За отборной таранью на Ейский лиман

Ловим отборную тарань в Ейском лимане, фото

Ловля тарани со льда Ейского лимана – это удивительное приключение, способное наполнить яркими эмоциями жизнь любого рыболова. Есть в этой рыбалке какая-то изюминка, что-то такое, что из года в год притягивает на лиман тысячи людей. Они приезжают отовсюду, преодолевая расстояния в сотни километров. Я тоже влюблён в те места и, когда обстоятельства позволяют, еду туда с удовольствием.

Вот и в этот раз всё сложилось в пользу рыбалки. Благодаря сильным морозам, стоявшим несколько дней на Кубани, лиман покрылся надёжным льдом (15 см). Рыбаки из моего поселения сразу принялись обзванивать друг друга, узнавая информацию у тех счастливчиков, кому уже удалось там побывать. Слухи, как обычно, разнились. Одни говорили, что поймали мешок тарани, другие – всего несколько килограмм, но «пустым» оттуда не вернулся никто. Всё указывало на то, что рыба из Азовского моря в лиман уже зашла, а значит, можно было отправляться на рыбалку.

Дорога

Путь к лиману неблизкий (150 км в одну сторону), ехать в одиночку накладно и опасно: мало ли что может случиться в дороге? Поэтому на такие дальние рыбалки лучше ездить с друзьями. В этот день мы поехали втроём: я и два моих товарища. Выехали рано, надеясь встретить рассвет уже на месте. Конечным пунктом нашего маршрута была Николаевка – небольшое поселение, расположенное на берегу Ейского лимана. Добрались мы туда ещё затемно.

Несмотря на столь ранний час, весь посёлок был битком забит машинами рыболовов. Дело в том, что сюда съезжается много любителей ночной ловли в палатках, к тому же браконьеры-сеточники активно промышляют, поэтому это обстоятельство меня не удивило. Машины стояли везде: у берега лимана, выше по склону, на улицах в самом посёлке (сочувствую местным жителям). В общем, припарковаться я смог только через 15 минут и то вдалеке от водоёма. Но это ничего, главное, что мы были на месте. Выгрузив рыболовное снаряжение из машины и взвалив его на плечи, мы стали спускаться к ледяной глади лимана.

Несколько слов об экипировке

Каждый из нас взял с собой минимум вещей, так как идти по льду предстояло далеко. Было взято самое необходимое: санки, ледобур, палатка, складные стулья, рюкзаки с рыболовными принадлежностями и сумка с провизией. Одеты мы были в рыбацкие комбинезоны, обуты в тёплые ботинки, поверх которых у всех были надеты резиновые бахилы. Зачем они нужны? Видите ли, из-за большого скопления людей выход на лёд здесь представляет собой месиво, состоящее из жидкой грязи и воды. По морозу пройти можно и в обычной обуви, а вот при плюсовой температуре без бахил не обойтись.

Утреннее нашествие

Раннее утро на лимане напоминает час пик в городе, когда тысячи людей спешат на работу. Здесь движение почти такое же, только цель все преследуют другую. Рыболовы массово выходят на лёд из разных посёлков, расположенных вдоль всего побережья лимана, и двигаются к его центру. Идут и едут, поодиночке и большими группами: пешком, на мотоциклах, автомобилях, кто и вовсе на каких-нибудь диковинных средствах передвижения (чудаков хватает!). Бодро маршируют с санками, пластиковыми корытами, непонятными тазами – грохот стоит такой, что удивляешься: как в таком шуме рыба может клевать?

С восходом солнца мы зашли на лёд. Уложив вещи на санки, тронулись в путь. Шли около часа, пока не добрались до группы компактно расположенных палаток. Это стояли «ночники» – любители половить рыбу ночью, когда вокруг меньше шума. Два мужика курили у палатки. Я пообщался с ними и выяснил, что ночью тарань ловилась неплохо, а примерно с пяти часов утра клёв стал эпизодическим. Очевидно, основной косяк куда-то сместился. Тут уже надо было искать рыбу, и мы, вооружившись снастями, разбрелись кто куда.

Арсенал

Отправляясь за лиманной таранью, я обычно беру с собой две коротких удочки («балалайки»), которыми удобно рыбачить в палатке, и две длинных, более эффективных при ходовой ловле. На «балалайках» у меня стоят кивки, а длинные удилища оборудованы поплавковыми оснастками. Следует отметить, что на лимане особое изящество в оснастках не требуется, напротив, леску здесь нужно ставить толще (0,15 мм), а крючки или мормышки большего размера, чем при ловле белой рыбы на обычных водоёмах. Местная тарань образует огромные косяки. Пищевая конкуренция в них достаточно высока, поэтому рыба с жадностью поедает всё, что хоть немного напоминает пищу. Здесь нет необходимости «уговаривать» её на поклёвку, играя мормышкой, достаточно опустить наживку в воду, и кивок тут же решительно выгибается вверх – только успевай подсекать!

На что ловить и чем кормить?

Опыт многих рыбалок показывает, что самой эффективной насадкой для лиманной тарани является клейковина, окрашенная в ярко-красный цвет. Неплохо работает и коровье вымя, а вот опарышей и червей брать с собой не стоит вовсе, так как на них в основном клюёт мелочь. Кормить рыбу, которая и без прикормки отлично ловится, я считаю занятием бессмысленным и даже вредным (собирается много мелочи). Но наших рыболовов в этом смысле уже не переделать: пока не вывалят в лунки мешок кормов, не уймутся. Поэтому не отчаивайтесь, если забыли прикормку дома, – сотни свободных закормленных лунок здесь всегда к вашим услугам!

В поисках рыбы

Итак, вернёмся к рыбалке. Как я уже сказал ранее, мы с приятелями разошлись в разные стороны. На лимане это обычная практика. Если кто-то находит рыбу, то сразу звонит друзьям, указывая им направление движения к заветному месту. Но в это утро нормального клёва не было нигде. Лишь изредка я наблюдал, как отдельные рыболовы вытаскивали по рыбке, но это было не то. При нормальном клёве все так размахивают руками, что мимо точно не пройдёшь.

Тарань стала ловиться около 11 часов утра, причём у всех, кто попадал в поле моего зрения (палатки не ставили, было тепло). Я тоже нашёл две рабочие лунки, из которых начал методично её таскать. Сразу двумя удочками, потом одну пришлось отложить в сторону: поклёвки следовали одна за другой, едва только мормышка опускалась в воду. Интенсивная ловля продолжалась примерно до 13 часов, после чего рыба стала капризничать. За это время мне удалось поймать почти ведро отборной тарани. Мелкую рыбёшку я отпускал (менее 16 см), так как ловить её здесь запрещено.

Весь остаток дня клёв был вялым, сильно досаждала мелочь. Ближе к вечеру одной из моих мормышек соблазнился судак, но вытащить я его не смог: произошёл обрыв снасти. И размера-то он был небольшого, но леска не выдержала рывков. Вскоре ко мне подошли товарищи, и мы, обсудив успехи друг друга, решили не спеша двигаться к берегу.

Неприятное происшествие

На обратном пути мы стали свидетелями одного скверного случая. Пьяный мотоциклист, перевозивший людей на берег в каком-то самодельном деревянном корыте, приделанном к мотоциклу, на большой скорости угодил передним колесом в майну, оставленную браконьерами (видимо, сети под лёд запускали). Мотоцикл, естественно, встал как вкопанный, а люди, сидевшие на нём, скрутили в воздухе сальто и со всего размаху ударились об лёд… Жуть!

Первые несколько секунд никто из них не шевелился, и дурные мысли сразу же полезли в голову. Но, слава богу, всё обошлось. Со стонами, ругаясь и кряхтя, мужики кое-как стали подниматься. Вся их поклажа разлетелась далеко по льду. Ох, и досталось же тогда водителю мотоцикла! Мало того что он взял с людей деньги за перевозку, так ещё и калеками их чуть не сделал.

Оставшееся расстояние до берега прошли спокойно. Зато там нас ждала очередная неприятность: ужасная грязь по колено. Тащить по ней санки не представлялось возможным, поэтому мы несли их в руках вместе с уловом и остальными вещами до самой машины, периодически останавливаясь для отдыха на кочках, поросших травой. Пока добрались до автомобиля, пот с нас лил градом, как в сауне. Одним словом, порыбачили на славу!

Заключение

Рыбалка удалась. Улов в этот раз хоть и не был рекордным по лиманным меркам – я поймал ведро тарани, моим друзьям повезло чуть больше – всё же это совсем неплохой результат. Да и, в конце концов, разве в количестве пойманной рыбы счастье? Главное – это сам процесс, общение, эмоции, юмор – то, что навсегда останется в памяти, а закуску к пиву можно купить и в магазине. А вы как думаете, уважаемые читатели?