусты.

Форсирование водной преграды

Причиной такого столпотворения был разлив реки. Вода перекрыла дорогу, ведущую в глубь леса. Рыбаки, нацепив резиновые сапоги, пешком перебирались через этот «лиман», длина которого составляла около 50 метров. Глубина была небольшой — примерно по колено.

Я же решил штурмовать водную преграду на автомобиле. Когда наши женщины поняли мой замысел, их разочарованные вздохи тут же сменились отчаянными криками! Хорошо, что Дмитрий, обув резиновые сапоги, успел провести разведку глубоких мест. В общем, на второй пониженной передаче я пробился на сушу. Воды было чуть больше полколеса.

— А вы боялись! — хорохорился я. — Главное — не забыть про нужную передачу!

Теперь весь лес был в нашем полном распоряжении. На этом берегу находились лишь несколько рыбаков, прошедших по воде в сапогах. Выбрав подходящее место, мы разбили две палатки, накачали матрасы и смастерили походные душ и туалет. Короче, разместились с максимальным комфортом.

Рыбалка также нас радовала, пополняя садок пойманной воблой. Тактику мы применили прежнюю, только приспособившись к изменению уровня воды. В прошлые годы нам нужно было спускаться на пару метров к берегу реки. Теперь же этого не требовалось, поскольку уровень воды в реке значительно поднялся. «Видать, сброс на ГЭС произошел пораньше», — подумал я.

Расплата за беспечность

В азарте рыбалки и отдыха прошло два дня. А следующей ночью мы поплатились за свою беспечность! Вздремнуть я решил в машине, поскольку надоело спать в палатке. Из объятий Морфея меня беспардонно выдернули стуками в окно.

— Роман, нас затопило! — прокричал во тьме Дмитрий. С накинутым капюшоном куртки друг весьма походил на какого-то мифического призрака или монстра.

Не до конца проснувшись, думая, что это очередная шутка приятеля, я включил дальний свет. Мамочки мои! Луч фар отразился от водной глади воды. Все пространство вокруг было залито! Мы за считанные минуты собрали лагерь. Палатки и вещи кинули на верхний багажник и в салон автомобиля.

Холодная вода была нам уже по щиколотку. Найдя бугорок повыше, мы въехали на него на машине и все забились в салон. Так проспали остаток ночи, здраво рассудив, что утро вечера мудренее. А с рассветом открылась полная картина затопления. Оказалось, что ночью река при поддержке сброса с ГЭС отвоевала несколько десятков метров у суши!

Разведка местности

Пока наши спутницы по несчастью развешивали сушиться вещи и палатки, мы с Дмитрием подъехали к выезду из леса. Да… Разлив расширился и увеличился вдвое. Благодаря низинам вода не задерживалась, а уходила дальше в лес. Так что ее уровень там, где мы проехали, повысился не так сильно.

Наша разведка продолжалась по лесу еще с полчаса. За это время мы окончательно убедились, что оказались на острове, отрезанном от остальной суши хлынувшей водой. Единственным возможным местом выезда являлась та дорога, по которой добрались сюда. Плюсом было то, что вода больше не прибывала.

Это все мы рассказали женам. Обсудили ситуацию и решили остаться еще на сутки. Ведь этой поездки ждали так долго! Выбрали новое место стоянки самое высокое. Девчата помогли опять разбить лагерь. А мы с Дмитрием продолжили рыбалку. День прошел неплохо.

На следующее утро лагерь был собран. Мы подъехали к разливу, отделявшему нас от «большой земли» и остальных людей. Девчат пришлось высадить на берегу, чтобы облегчить машину. Я в сапогах прошел будущий маршрут движения, отмечая места ям. Выяснилось, что по дороге ехать невозможно. Она пролегала через низину, и вода там доходила до пояса.

Переправа, переправа…

Прикинув альтернативный путь, я сел за руль. Сразу появились зрители, которым уже надоела рыбалка. «Главное — не застрять, не поймать волну в радиатор!» — билась мысль у меня в голове. Раздатка, вторая пониженная, газ. «Нива» взревела мотором и потихоньку стала толкать свое полуторатонное тело вперед. Стараясь объезжать глубокие места, я одновременно следил за уровнем воды. Иногда он оказывался выше бампера.

Ревя мотором, разбрасывая грязь и выдыхая дым, машина все же преодолела 200-метровый водный заслон. Выехав на сухую траву, я остановился, стараясь унять дрожь в руках. В салоне пахло тиной, паром, жженым сцеплением и… радостью. Пока Дмитрий переносил девушек на спине на этот берег, я осмотрел автомобиль.

— Ты как проехал? — спросил подошедший рыбак. — Вчера «Нива»-«коротыш» пыталась проехать в лес, застряла…

— На второй пониженной, — выдохнул я, все еще испытывая волнение от езды, и разразился громким смехом вместе с подошедшими друзьями.

Незваный гость

До дома мы добрались благополучно, а на следующее утро нас ждал сюрприз. Разгрузив автомобиль, я собрался ехать в Волгоград, чтобы отвезти Дмитрия и Юлию. Мы с другом стояли возле автомобиля, ожидая девчат.

Вдруг приятель резко отскочил в сторону, показывая рукой под «Ниву». Я увидел длинный хвост змеи, исчезнувший под днищем машины! Открыв капот, мы с Дмитрием, как саперы, осторожно обследовали пространство под ним. Через несколько долгих минут пришелец был найден. Им оказался уж. С помощью ветки я вытащил змею, отнес в ближайшую лесополосу и отпустил на волю.

Судя по тому, как быстро и проворно пресмыкающееся заняло щель в углу под капотом, оно хорошо знало это место. Должно быть, незваный гость приехал с нами с берега Бахтемира. Так что я в очередной раз убедился, что с весенней рыбалки в Астраханской области можно привезти не только улов, но и яркие запоминающиеся впечатления!

Роман Отришко, Волгоградская область.