На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Осторожный зверь

Крупный сурок

Есть про сурков забавный анекдот. Они очень осторожные создания и способны часами стоять столбиком, наблюдая, не летит ли орел, не крадется ли к ним волк, или лисица… А самые-самые внимательные… получают бампером в лоб!..

Забавно, но, когда автору этих строк довелось впервые встретиться с симпатичным представителем отряда грызунов, байбаки действительно машин почти не опасались. Так — нырнет в нору, когда до автомобиля метров 20-25 остается. Пропылит транспорт мимо, а крупный сурок уже из норы нос высунул и забавно усами шевелит: мол, что за чудище странное пробежало, да еще и… не очень ароматно пахнет.

А вот людей грызун опасался. И небезосновательно. Дело в том, что на то время в Поволжье это был один из немногих регионов, где на сурка разрешали охотиться. Так что зверьки знали о двуногих с «огненной палкой» в руке. И имели все основания их бояться. Вскоре мне довелось в этом убедиться лично.

На задании

Дело было лет 16-17 назад в Ульяновской области. Работал я тогда на одном из местных телеканалов. Впервые мне довелось увидеть сурка «живьем» в Инзенском районе, когда мы проезжали мимо на автомобиле.

А спустя несколько недель после такого «знакомства» одно из местных охотничьих хозяйств пригласило нас снять материал об этих зверьках. Они уже настолько расплодились, что стали представлять серьезную угрозу для соседних полей, на которых выращивали урожай.

И вот на сурков была организована охота. Итак, представьте себе… Инзенский район Ульяновской области. Рубеж 2000-х годов. Лето — в разгаре, на календаре уже почти август.

Рано утром съемочную группу из двух человек — оператора и вашего покорного слугу — забрала машина прямо от ворот телеканала. Благо от дома и мне, и моему коллеге добираться было не особо далеко. К 5 утра успели вовремя и без приключений пешочком дотопать.

Вооружились, чем смогли. Я взял микрофон и в качестве дополнительной нагрузки — штатив. Оператор прихватил, естественно, камеру и запасной аккумулятор.

В общем, загрузились и поехали. Дорога заняла два с лишним часа. И только часть пути проходила по хорошему асфальту. Пришлось прокататься и по пыльной грунтовке, и потрястись на ухабах.

Так что удовольствие от поездки мы получили еще то! Запасы прихваченной с собой воды таяли на глазах. Но наконец-то прибыли на место!

Справа находился поросший слегка уже подсохшей травой холм. Слева и впереди тянулись бесконечные поля. А перед нами открывался довольно обширный луг. В ширину он был метров 400, а в длину — раза в четыре больше. Тот тут, то там виднелись разбросанные сурчины — норы с высокими песчаными бортами (в среднем по 40 см каждый).

Стрелка часов уже подбиралась к восьми. Умелые охотники говорят, что в это время сурки обычно вылезают покормиться. Но пока мы никого не видели. Решили, что они, наверное, насторожились и попрятались.

С позиции зрителя

— Слушай, Сергей, а у твоей камеры с наездом как? — спросил охотник Александр Романов у моего оператора. — На сколько хватит?

— Ну… Метров на 70 можно снимать со штатива.

— Ох, плохо… Тогда нужно ползти!..

— Куда?!

— Одежда у вас нормальная по цвету. Главное, что белого нет. Да и вообще ярких пятен не видно. Значит, можно подобраться поближе. Вообще, для информации, стрелять сурка лучше из нарезного оружия. Уж больно он осторожен. Близко не подпустит, да и на рану крепок. В общем, метров со 100-200 его «охотят». А так как камера на такое расстояние слабовата…

— Ну это дистанция для крупного плана. А средние и общие можно и с большей дистанции снимать.

— Уже проще. Но все же подползем малость. Вон, видишь, самец выбрался?

На приличном удалении от нас действительно на сурчину выбрался крупный зверек. Встал столбиком и время от времени посвистывал.

— Давай глянем, что там на камеру получится…

Оператор принялся выставлять аппаратуру и заряжать кассету. Да-да, в то время о записи на флешки еще и не мечтали даже! Глядя на моего коллегу, сурок аж свистеть забыл! Любопытные они все-таки…

Наезд… Запись. «Далековато, конечно, но картинка лишней не будет», — решили мы. А вот для хорошего кадра действительно придется ближе подбираться. Вопрос только: как там снимать?! Если и в рост не встанешь, и шуметь нельзя!

Решение предложил все тот же Александр. Причем настолько нелепое, что поначалу даже не верилось, что оно сработает. А идея его была довольно простой.

Вначале раскрепляем ножки штатива с нижней стягивающей крестовины. Потом продвигаемся на сотню метров ползком. Достигнув нужного места, выставляем штатив на максимально низкую высоту, ставим камеру и снимаем.

При этом оператор… надевает на голову мохнатую зимнюю козью шапку, что уже несколько месяцев «каталась» в машине Александра. Бело-рыжая окраска этого головного убора далека от цвета естественных врагов сурка, так что он ничего не заподозрит. А поскольку оператор будет работать сидя да еще в подобной шапке, то станет совсем не похожим на человека.

Приближение по-пластунски

Перед началом этой операции нам выставили строгое условие. Съемочная группа должна была следить за охотниками. Раскладывать аппаратуру нужно было не раньше, чем Александр с напарником займут позиции для стрельбы из карабина.

То, как мы ползли к намеченному месту, — отдельная тема для разговора. Я волочил штатив, который, будучи лишенным нижней крестовины, стал необычайно своенравным и активным! Оператор тащил свою камеру…

Отведенную нам сотню метров мы преодолевали по ощущениям около получаса. Вымотались не меньше, чем вымазались. А «ухрюнились» так, будто не на охоте находились, а траншеи копали. Пот лил градом, на зубах песок скрипел… в общем, все удовольствия разом!

Наконец, добрались! Аккуратно приподняли головы над травой. Крупный сурок пока даже не догадывался о нависшей над ним угрозе. Более того, через сурчину, то есть метрах в 50 от первого зверька, на посту вытянулся еще один. Дальше на поле показался третий грызун. Он довольно далеко отошел от своей норы: видимо, решил подкормиться.

Ага! А вот и охотники появились, корча страшные лица… Значит, пора. Полулежа раздвинули штатив. «Главное — не шумнуть ненароком!» — билась мысль у меня в голове. Готово! Сергей натянул на голову шапку и одним неуловимым движением принял сидячее положение. Камеру просто поставил на площадку.

Если бы воткнул ножки штатива в грунт, то это было бы чревато последствиями. Фиксация обычно завершается звучным щелчком. Телевизионщики нас поймут. А в нынешней ситуации это было совсем ни к чему!

Сурок настороженно наблюдал за манипуляциями, но скрываться не спешил. А Сергей, пользуясь моментом, сделал несколько планов и «главного героя», и тех зверьков, что находились в поле зрения. На все ушла одна минута, не больше.

Я тронул оператора за ногу и молча задал вопрос движением бровей: готов, мол? Он в ответ только прикрыл глаза, что означало «да». Я прошептал одними губами:

— Запускай! Второго шанса не будет!

Сергей ограничился чуть заметным кивком. Я осторожно повернулся к охотникам, изучавшим меня в бинокль. Слегка дернул головой: дескать, давайте!

Оригинальное блюдо

Вот вроде ждешь выстрела. Знаешь, что будет вот-вот… Но все равно бабахнуло неожиданно! Причем настолько внезапно, что дернулся не только я, но и оператор. Мы посмотрели на сурчину. Зверька там уже не было.

«Попал охотник или промахнулся?» — мучили меня сомнения. Вопросов было море, однако времени на них уже не осталось. Мы вскочили с места и, как заранее договорились, побежали. Вдобавок Серега на ходу еще умудрялся снимать приближающихся охотников!

Вот и нора. Вблизи стало ясно, что из нее торчали задние лапы сурка. Значит, стрелок точно поразил цель. Александр нас просветил, что, если попасть не по месту, зверек просто уйдет в глубь своих ходов.

А эти норы уходят под землю на несколько метров. И в длину бывают намного больше. Если сурку удастся скрыться, тогда… пиши: пропало. Достать его будет уже невозможно.

Потому опытные охотники советуют стрелять из более точного и дальнобойного нарезного оружия. При этом не стоит чураться оптики. В нашем случае пуля точно вошла в шею сурку, зацепив позвоночник. У грызуна просто не оставалось шансов…

Что было потом? Мы с Серегой «оторвались» по полной! Охотники и ползали, и залегали, и целились. Даже пару выстрелов «в чисто поле» сделали. А куда было деваться? Требовалась хорошая картинка для сюжета!

Почему они начали шуметь, а не продолжали охотиться? Да просто сурки в Инзенском районе были уже «дрессированными». Для них выстрел означал опасность. А раз так, то серьезно напуганные зверьки уходили в «подполье». Прятаться они могли сутки, а то и больше.

Да и трофей, взятый охотниками, оказался на удивление крупным. Килограммов на восемь потянул. Поэтому другой добычи в тот день уже не требовалось. Однако жаркое из сурка мы смогли оценить лишь через четверо суток. Стрелки сказали, что сразу его готовить не рекомендуется.

А когда охотники привезли на телеканал чугунок с ароматно поджаренным мясом, попробовать не отказался никто. А, впрочем, вначале коллеги и не подозревали, что именно они едят. О том, что это было блюдо из сурка, мы рассказали уже после дегустации.

Александр поведал нам, что на следующий день на соседней делянке, примерно в трех километрах от места нашей съемки, они с напарником взяли еще пару зверьков. Ну а мне осталось только грезить о том, чтобы когда-нибудь самому поохотиться на одновременно осторожного и любопытного сурка. К слову, наш сюжет на телевидении тогда получился очень даже интересным!

Советы из Интернета

И вот наступил 2015 год. К этому времени я успел прожить в Татарстане уже почти семь лет. Оформил охотничий билет, завел себе пару ружьишек. И в один прекрасный день в июле получил от знакомого из Альметьевского района интересное предложение — отправиться в межсезонье в угодья и попытаться добыть сурка… гладкостволом.

«Хорошая штука — Интернет!» — подумал я, решив заранее теоретически подготовиться к поездке. И действительно, на просторах Всемирной сети можно было найти информацию о чем угодно. В том числе и об охоте на хитрого свистуна, да еще с гладкостволом.

Правда, после нескольких часов штудирования специализированных сайтов у меня возникло стойкое ощущение, что мы с Ильдаром — большие оригиналы. По крайней мере, сложилось представление, что на многих форумах именно так воспринимают людей, которые пытаются взять сурка с расстояния менее сотни метров и без приличной оптики.

А с другой стороны, ну не покупать же хороший импортный прицел с хорошим приближением для «Моссберга» или «Сайги»?! Коллиматора для них вполне достаточно.

Хорошо, что в бескрайних пространствах российского сегмента Интернета отыскались такие же авантюристы, как мы. Правда, они несколько охладили наш пыл. Оказалось, что стрелять сурка из гладкоствола надо с дистанции в 15-20 метров.

В крайнем случае рекомендовали открывать огонь с расстояния вдвое больше. Но для этого следовало быть очень уверенным в ружье и собственном глазомере. А как же подобраться к сурку так близко?

Опытные охотники предлагали несколько рецептов. Во-первых, можно было соскочить из движущегося автомобиля. Во-вторых, засесть у сурчины загодя и… прикинуться холмиком. Без каких-либо звуков, движений и запахов.

Коллеги по увлечению настойчиво утверждали, что лучше всего занять позицию с утра пораньше — желательно с рассветом. Иначе можно было остаться с носом, поскольку «хомяки», или «слоны», как их называют профи, охотнее выбираются на перекус именно с восходом солнца, а не ближе к его закату.

По совету тех, кто уже брал щекастого, я решил взять из своего арсенала «Сайгу» с насадкой — «парадоксом». Из боеприпасов сделал ставку на пулевые патроны, подкалиберные.

Поехать на охоту я собирался в середине дня пятницы. Как раз накопилась пара отгулов. У Ильдара и вовсе был отпуск, так что до вечера понедельника у нас имелась масса свободного времени. Единственное, что удручало, — стоимость путевки. Мне казалось, что одна тысяча рублей за голову сурка — это многовато…

Две колонии зверьков

Путь от Казани до Альметьевска занял три с лишним часа. Так что к Ильдару я приехал ближе к вечеру. Приятель заранее озаботился покупкой путевок, поэтому можно было сразу ложиться спать. Вставать-то предстояло рано, чтобы успеть к месту охоты.

Ильдар уже успел побывать там, где нас ждали сурки. Их две колонии расположились на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга — около километра.

Мой напарник взглянул на нашу будущую добычу и сказал, что зверьки там пока еще не особо пугливые. По крайней мере, когда он проезжал вдоль склона холма буквально в сотне метров от сурчин — не очень-то и торопились спрятаться. Скорее любопытничали: что это за зверюга четырехколесная забрела в их владения?

Встали мы затемно и, почаевничав, двинулись в путь. Ехать не особо далеко, но все же решили перестраховаться и прибыть на место заранее. За руль усадили брата Ильдара Айрата. Он должен был высадить нас и, чтобы автомобиль не маячил на виду, отправиться домой — досматривать сны.

Ну а мы оставались караулить грызунов — каждый у своей колонии. Решили сразу разделиться, чтобы не мешать друг другу.

Сурчину мне указал Ильдар. Сказал, накануне именно здесь видел местного «слона» — крупного самца весом около 7-8 килограммов на первый взгляд. Так что был повод затаиться и дождаться хозяина. Вот я и улегся в 15 метрах от цели.

Что самое сложное в охоте на сурка? Ждать. Застыть неподвижно, не шевеля ни ногой, ни рукой. Не крутить головой лишний раз. И даже за флягой с водой не тянуться. А собственное тело, словно издеваясь, начинает преподносить один сюрприз за другим: то зуд появляется, то тянет чихнуть или кашлянуть, то нога затечет, то рука.

А земля… она звуки ох как хорошо передает! Так что нужно давить все эти позывы в самом зародыше… А впрочем, ты и дышать забываешь, когда вдруг где-то на грани восприятия ощутишь, что уже не один здесь! Что зашумел где-то в норе упитанный «хомяк», забормотал недовольно…

О! Высунулась на мгновение из продушины сурчины круглоухая голова. Свистнул разок резко хозяин и нырнул обратно. Говорят, что те, кто первый раз на такую охоту выходит, именно в этот момент чаще всего и совершают ошибку — стреляют. И потом остается только собирать вещички и отправляться восвояси.

А у хитрого сурка на то и расчет. Зверек хочет заставить врага себя проявить. Будь то двуногий, четырехлапый или пернатый. Ну да… мы хоть новички на такой охоте, а начитаться теории успели. Поэтому спокойно ждем-с…

Мечты сбываются

Надолго затянулась пауза. Я застыл минут на 15-20. А сурку все время что-то не нравилось. Он ворчал сварливо из норы, а нос не показывал. Наконец, решился! Выставился наполовину из норы. Провернулся настороженно, готовый в любой момент нырнуть обратно.

Говорят, что любая животинка взгляд человека чувствует. Поэтому я культурно опустил глаза, дабы не смущать грызуна. Он свистнул раз, другой… Где-то за моей спиной в нескольких десятках метров ему ответил собрат. И мой визави расслабился. Не то чтобы совсем, но…

Выбрался целиком и встал столбиком. Принялся водить носом туда-сюда, забавно шевелить усами и орать. Вот откуда в таком не самом крупном зверьке столько звука?! А я наблюдал вполглаза. Решил дать ему отойти чуть подальше — метра на два хотя бы. Нужно же сурку и погрызть что-нибудь.

Наконец, он решился. Опустился на все четыре лапы, хвост задрал. Шагнул разок-другой, встал. Покрутил головой, словно раздумывая: стоит ли рисковать или вернуться обратно — в уютную и безопасную нору. Еще немного отошел…

И тут со стороны, где расположился Ильдар, раздался выстрел! Вроде и дистанция с километр, а слышно неплохо. Сурок подобрался весь, готовясь кинуться к себе домой. Но давать ему такую возможность я не собирался. Сухо кашлянула «Сайга»… И… сурок рванул к норе!

В моей голове крутились мысли: «Как так? Попал ведь! Шлепок был. И как клок шерсти из шеи вылетел видел. Куда же он?!». На автомате я попытался еще раз прицелиться в сурка. А он… уже свалился. С полметра не дотянул до сурчины.

Так что я не промахнулся. Пуля 410-го калибра, выпущенная с 15-16 метров, попала зверьку точно в шею, практически перебив позвоночник. И даже после этого крупный сурок не сразу остановился. Правильно говорят, что он крепок на рану!

Я поднял трофей за задние лапы, а у самого руки тряслись. Нет, конечно, у меня уже были другие охоты. И на кабана удачно ходил, и птицы настрелял немало. И дикого кролика добывал, и зайца… А вот сурок у меня оказался первый. И вообще я словно превратился в новичка на охоте.

Созвонился с Ильдаром, чтобы узнать, как у него шли дела. А… тоже удачно! Мы встретились и обменялись впечатлениями. Их было очень много! Потом набрали номер Айрата и сказали ему, что уже можно выезжать за нами…

P.S.

Уже по возвращении мы впервые в жизни взялись вытапливать жир сурка, что, по слухам, обладает целебными свойствами. Попробовали замариновать и приготовить мясо, но едва не забыли удалить железы… Хотя это уже отдельная история.

Но в итоге вроде бы все получилось. В поле на этот раз решили больше не выбираться. Зачем, если мяса нам с лихвой хватало? Да и не виделись давненько, поэтому предпочли просто пообщаться, поговорить за жизнь во время небольшого застолья.

А в гости к суркам наведались снова пару недель спустя, когда охотничий зуд уже вновь начался и ночами спать спокойно не давал. Правда, с первого раза нам теперь не повезло: не удалось добыть зверька. На втором заходе попробовали подстеречь свистуна на вечерней зорьке. И вновь безрезультатно! Осторожничать стали грызуны.

Но без добычи мы все же не остались, высидели своих сурков — помоложе да мясом помягче. Но это уже совсем другая история!

Арсений Маврин, г. Казань.

Источник

Картина дня

наверх