На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Хариус на Ангаре

поймать хариуса

Бурный поток холодной воды, проносящийся мимо тебя, может завораживать своей силой и красотой. Я вырос в городе Абакане, который находится на берегу одноименной реки, берущей начало далеко в горах. Название в переводе с хакасского языка означает «Медвежья кровь». Абакан сливается с могучим Енисеем. Я рыбачил на этих реках, а летом даже в них купался. Но когда судьба меня занесла на север Иркутской области, в город Братск, там я увидел еще одну крупную и пленяющую своей красотой водную артерию Сибири — Ангару.

В 2000-е годы в Абакане было непросто найти хорошую работу. Я решил вместе с родителями пожить в Братске — они там устроились по контракту на местную швейную фабрику. Снасти, оружие и резиновую лодку «Прощай, молодость» отец при переезде не продал, поскольку всю свою сознательную жизнь остается заядлым рыбаком и охотником.

Предложение, от которого нельзя отказаться

В Братске мы стали выяснять, где можно хотя бы окунишек половить в свое удовольствие. Первые полгода прошли в поисках интересных мест и единомышленников — таких же заядлых рыбаков. И вот на фабрику устроился работать водителем Андрей Леонидович Фальков. Он тоже не мыслил жизни без лова — как зимнего, так и летнего.

Пока друг к другу присматривались, успели несколько раз вместе съездить на рыбалку, в том числе и с ночевкой. Были и у местной достопримечательности — «Трех богатырей» (так называют огромные тополя, растущие рядом).

Андрей Леонидович познакомил нас со своими друзьями — увлеченными удильщиками. В этой компании можно было найти и бизнесмена, и спортсмена, и простого рабочего… Но всех объединяли любовь к природе и желание ловить рыбу легальными снастями.

Во время зимы, как только ближайшие водоемы замерзли, мы стали выезжать на лед. Основным нашим трофеем был окунь. Попадались чаще всего средние экземпляры, хотя старожилы говорили, что раньше частенько удавалось поймать особей весом более килограмма. Полосатый разбойник в те годы хватал хоть блесну, хоть «балду». А сейчас, дескать, окуньки измельчали и стали привередливыми.

Как-то во время одного из зимних выездов я поинтересовался перспективами на лето. Андрей Леонидович предложил отправиться за хариусом на Ангару. Такую возможность грех было упускать, и мы согласились.

Снасти, приманки, лодка

Потянулись дни и вечера, посвященные подготовке к предстоящему путешествию. У нас еще не имелось своих снастей для ловли хариуса, следовало их изготовить. Мы стали выспрашивать, что и как делать. Добыли пенопласт, из которого вырезали и обтачивали большие поплавки, подходящие для такой рыбалки. Катушки взяли еще советские, качественные, проверенные годами использования. Снаряжение подгонялось и настраивалось.

Возник острый вопрос: какие крючки нужны для ловли хариуса? Андрей Леонидович предложил нам не переживать по этому поводу и пообещал взять для нас «мух», поскольку занимался производством таких приманок. Но мы ведь сибиряки и привыкли сами все делать. Он пару раз показал нам, как изготавливаются «насекомые», способные заинтересовать рыбу.

Теперь наши вечера, а иногда и обеденные перерывы поглощал процесс «мотания мух». Поначалу многое у нас не получалось, был большой процент бракованных изделий. Иногда выходила экзотика, ни на что не похожая. Мы создавали и черных, и полосатых, и розовых «насекомых»… самых разных. Только пока не знали, будет ли на них клевать рыба.

К концу весны нам удалось выйти и на достаточно высокий уровень. Мы пытались сравнивать своих «мух» с магазинными и не находили внешних отличий. Разница была только в расходах на производство и себестоимости готовой продукции…

И вот пришло лето. Отмечаем мой день рождения 18 июня, а утром просыпаемся и видим, что все вокруг белым-бело! За ночь снег выпал! Вот вам и север Иркутской области, где даже летом возможно неожиданное похолодание.

А черемуха уже давно зацвела, это главный признак того, что скоро придет пора собираться в дорогу. Но, прежде чем отправиться в путь, нужно еще проверить надувную лодку «Бегемот», которую мы выменяли на компьютер. Прежний хозяин в Иркутске использовал ее для сплавов и рыбалки. Мотора не было, только весла… и надежда на свои силы. Лодка наполняется воздухом, проверяются все швы — проблем не обнаружено.

Наступают жаркие дни в преддверии июля — значит, пора уже отправляться. Заявление на отпуск давно подписано, нас больше ничего не удерживает в Братске.

В пути

Выезжаем рано утром на японском внедорожнике. Прихватив остальных участников экспедиции на Ангару, берем курс на Усть-Илимский район. Я думал, что трасса в эти часы будет пустынной, но ошибся. Видимо, водители грузовиков совсем не отдыхают и возят лес круглыми сутками.

Дорога просматривается далеко вперед — от одной горы и до другой, а по бокам — тайга. И не ровные посадки деревьев, а настоящий бурелом и чащоба. Дизель равномерно урчит, а мы под этот мерный рокот разговариваем про историю Братска и его окрестностей.

— Здесь раньше морозы были до 50 градусов. А как плотину поставили и водохранилище разлилось, так сразу теплее стало, — рассказывал Андрей Леонидович. — Зато и относительная влажность воздуха повысилась. Теперь, когда на улице минус 40 градусов, дышать можно только через рукавицу. Наверно, сами заметили: полной грудью не вдохнешь, кажется, что иголками колет.

Доехав до Усть-Илимска, мы свернули на гравийку. Это была не настоящая дорога, а скорее лишь направление среди поваленных и еще стоящих деревьев. Пробираясь среди этой чащобы, примерно через десять километров достигли обрывистого берега.

Пред нами открылся вид на широкую реку, которая с виду казалась вроде бы спокойной и мирной. Но это впечатление обманчиво. Стоит подойти ближе и опустить руки в воду, чтобы ополоснуть, как сразу почувствуешь обжигающий холод, а пальцы начнет сводить от судорог.

Предупреждение от Валерия

На берегу нас ждал приятный сюрприз. На поляне стоял желтый, побитый жизнью «Москвич». Взглянув на реку, мы увидели человека, который ловил с резиновой лодки. Это был наш знакомый рыбак Валерий — местный житель.

Пока ждали его, развели костер и поставили котелок на огонь. Андрей с Эдуардом спустились к реке и «надергали» несколько хариусов для ухи. Пока рыба варится, можно и вещи разобрать. В этот раз мы решили обойтись без палаток и ночевать в машинах.

Подготовили лодки и снасти, а тут и Валерий причалил со своей добычей — почти полным 10-килограммовым мешком из-под крупы. Мы поприветствовали друг друга, расселись у импровизированного стола. Завязалась беседа, нам было интересно, на что лучше ловить и какие вообще новости в округе.

— Вы только костер не тушите! — предупредил Валерий.

— Почему? — спрашиваю я.

— Тут медведь выходил в деревню… Пока мужики рыбачили, он залез на крышу и попрыгал там…

Наши посиделки закончились только под утро, когда почти все разошлись. За это время мы еще больше сдружились с Валерием. Он рассказал, где и как лучше ловить, посмотрел намотанных нами «мух» и часть сразу же забраковал, пояснив, что на них клева не будет. Некоторые из приманок посоветовал использовать только в пасмурные дни, другие — наоборот, в солнечные.

— А вот эти ловят в любую погоду! — заверил нас Валерий, протягивая несколько собственных «мух».

Оптимистичное начало

Первый день — это преисполненное надеждой время открытия рыбалки. Хотя иногда бывает, что если сразу что-то не заладилось, то и весь выезд окажется неудачным. И на охоте такое случается. День открытия может порой показать, каким будет для тебя весь сезон.

Начало нашей рыбалки вселяло оптимизм. Солнце, отражаясь от глади воды, слепило своим светом. Лодки, закрепленные для надежности на берегу, ждали своих хозяев. А мы уже торопились к реке. Рассевшись по местам, отправились к первым местам лова.

Андрей с Эдуардом сплавились чуть ниже нас, но все равно оставались в пределах слышимости. При желании можно было общаться «громким голосом». Мы с Сергеем поднялись чуть выше. И начались забросы.

Первые часы прошли в учении и наблюдении за нашими друзьями, у которых одна поклевка сменялась другой. После обеда и нам удалось поймать хариуса. Пусть он был совсем некрупным, но этот дебютный трофей на новом месте порадовал. Первый наш хариус, выловленный в Ангаре!

К концу дня мы приноровились забрасывать и видеть поклевки. Вечером выбрались на берег и сравнили результаты. Понятно, что наши приятели добыли намного больше хариуса. Потом за ужином у костра начались разговоры и байки про рыбалку и разные способы лова.

Неожиданная встреча

На следующее утро мы с Сергеем отправились на то же место. Привязали «мух», полученных от Валерия, стали забрасывать… И тут пошли поклевки одна за другой! Душа пела, как в апрельскую капель. Я мысленно поблагодарил за подарок рыбака и пожелал ему больших успехов!

А сам тем временем вытаскивал следующий трофей граммов на 800. Сергей тоже подсек очередного хариуса и стал его вытягивать. Наша активность не осталась без внимания со стороны Андрея и Эдуарда. С их лодки посыпались вопросы:

— На какую поймал? На что ловите?

— На черную мохнатую, — ответил я. — А вы на какую рыбачите?

— На полосатую «абаканку», — долетели до нас слова.

Эдуард, тренер по санному спорту, как-то ездил в Красноярск на сборы. В свободное время походил по магазинам и приобрел для пробы несколько «мух», созданных одной из абаканских фирм. Вот этими приманками наши друзья сейчас и пользовались.

Так мы периодически перекрикивались, а ближе к обеду решили состыковаться, чтобы спокойно поговорить. К этому времени у нас уже был полон садок. Во время швартовки я боковым зрением заметил какое-то движение, но не сильно обеспокоился. Повернулся в ту сторону и… опешил, увидев неожиданного «гостя». На берегу стоял медведь и смотрел на нас!

Мне показалось, что он очень большой, но подходить к нему и делать замеры рулеткой почему-то совсем не хотелось. Мы стали улюлюкать, свистеть, кричать, чтобы отогнать косолапого зверя. Чего только не делали… не помогло. Бурый хищник все так же прохаживался взад и вперед по высокому берегу, иногда спускался к воде — видимо, собирался пообедать. Но у нас совсем не было желания попасть в это меню.

Еще пару часов мы продолжали шуметь и своим гамом, похоже, утомили медведя. А может, ему просто надоело ждать «заказ». Мишка развернулся и ушел в лес. Нам, наконец, удалось причалить к берегу. Мы смотали удочки и решили, что рыбачить вечером уже не будем. Раскочегарив костер в полную силу, потрошили и солили улов. Положив в огонь пару сырых бревен, легли спать.

В теплой душевной атмосфере

В следующие дни погода резко ухудшилась, заморосил дождь. Вроде и не сильный, но до того нудный и неприятный, что аж зуд по всему телу начинается! Тут очень пригодилась экипировка, созданная для нужд нашей доблестной армии. В военной химической защите было, конечно, жарковато, почти как в бане. Зато мы не страдали от дождя и холода и не боялись, что потом придется лечить двустороннюю пневмонию.

Несколько часов нам пришлось подбирать именно ту «муху», на которую будет хорошо клевать хариус в пасмурную погоду. Найдя нужного «полосатика», начали дергать рыбу одну за одной. Андрей с Эдуардом также ловили почти без остановки. Такой отличный клев нас приятно порадовал.

К вечеру к нам прибавились еще рыбаки — знакомые из Братска. Дружно натянули полог над столом и достали гитару, привезенную специально для таких вечеров, — чтобы песней душа согрелась. На огне дымится котелок с ухой, а рядом перебираются струны на разные лады и звучит «Скандинавская сага»: «…Сильны мы телом, и вольный дух теснит горячую грудь. Вдали от жен, матерей и подруг найдем великий наш путь. Будь смел и честен, не опускай обветренного лица…».

На природе да еще в хорошей компании и под вкусную уху время пролетает незаметно. Мы успели рассказать знакомым про предостережение Валерия и про визит к нам «незваного гостя». Потом перешли на тему рыбалки и сообщили, на какие приманки сейчас проще поймать хариуса. Оказалось, что и прошлым летом клев был в основном на так называемого «матросика» — полосатую «муху».

В общем, я лег спать только в третьем часу ночи. А гитара еще играла до самого утра, то красиво переливалась музыка, а то резко начинала выискивать какую-то определенную мелодию…

На другом берегу

Утро не принесло изменений на погодном фронте, «моросянка» продолжила капать с неба. Перекусив и попив горячего чая, все расселись по лодкам. Мы с Сергеем решили переплыть на противоположный берег и попробовать порыбачить там. Надеялись, что на новом месте клев окажется еще лучше.

Но Ангара лишь с виду достаточно спокойная. На самом деле эту могучую реку легче пересекать на моторке. Нам пришлось активно работать веслами. Сначала все складывалось хорошо, ближе к берегу течение практически не ощущалось. А на середине реки силы нас стали покидать. Но сибиряк — человек не той породы, чтобы бросать дело на половине пути.

Сергей, навалившись на весла с удвоенной энергией, сумел вывести лодку к противоположному берегу — такому же крутому, как и тот, на котором расположился наш лагерь. Встав на якорь у «уловистого», как нам показалось, места, мы стали делать пробные забросы.

Первые же поклевки оправдали наши ожидания: хариусы попадались очень крупные. Нас радовали как большие трофеи, так и средние и даже малые. Еще в лагере мы прихватили термос с чаем и полбулки хлеба, поэтому не стали возвращаться на обед. Рыбачили до наступления вечерних сумерек.

Потом смотали снасти, поднялись немного выше по течению и попытались переправиться через спокойную с виду реку. Сергей работал веслами, не переставая, но Ангара с каждой секундой уносила нас все дальше и дальше. Собрав остатки сил, мы смогли прорваться к «своему» берегу. Там уже ждали друзья, которые помогли вытащить лодку.

Когда хлопоты с уловом были закончены, все расселись у костра и стали обсуждать, у кого на какую снасть лучше клевало. Выяснилось, что в этом году хариус оказался гурманом. На одном месте предпочитал темные приманки, на другом — сиреневых «матросиков», на третьем — мохнатых «мух» с вплетенными жилками.

Ночной «посетитель»

После ужина все разошлись по машинам для отдыха. В костер подбросили немного дров, а засоленную рыбу мы с Сергеем решили убрать в багажник «от греха подальше». А Эдуард ограничился тем, что емкость с уловом задвинул под днище автомобиля.

За день сильно устаешь от напряжения, которое накапливается на воде. Да к тому же нас вымотала переправа на противоположный берег, поэтому мы сразу же задремали. Ночью я неожиданно проснулся от чувства, что кто-то дернул меня за плечо. Считаю себя человеком не пугливым, в жизни успел повидать многое. Но тут какой-то внутренний холодок не давал успокоиться.

Я разбудил своих спутников и сказал, что у нас, похоже, не все в порядке. Ярко горел костер, а на машине знакомых фары были переключены в режим «дальнего света». У нашего внедорожника заднее и боковые стекла тонированные, через них трудно разглядеть, что происходит ночью.

— Что там такое? — лежа, спрашивает Андрей Леонидович.

— Не знаю, — отвечает Сергей, приподнявшись и поглядывая то в одну, то в другую сторону.

Тогда Фальков, заинтересовавшись необъяснимой гнетущей напряженностью, припал к затонированному окну автомобиля, которое выходило на костер лагеря. А с другой стороны, прямо напротив лица человека, медленно показалась… жирная морда медведя и без суеты уткнулась прямо в стекло. От такой неожиданности сработали инстинкты.

— А-а-а-а-а-а-а-а!!! — закричал Андрей Леонидович что было силы.

Косолапый зверь, не ожидавший от темной машины таких шумовых эффектов, подпрыгнул на месте и рванул через лагерь. Даже горящий костер не остановил хищника. «Топтыгин» на полном ходу перескочил через огонь и скрылся в чернеющей тайге. Мы, придя в себя после резкого пробуждения, вылезли из автомобилей и стали осматриваться, выяснять, что натворил ночной посетитель.

— Мишка появился примерно через час после того, как все разошлись спать, — рассказал Эдуард. — Вел себя по-хозяйски. Мы и сигналили, и фарами моргали, а ему хоть бы хны. Был бы карабин, пальнули бы в воздух, а так, увы… Медведь подошел к костру, опустошил котелок с ухой. На столе оставались еще банка сгущенки и майонез — все вылизал так, что мыть не надо. Лапой вытащил из-под машины наш бочонок и съел половину улова! Чтоб у этого обжоры несварение желудка было месяц! А потом к вам пошел…

Пора возвращаться

Ущерб от визита косолапого зверя оказался немалый. Половина бочонка рыбы — это мелочи, как потом выяснилось, а майонез с ухой — вообще «крошки» от булки хлеба. Спустившись к воде, мы рассмотрели печальную картину устроенного медведем погрома.

Лодка ПВХ Андрея и Эдуарда была разорвана в клочья и ремонту, скорее всего, больше не подлежала. У нашего общего знакомого, приехавшего накануне, пропал подвесной мотор «Меркури» мощностью 12 лошадиных сил. Лодку этого рыбака медведь тоже разодрал и зашвырнул в кусты.

Мы решили повременить до утра с дальнейшим осмотром. Вернулись в лагерь, разожгли костер побольше, шумели, пели песни и пили чай, чтобы не уснуть. После рассвета приступили к поискам исчезнувшего двигателя. Прочесали местность на полкилометра во все стороны, но не обнаружили даже намека на лодочный мотор. Предположили, что, скорее всего, он уже на дне глубокой реки, заброшенный туда мощными лапами хищника.

Андрей и Эдуард решили напоследок немного половить хариуса, чтобы было чем порадовать родных. Договорились, что честно поделим эту добычу. Каждому хочется привезти домой свежепойманную рыбу. А в компании близких друзей и единомышленников все равны и всегда готовы прийти на помощь.

Мы тем временем быстро свернули лагерь. Не успели собраться, как приехал местный рыбак Валерий. Рассказали ему про наши первую и вторую встречи с медведем, пожелали хорошего клева и распрощались. Нам пора было возвращаться домой — в уже ставшим родным город Братск.

Конец любого охотничьего сезона или выезда на рыбалку можно считать и своеобразным началом новой «экспедиции», которую только предстоит совершить в будущем. Нужно разобраться с трофеями, проанализировать накопленный опыт, проверить транспорт и снаряжение. Вот и для нас первый лов на Ангаре положил начало серии поездок и привел к зарождению традиции рыбачить именно на этой реке.

Виктор Иванов, Республика Хакасия

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх