Голубая тайга

Вот и закончился летний сезон. Грустно. Пора подводить итоги, вспоминать яркие моменты прожитого лета, которых было немало. Хочу вспомнить поход по Забайкальскому краю, который проходил по Читинской области, и даже побывали в Бурятии по границе с Якутией.

Долго ехали по железной дороге. Целых пять дней, и приехали на станцию «Новая Чара», что в Забайкалье на БАМе.

В путешествие отправилось всего четыре человека, хотя собиралось в два раза больше. Встретил нас водитель на своем трехостном «Урале». Другие машины забросить на начало маршрута нашего похода просто не в состоянии. Извозчик обещал доставить на реку Катугин за 9 часов, преодолев 90 км.

Сами цифры говорят о характере дороги. Последние 30 км таковой вообще не было. Ехали по руслу реки, и удивительно, доехали. Сей факт вынудил нас изменить свое отношение к отечественному автопрому в лучшую сторону.

В пути видели удивительное явление - наледь, которая не успевает растаять за короткое лето. Она лежит в долине р. Чина, растянувшись на 2 км, а толщина льда 2,5-3 метра. И это в конце июля! Нам как-то не верилось в истинность своих зрительных ощущений, но, побродив по скользкому холодному льду, убедились в ее реальности.

Река Катугин встретила нас безлюдьем и неестественной прозрачностью воды. Попытки что-то в ней поймать положительного результата не дали. Следующий день был занят сплавом на катамаране. Мы и плыли, и проводили наше судно, бредя в ледяной воде, и протаскивали его по скользким камням. Одним словом, было не до рыбалки. К вечеру, преодолев выходную шиверу, вплыли в реку Калар. Это уже большая полноводная река, сулившая менее трудоемкий сплав и возможность, наконец, поймать рыбу, но рыба думала иначе. Только через пару дней, став дневкой на притоке (р. Луча), мы осуществили свое желание. Начал клевать хариус, да не в Каларе, а в Луче. Куда пришлось идти несколько километров, поднявшись за прижимы выходных шивер. Не скажу, что это было просто, но первый десяток хариусов поймали. Они были некрупными рыбками по 300-400 граммов. Все стало на свои места. Как положено при сплаве по реке, вечером в меню - рыба.

Следующий день подарил нам первого ленка. Причалили к берегу, чтобы обследовать темнеющий в обрыве вход в пещеру. Сергуня, наш самый заядлый рыболов, отказался от экскурсии, заявив, что время надо использовать по назначению, то есть на рыбалку. Посетив пещеру, вернулись к реке и увидели счастливое лицо нашего рыболова. Он держал в руках 3,5- килограммового ленка. Наше возбуждение вылилось в конкретные действия. Все заработали спиннингами. Но удача, видимо, выбрала только Сергуню и на других не распространялась.

Поплыли дальше. Несколько дней так и было – один ловил, остальные облизывались. Между тем, дни стояли жаркие, даже по южным меркам, за 30 градусов. Вода в реке «падала». Притоки совсем обмелели. И вот результат - замечаем на склоне облако дыма. Причалив, поднимаемся к этому месту. Обнаружили ползущий по лесной подстилке фронт огня. Пару часов боролись с его распространением, и вроде не напрасно. Открытого огня не стало, но тайга выше этого места тонула в дыму.

Чумазые, как черти, с оплавленными веслами, главным нашим орудием пожаротушения, спустившись к реке, мы продолжили сплав. За этот поступок дух реки послал нам благодарность – небольшого тайменя. Самое удивительное, что таймень достался опять Сергуне, который при пожаротушении откровенно «филонил».

Чтобы «сохранить лицо», наш рыболов отпустил хозяина здешних вод, приняв академическую позу, как у Пушкина в сказке «О рыбаке и рыбке». Это помогло. В следующие дни таймешата стали попадаться и не только ему. Самый крупный потянул на 9 кг. Для тайменя это, конечно, немного, но в наше время и 9 кг – большая удача. Самое интересное, что он был пойман на блесну «мепс» единичку. По всем законам физики, тройник должен был разогнуться моментально, но рыба накрутила на себя леску, что позволило ее вытянуть. Сергуня с большим трудом пережил такое счастье, правда, ему сильно помогла бутылка, и отнюдь не воды.

В воздухе в массовом количестве появилась «мошка». Ее было так много, что стало трудно дышать. Хорошо, что она жила строго по часам, и в не свое время куда-то исчезала.

Дымка от пожаров постепенно перешла в тучи. Они сгущались, сгущались и через несколько дней совсем накрыли реку. Солнце пробивается сквозь них бледным кругом. Ночь наступает раньше на пару часов, да и днем не очень светло. Пришлось, намочив полотенца, завязать ими лицо. Такие самодельные противогазы помогли не хватануть в легкие угарного газа. Все чувствовали себя вполне комфортно, голова не болела. Впрочем, в «намордниках» плыли только один день.

В затруднительное положение мы попали по другому поводу и отнюдь, не из-за пожаров. В рыбе группа не нуждалась, и ловить ее было незачем, а наш рыболов заявил, что пошел в поход ради рыбалки и продолжит спиннинговать, отпуская пойманную рыбу, как это делают рыболовы в Европе. Мои возражения, что 10-15% отпущенной рыбы все равно погибнет и нехорошо карябать железками таких красавцев,  его не убедили. Пришлось искать компромисс: он на блесне меняет тройник на одинарник, спиливая на нем бородку, а мы прекращаем ругать его за приверженность к ненашим обычаям. На том и порешили.

Каждую ночь на песке вокруг наших палаток появлялись следы – то медведя, то волков, то росомахи, то изюбря. Вначале это настораживало, но затем мы поняли, что зверей интересует не наше присутствие, а река, спасающая их от пожаров. Опасное соседство перестало нас беспокоить. Пришлось увидеть и самого хозяина тайги. Мы плыли по реке, он косолапил по берегу. Увидев медведя, направили катамаран к мишке, открыв фотосессию. Виновник же сего спокойно вышагивал среди кустов, не обращая на надоедливых туристов никакого внимания. Так спокойно и ушел. Нам стало даже обидно. Поразмыслив, мы его реабилитировали. Он здесь у себя дома. У него свои заботы – а мы так, приезжие. Что на отдыхающих обращать внимание.

В устье Калары наконец погода изменилась. Вплыли в Витим под дождем со встречным ветром. Вот когда началась работа. Одежда несмотря на водоотталкивающую пропитку промокла. Ветер срывал накидки от дождя, мешал грести. Река «пухла» на глазах, отмели исчезли. Тайга насупилась и намокла. Остановились на ночевку против впадения крупного левого притока реки Цыпы. Дождь шел два дня и поднял уровень воды примерно на три метра. Когда ливень прекратился, вода все продолжала прибывать. Для нас это значило  конец рыбалки.

Река несет бревна, бочки, мусор. Прозрачность ее сошла на нет, особенно после впадения бурой воды р. Цыпы. Нет худа без добра. Река сама несет, можно подумать, вывести закономерности: «Почему в одном месте рыба есть, в другом она отсутствует?»

Вначале похода вода была средняя и в результате жаркой погоды прогрелась. Рыба ушла к ключам. Мы ее не нашли. Потом воды стало мало, и рыба начала скатываться в Калар, на глубину. Во время этой подвижки мы ее и ловили. Причем рыба ловилась на перекатах, а не в ямах, она была «ходовая». Когда вода прибывала, рыба пошла в притоки или осела в ямах и временно перестала кормиться. Все правильно. Вода прибывает - рыба идет вверх. Вода убывает - рыба «сваливается» вниз.

В конце похода мы встретили местного рыбака и в беседе изложили свои наблюдения. Этот «местный» живет рыбой и обладает обширными знаниями о ее поведении. Его ответ сводился к следующему: «Ваши наблюдения теоретически правильные, но не отражают всех фактов, влияющих на ее жизнь. Весной в устье Калары был ледяной затор, и проходная рыба не пошла в него. Вы ловили местную. Вам сильно помогла засуха, а то остались бы совсем без рыбы. Вообще рыба перемещается в течение всего года. На ее количество и видовой состав в данном месте влияют условия всего года. Вы этого оценить не можете. Можете что-то предполагать, но только местный, живущий рыбой, знает где, когда и чем можно ее взять».

Сие утверждение, сколь оно не было прискорбно для нас, было признано истинным и оценено по достоинству.

Через пару дней Витим, прорезав последний хребет, вынес нас к железнодорожному мосту. Это конечная точка активной части путешествия.

Спасибо рекам, по которым мы за 17 дней прошли 500 километров. Они к нам отнеслись благосклонно, подарив несколько тайменей, два десятка ленков, а хариусов без счета. Спасибо голубой тайге и ее обитателям. До встречи в следующем году!