Охотники и рыбаки в тайге не пропадут

увлечение рыбалкой

Дикий лес — территория, богатая зверьем и птицей. Если человека волею случая судьба забросит туда, оторвав от благ цивилизации, то опытный охотник и рыбак не пропадет. Эти люди, обладая минимальным набором подручных средств и навыками ловли и добычи лесных трофеев, способны длительное время выживать в тайге, обеспечивая себя и своих неумелых попутчиков дарами природы, чтобы избежать мук голода. Именно такую ситуацию я пережил в далеком детстве и хочу поделиться своими впечатлениями.

На берегах Индигирки находилось несколько золотых приисков. В холодное время они снабжались по зимнику, проложенному по замерзшему руслу реки. Двухметровый лед позволял тяжелым грузовым автомобилям доставлять в поселки горняков продовольствие и стройматериалы, уголь для котельных и необходимое оснащение для золотодобычи. Люди могли ездить на рейсовых автобусах.

Служба на самоходной барже

Летом из-за отсутствия хороших дорог перевозки по большей части осуществлялись по воде. Небольшие и срочные грузы доставляла легкомоторная воздушная техника. Но в основном все возили 20-тонными самоходными баржами с малой осадкой, поскольку горная река изобиловала перекатами, отмелями и порогами.

Экипаж состоял из двух человек: капитана и механика-водителя. Пять сезонов проходил мой отец Виктор Петрович на такой барже. Ну и я вместе с ним в летние каникулы в качестве добровольного помощника.

Июль 1968 года был памятен тем, что по всему району прошли сильные проливные дожди. Так как Индигирка имеет около полутора тысяч больших и малых притоков, то это возымело свое действие: вода сильно прибыла, затопив все низменные острова.

Река была черная от грязи, и по ней сплошным потоком несло различный древесный хлам. Но наибольшую опасность представляли плывущие деревья. Они дрейфовали, наполовину скрывшись под воду, и их не всегда можно было заметить.

На прииске «Юбилейный», что находился в 65 километрах вниз по реке от райцентра, сгорел двигатель на промывочном приборе. Нужно было его срочно заменить или починить, поскольку добытчикам очень дорог каждый летний день. Промывка золота возможна только при наличии талых вод и песка, а это максимум 4,5 месяца в году.

Навигация по реке была приостановлена из-за опасного повышения уровня. Начальство провело экстренное собрание, объяснило сложившуюся ситуацию у горняков. Отец мой вызвался идти добровольцем, чтобы доставить особо ценный груз…

Любуясь красотами северной природы

Скорость течения Индигирки составляет 18-24 километра в час. Вниз по реке идем самым малым ходом, избегая столкновений с большими деревьями. Но, тем не менее, частенько раздается скрежет топляков о днище судна, что нас совсем не радует. Высокая вода размывает берега, и прямо на наших глазах в реку падают лесные гиганты с большим шумом и брызгами, что производит сильное впечатление.

В мои обязанности входило обеспечение экипажа горячим чаем. В спешке мы забыли взять с собой чистую воду, поэтому пришлось брать забортную и процеживать ее через плотную ткань несколько раз. Но все равно очистка была неполной. В сыром виде такую воду пить не рекомендовалось.

Кипятили мы ее самым оригинальным способом. Позади рубки располагалась выхлопная труба дизеля. Я вставал на площадку за ней, надевал на руку толстую зимнюю «варежку», покрытую сверху брезентом, чтобы не обжечься. Минут 15 держал над раскаленными потоками газа с краю трубы чайник. Из-за этого он сильно покрывался копотью, но главное, что вода в нем закипала.

По течению баржа шла ходко, за бортом проносились разнообразные пейзажи и ландшафты. Вот 18-й километр, в устье ручья, что впадает в реку, среди валунов стоит большой деревянный крест. Напротив — сопка, вся изрытая поперечными шурфами. Здесь вроде бы искали уран. Есть и штольня, однажды мы заходили в нее из любопытства. Видели ржавые рельсы, тележку, кирку — в общем, мрачное место.

Проходим 39-й километр, знаменитый Софроновский прижим. Тут проживал купец, по имени которого назвали это место. Согласно местным легендам, он скупал золото и где-то здесь же закопал его. Много было желающих найти этот клад, но никто так и не сумел.

Мрачные берега прижимов сменяются веселыми таежными долинами и множеством сопок — от высоких скалистых до более низких и облесенных. Красотой северной природы можно любоваться бесконечно. Наконец, показывается берег прииска. Нас уже ждет подъемный кран, выгрузка начинается незамедлительно…

В экстремальной ситуации

В обратный путь к нам напрашивается пассажиркой пожилая женщина. Ей нужно доставить в Неру десятка три ящиков с порожними бутылками, в райцентре имеется пункт по приему стеклотары. Доводы, что река опасная, на эту даму не действуют. После ее настойчивых уговоров отец неохотно соглашается взять пассажирку. На Севере не принято отказывать людям в помощи.

Против течения баржа ползет медленно — не более 5 километров в час. Примерно на половине пути до дома после очередного скрежета топляка по днищу размеренный шум винта сменяется непонятным гулом. Судно начинает замедляться, и капитан реагирует мгновенно. Он сразу отключает мотор и, используя инерцию оставшегося хода, направляет баржу к ближайшему берегу. Нам не без труда удается к нему подчалить.

Используя багор, мы определили, что между лопастей винта воткнулся балан (толстая часть свежего бревна), тем самым намертво заклинив его. Никакие наши потуги по его освобождению не увенчались успехом. Вариант был один — отбуксировать судно другой баржей до поселка, вытянуть бульдозерами на сушу и удалить бревно.

Стало ясно, что нам придется несколько дней провести в глухой тайге, пока не откроется навигация. А это возможно только в случае убыли воды, чего пока не наблюдается. Рации у нас не имелось, сотовых телефонов тогда и в помине не было. Значит, сообщить о себе мы не могли, следовало рассчитывать только на свои силы.

Все бы ничего, но никто из нас не ожидал такой ситуации. Большого запаса продуктов мы не имели. После осмотра «закромов» выяснилось, что в наличии есть литровая банка солянки, полбуханки хлеба и немного заварки с сахаром. Попутчица наша тоже ничего существенного не взяла в дорогу. Значит, нужно заботиться и о пропитании пассажирки.

У нас было ружье с тремя пулевыми патронами на случай нападения медведя. Правилами это разрешалось. Но отсутствие дроби не позволяло охотиться на мелкую дичь.

Кроме того, мы имели соли в избытке — 3 килограммовые бумажные пачки. Часть ее закаменела от времени, но это не беда — можно было разбить молотком или натереть крупным напильником. Для защиты от комаров и мошек у нас имелась 3-литровая банка рипудина, выданная нам за счет предприятия.

Надо сказать, что меня это происшествие на реке нисколько не расстроило. Я закончил 7 классов, за 2 прошедшие зимы приобрел навыки добывания зайца-беляка и белых куропаток. Благодаря увлечению рыбалкой освоил местные способы ловли. Меня переполняли молодая энергия и жизнерадостность. Я верил в свои силы и воспринимал эту вынужденную «робинзонаду» как экзамен на выживание в диком лесу.

Гольян к завтраку

Первым делом мне нужно было исследовать местность, в которой мы оказались. Выяснилось, что из-за высокого уровня воды, которая заполнила все сухие протоки, коренной берег превратился в большой остров — примерно 1,5 км в длину и около 1 км в ширину.

По пути мне попадался спелый голубичник — это ранняя ягода, которая поспевает во второй декаде июля, а по сладости сопоставима с морошкой и княженикой. По берегам ближе к воде во множестве произрастал дикий лук. Он почти не горчил и был необыкновенно сладок.

Я обнаружил два небольших озерка. В Оймяконье все они глубоководны и поголовно заселены гольяном — самым малым представителем семейства карповых рыб. Он не отличается высокими вкусовыми качествами, но вполне пригоден к употреблению в пищу. Я также обратил внимание на свежий заячий помет. Из всего увиденного сделал вывод, что голод нам не грозит.

В кубрике было 2 койки, мы с отцом уступили их женщине и механику. Сами натянули брезент на борта носовой палубы, и получилась прекрасная спальня на свежем воздухе. На ужин ушли остатки солянки, после чего все легли отдыхать.

Рано утром я проснулся и убежал с удочкой к ближайшему озерцу, где без труда надергал на голую мормышку с полведра гольяна. Эта рыба оказалась как нельзя кстати к завтраку. Вооружившись ножами, мы дружно почистили мелочишку и приготовили из нее уху в ведре над костром. Блюдо густо сдобрили диким луком, и получилась недурная похлебка.

Чай заварили из вечнозеленого листа брусники. Сама ягода была еще зеленая: в нашем регионе она поспевает в конце августа и сентябре. Для чаепития использовали остатки сахара. Я предложил пособирать сладкую голубику, которая гораздо полезнее рафинада.

Орудия для добычи рыбы

Обязанности мы распределили быстро. Попутчицу и механика Леху, не увлекавшегося рыбалкой и охотой, отправили за ягодой и диким луком. А мы с отцом решили первым делом поставить ряжевую 15-метровую сеть «пятерку», чтобы попробовать наловить обитателей реки.

Крупного хариуса летом в Индигирке нет. Он уходит на нерест в ручьи и речушки. Остается только мелкий — так называемый «перекатник». Ленок с остроноской (сиг-валек) поднимаются в верховья реки, но остается каталка (чукучан) — донная рыба, весьма похожая на европейского усача, только у нее около рта находятся осязательные присоски. Трофей вкусный, но крайне костлявый.

Еще в реке водятся налим и чебак. Реже встречаются щука с окунем, им не по нраву горная Индигирка с сильным течением. Зато их много в крупных озерах, а в некоторых есть и карась.

На течении сеть ставить бесполезно: ее сразу забьет мусором. Да и рыба ушла в тихие глухие протоки и заводи. На течении ей сразу забьет жабры илом, и она погибнет. Подходящую протоку я видел во время вчерашнего странствия. Мы направляемся туда и делаем перетяг.

Отец так же, как и я, замечает помет зайцев и множество тропок в чащобнике, которыми «косой» пользуется круглый год. Предлагаю обжечь обрывки такелажного троса, расплести на жилки и установить силки на ушастиков. Молодняк в это время лишь немного уступает в размерах матерым особям. Заяц активен ночью, к утру у нас будет шанс обеспечить себя вкуснейшим диетическим мясом.

Как задумано, так и сделано. Обжигаем трос, делаем петли, которыми в нашем регионе разрешено пользоваться в период охоты в ряде северных районов. Ближе к обеду проверяем сеть — попадается несколько среднего размера каталок. Из них мы варим уху и пьем густой морс, сваренный из голубики. Конечно, нам не хватает хлеба, но тут, как говорится, не до жира.

Вкуснейшие блюда

После обеда с большим энтузиазмом направляюсь устанавливать самоловы на «косых». Отец знает, что я хороший следопыт. Ведь в нашей семье именно мне удалось первому добыть зайцев, используя петли на Севере. Потом я уже и отца втянул в это дело.

Теперь он намеревается сплести морду (корчагу, вершу, вентерь) из ивовых прутьев. Этим искусством создания корзин отец мастерски овладел еще в юности, которая прошла в деревне. Установив вершу, мы обеспечим себя некрупным хариусом, остроноской, чебаком и налимом, которые не в пример вкуснее чукучана и не так костлявы.

Тем временем я, придерживаясь берега, нахожу тропки в чащобнике и устанавливаю силки. А на деревьях делаю зарубки, чтобы не потерять их. Ни свет, ни заря бегу проверять самоловы, снимаю двух зайчишек. Рыба уже поднадоела, жарим ушастиков над костром на вертеле к завтраку. Вкуснятина получается необыкновенная. Слышим слова благодарности от нашей попутчицы: ей впервые удается отведать такую пищу.

Отец смастерил большую корчагу из лозы, идем ее устанавливать. Находим тиховодную протоку, перегораживаем ее с помощью колов и срубленных деревьев в неглубоком месте. В центре оставляем проход и устанавливаем в него вершу, зарядив ее заячьими кишками для приманивания рыбы. Первая же проверка показала высокую эффективность этого вентеря. С его помощью мы выловили немало перекатника, некрупной остроноски, чебака и среднеразмерных налимов.

Хариус с вальком, обитающие на Севере, обычно не имеют паразитов, а в малосольном виде не приедаются. Налим имеет ценную деликатесную печень, которая с успехом заменила нам жиры. Однажды и сеть преподнесла нам сюрприз: в нее попалась 8-килограммовая щука. Мы сделали шашлык из мяса зубастой хищницы, готовили его и на рожне.

На острове я отловил 5 зайцев. Впоследствии мы вдвоем с отцом брали заряженное пулями ружье, переходили протоку в мелком месте и осваивали «дальние угодья». Пока я расставлял петли, мой «напарник» прикрывал меня, поскольку нам встречались следы крупного медведя. Благодаря таким вылазкам у нас стабильно имелась пара зайцев в день.

В свободное время я более детально исследовал остров и обнаружил полянки с княженикой. Весной эта ягода выделяется своими розовыми цветками, но завязывается не вся, и много ее не соберешь. Позже мне удалось найти в литературе объяснение, почему так происходит. Оказывается, княженика дает ягоду в симбиозе с каким-то грибком в почве. Если его нет, остается пустоцвет.

Вкус и аромат княженики — уникальны. Достаточно бросить ее горсть в варенье или морс из другой ягоды (в нашем случае это была голубика), и та совершенно преобразится. Название свое княженика полностью оправдывает. Вкуснее этой ягоды я на своем веку не встречал…

Еще мне попался участок леса со мхом-сфагнумом, весь усыпанный молоденькими крепышами-маслятами. Мы их жарили на прутиках, а также варили великолепный грибной суп, заправленный диким луком.

Увлекательный лов хариуса

Кроме того, я обнаружил довольно-таки крупный водоем, на поверхность которого в погоне за мухами и мошкой выскакивали прогонистые, величиной с селедку рыбины. Это позволило мне понять, что там водится озерный хариус. Он в период большой воды зашел туда по протоке. Бьющие со дна родники дали ему возможность выжить.

Нахлыстом в то время не ловили, а привязывали поводок с мухой выше поплавка и, подергивая кончиком удилища, играли приманкой, соблазняя северного красавца. Правда, на открытом месте клев был плохим. Приходилось прятаться за кустами, и тогда осторожная рыба приближалась и с жадностью брала обманку.

Клевал хариус рано утром и поздно вечером. Лов был настолько увлекателен, что к нему пристрастился даже Леха-механик. Десятка полтора-два особей царской рыбы мы добывали ежедневно. Каталку уже не ели, а присаливали и вялили впрок, чтобы забрать ее домой и употребить как воблу.

Однажды я наткнулся на песчаную поляну с мелким галечником. Тут же обнаружил лунки-купальни и по черным перьям и крупным следам определил, что принадлежат они самцам каменного глухаря. Купаясь в песке, эти пернатые избавляются от паразитов, а камушки клюют для переваривания грубой пищи.

Я отжег кусок более тонкого тросика и изготовил из него петли на птицу. С помощью топора вбил деревянный частокольчик по всему периметру поляны, а также загородил по центру, оставив несколько проходов, в которых насторожил самоловы. Затея моя удалась, у меня получилось добыть пяток краснобровых красавцев-петухов. Это позволило нам разнообразить свой рацион.

Леха с напарницей рассказали мне, что постоянно поднимают на голубике большой табун белых куропаток. Как я уже ранее сказал, дичь на Крайнем Севере из-за короткого лета набирает массу очень быстрыми темпами, чтобы благополучно перенести зиму. Молодые птицы к этому времени размерами почти не уступают взрослым.

Я соорудил несколько частоколов между кустами голубичника и в проемах насторожил петли. Это позволило нам выловить десятка полтора вкуснейших пернатых.

Одиссея наша продлилась 9 дней, со спадом воды пошли баржи, и первая же, разгрузившись на прииске, отбуксировала нас в поселок. Охотничьи навыки и увлечение рыбалкой позволили нам избежать голода. При этом мы относительно неплохо питались. В меню имели рыбу, мясо зайца и дикой птицы, грибы, ягоды и обилие дикого лука.

Из этого вынужденного приключения я на всю жизнь сделал для себя вывод, что опытный человек в тайге не пропадет. Если умеешь рыбачить и охотиться, то сможешь прокормить себя.

Времена тогда были другие. Мы не имели возможности строго соблюдать все параметры и правила охоты. Оказавшись на необитаемом островке без средств связи и запаса продуктов, должны были обеспечить питание пассажирке и команде баржи. В экстремальной ситуации действует главное правило — выжить, что мы и сделали…