На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Полоумный заяц

странный заяц

Джиг в январе! Такого на моей памяти в наших краях еще не бывало. Мы с коллегой по работе Володей закрыли спиннинговый сезон уже поздней осенью при минусовой температуре, когда стали подмерзать кольца на удилищах и отказывать катушки. Наступала другая пора, не менее увлекательная, — зимнее ужение рыбы со льда.

Выкрутасы погоды

Мы решили, что спиннинги больше не понадобятся, зачехлили и убрали их до следующего года. Началась подготовка к ледоставу. Обычно в середине ноября крепкий мороз сковывал пруды и озера, а декабрь завершал это действие уже на реках. Но в тот год все пошло неправильно!

Зима лишь на пару дней заглянула, чтобы себя показать. Мы только обрадовались… и на этом ее морозная миссия закончилась. Незначительные похолодания чередовались с «сопливой» погодой до самого Рождества. Рыбаки истомились, ожидая перволедья, но оно все не начиналось.

Наступивший январь выдался тоже не по-зимнему мягким месяцем. Снегу навалило много. Постоянные дневные оттепели разрушали появившуюся в ночное время тонкую корку льда на поверхности водоемов. В связи с таким положением я все чаще заглядывал в темную комнату, где находились летние удочки. «Расчехлить или нет?» — мучили меня сомнения.

Уже середина января. Температура воздуха к выходным поднялась выше нулевой отметки на пять градусов. Покрывавший землю снег снова размяк, а открывшиеся солнышку поляны опять зазеленели еще не увядшей прошлогодней травой. Природа возвращала нам кусочек лета, совсем не заботясь о том, что и рыбы, и лесные звери давно перестроились на зимние условия.

Решаем с Володькой поджиговать спиннингом, раз предоставляется такая возможность.

— А не съездить ли нам в Дубки? — предложил приятель. — Может, судака возьмем? А то все щучки ловились в последнее время, да и то только у тебя!

Дубками в нашей области называют угодье недалеко от поселка Мостострой. Место это красивое, там можно отдохнуть и попытать удачу на рыбалке. Примечательно оно большим количеством старых дубов по берегу Клязьмы. Река через километр делает петлю и возвращается.

Необычный провожающий

Я с готовностью поддержал предложение Володи. Сколько можно дома сидеть? Тем более что там, на яме, есть где разгуляться. Посередине реки проходит длинная гряда с крутым свалом. Судачки любят выскакивать из глубины на отмель, чтобы полакомиться пескарями.

Выпавший ночью снег уже с утра медленно стаивал. Свернув с основной трассы в лесистую пойму, где еще 50 метров продолжалось асфальтовое покрытие, я резко затормозил. Причиной нашей внезапной остановки оказался заяц, сидевший посередине дороги.

Не торопясь, он сделал пять прыжков, но так и не покинул проезжую часть. Медленно тронувшись с места, подкатываю к нему почти вплотную. «Косой» опять отодвинулся на такое же расстояние и застыл, вытянув шею в нашу сторону.

— Посмотри, какой зверь пошел ручной! — обратил внимание Володя. — Наверное, проводить хочет, чтобы не заблудились?

Странный заяц каждый раз чуть перемещался, когда мы снова приближались. Так продолжалось до тех пор, пока не закончился заасфальтированный участок. Только тогда ушастый зверек свернул в сторону деревьев. Вова, продолжавший наблюдать картину происходящего, опять прокомментировал:

— Доверяет людям, не боится!

Я и сам подобное видел впервые. Поэтому не знал, чем можно объяснить такое поведение животного.

Опасный спуск

Пробираясь дальше по раскисшей грунтовке к месту предполагаемой стоянки, мы еще не до конца верили, что рыбалка будет хорошей. Взору открылась безжизненная заснеженная береговая линия. Но, судя по тому, как рассеялись облака, должен наступить теплый солнечный день. И это радовало!

Взяв с собой приготовленные спиннинги и сумки с приманками, мы начали спускаться к реке. Ноги, обутые в болотные сапоги, скользили по крутому склону. Володя решил обловить выход из ямы и направился дальше. А я остановился на круче, как раз напротив машины.

От берегового выступа, где находилось мое место, движение водных струй начинало завихряться, показывая присутствие бровки на дне. Ниже по течению имелась яма вытянутой формы. Круговорот воды смыл часть суши, образовав на этом месте вертикальную глинистую стену обрыва.

У моих ног начинались прокопанные кем-то ступеньки, ведущие к нижнему основанию крутого берега. Только идти по ним было очень опасно в такое время. Одно неосторожное движение… и купание в холодной воде обеспечено.

«Килограммовую рыбу можно выдернуть на берег спиннингом, — подумал я. — А вот если клюнет настоящий трофейный экземпляр, тогда спускаться все-таки придется».

Эффективная приманка

В последнее время при выборе оснастки я стал больше внимания уделять поролоновым рыбкам. Тем более что все такие изделия изготавливались собственноручно в домашних условиях.

Главной причиной моей симпатии является естественное «поведение» этих приманок в воде. Присутствующие в поролоне пузырьки воздуха приподнимают искусственную рыбку, и можно изобразить кормящегося на дне пескаря. А при движении благодаря пористости материала создается неуловимый звук, на который обращают внимание хищники.

Для повышения шансов на поклевку, а также в эстетических целях на приманку нанесены опознавательные знаки — ярко-красный хвостик, темная спинка и полоски (если это имитация под окуня). И, самое главное, пайетки на месте глаз. Это верная точка атаки хищника на искусно замаскированную подделку под живой аналог.

Перед первым забросом поролон пропитывается рыбьим жиром для вкусового эффекта. Такую приманку быстро не выплюнешь!

Выбор сделан. Грузило «чебурашка» плюс офсетный крючок на заводном колечке для вертлявости и, соответственно, главный «соблазнитель» — искусственная рыбка.

Достойный противник на крючке

Как обычно, начальные забросы производятся недалеко от берега. Находящиеся поблизости хищники не успевают вовремя заметить человека со спиннингом и в первые минуты могут смело атаковать прямо у него под ногами.

С моего места видно, как Володя производит ступенчатую проводку. Я посылаю приманку недалеко от берега на самый бугор подводной гряды. Груз весом 16 граммов тут же отыгрывает касание с грунтом. Два быстрых оборота катушкой… и двухсекундное парение приманки над дном. В момент ее зависания в толще воды и происходят основные поклевки.

На третьем забросе конец спиннинга просигналил нападение речного обитателя. Произошел короткий рывок, я ответил подсечкой. Немного ослабленный тормоз катушки запел, показывая, что на том конце снасти находится достойный противник.

У севшей на крючок рыбы всегда появляется желание улизнуть подальше, используя силу течения. Первый спасительный бросок каждый раз происходит в сторону наименьшего сопротивления, то есть вниз по реке.

Мой пленник не отличался от собратьев оригинальностью и тянул, пуская в ход всю силу хвостового плавника, разматывая плетеный шнур на катушке. Остановившись на мгновение, трофей устремился в яму.

Благодаря обратному течению я ускорил подмотку, не давая хищнику уйти на глубину. Ведь в таких местах обычно оседают поверженные весенним половодьем деревья, образуя многоярусный слой топляков.

Помощь друга

Вдруг конец удилища согнулся еще больше. Попавшийся экземпляр, поначалу плывший спокойно, нырнул вниз. Видимо, заметил спасительные карчи (затонувшие деревья), чтобы спрятаться от назойливого крючка в окружении стволов и веток. Маневр хищника удался.

Я стоял с согнутым спиннингом и засевшей в корягах рыбой, все еще надеясь на ее счастливое освобождение. По берегу возвращался Володька. От его наблюдательного глаза не укрылась моя борьба, да и для ушей звук трещотки приятен, как бальзам на душу. Еще не успев подойти ко мне, друг прокричал:

— Ну, показывай: кого зацепил?

— Какую-то корягу, — ответил я. — А до нее был речной монстр!

Ослабив шнур наклоном удилища, даю рыбе шанс выйти из зацепа. Хищник, почувствовав свободу, тут же использовал возможность спрятаться понадежнее. Только он сделал первое движение, как я снова натянул снасть, заставляя его следовать за ней. На поверхности воды появился большой судак.

— Сэр Юрич! — оживился друг. — Попридержи его пока. Я постараюсь спуститься по ступенькам.

— Только не торопись! — предупредил я. — Рыба не стоит того, чтобы ты ради нее в январе искупался.

Колючий хищник

Положив спиннинг и сумку на клочки снега, Володька полез вниз со словами:

— Серега, я его достану! Только бы с крючка не сорвался!

Цепляясь руками в перчатках за остатки растительности, напарник пробрался к воде и, повернувшись ко мне, спросил:

— А как судака берут? Тут колючки торчат по всей спине!

— Вытаскивай за хвост! — посоветовал я.

Схватив рыбу, Вова вскрикнул от боли и стал карабкаться обратно. Я принял трофей из рук в руки и открыл сумку. Друг тем временем стаскивал перчатку с левой кисти. На ладони виднелся кровоточащий укол.

— Володя, тебе же сказали: бери за хвост!

— Я и взял за него! А другой рукой подхватил, чтобы не выскользнуло. Перепутал брюхо со спиной. А он свои колючки, как нарочно, выставил!

Товарища можно было понять. Он впервые имел дело с судаком. Володя и щуку-то боялся, когда та попадалась!

— Ранка поболит немного, — посочувствовал я, предупреждая о последствиях. — Может, продезинфицируешь в машине?

— Не надо, само пройдет.

— Ну, как хочешь!

Скользкая рыба

Следующим забросом я решил обловить дальний свал. Послал приманку наискосок, намного выше него, чтобы, «паруся» на течении, рыбка с крючком прошла нужное место. Посередине мелководья произошел рывок. Спиннинг чуть не вырвался из руки, и тут же на поверхности заметалась щука. Видно, она укрывалась на дне маленькой ямки.

Поклевка кажется почти незаметной, если рыба, преследуя приманку, атакует ее в том же направлении. Может и шнур неожиданно провиснуть. А вот когда хватка происходит наперерез движению, то от внезапного нападения речного обитателя чувствуешь удар такой силы, что и с берега недолго слететь!

Вова, сразу забыв о ранении, скользнул на ступеньки. Оказавшись внизу, он опять задал почти такой же вопрос:

— А как щуку брать? Тоже за хвост?

— Нет! — кричу ему сверху. — Даже не пытайся: рыба скользкая. Вытаскивай за холку! И не бойся, не укусит!

Подведя зубастую разбойницу к берегу, наблюдаю, как на нее боязливо опускается растопыренная Вовкина ладонь. Сжав пальцы, друг карабкался вверх, не забывая при этом нести хищницу на расстоянии вытянутой руки.

— Вот, и ничего страшного не произошло, — заметил я, принимая добычу.

— Если рядом с тобою встану, то не буду мешать? Тоже хочется на крючке рыбку подержать!

Мне соседство не мешало, тем более что я позже собирался обловить береговую зону чуть выше.

— Вова, ты что-то в рифму заговорил! Изменение погоды подействовало? — поинтересовался я.

— И тепло, и место перспективное!

Солнышко «съело» весь запас снега, открытого его лучам. Мы забрасывали поролонки, топтали прошлогоднюю траву и радовались неожиданной январской весне.

Пушистый пловец

Друг делал очередную ступенчатую проводку. Я собрался обойти его с другой стороны и случайно взглянул на реку. Посередине плыл большой белый пакет, какой выдается на кассе продуктового магазина. Этот предмет смещался к нашему берегу, дергаясь, словно его вытаскивали на спиннинг.

— Володя, — произнес я, указывая пальцем на плывущий объект, — смотри, там кто-то под берегом ловит. Зацепил крючком пакет и волочет за леску! А к нам не подошел поздороваться!

Обычно, когда сидишь на реке с удочкой и появляется другой рыболов, то он обязательно поинтересуется твоими успехами. Вова, поглядев на приближавшийся пакет, положил свой спиннинг и предложил:

— Пошли сами к нему сходим? Не обломимся!

Рыбака за земляным выступом не было видно. «Интересно, где же он там устроился?» — подумал я.

Мы подошли к тому месту, где исчез «пакет». На крутой берег прямо нам под ноги стрелой выскочил мокрый заяц и застыл в немой позе. Как сказал бы один известный стилист, «звезда в шоке». Мы, уподобляясь животному, тоже замерли на месте и несколько секунд, не шевелясь, разглядывали друг друга.

«Косой» в своей пропитанной водой беленькой шубке, сидя на траве, казался искупавшимся маленьким Дедом Морозом в теплый летний день. Решив про себя, что мы являемся угрозой номер один, ушастый зверек ошалело подпрыгнул вверх, вместо того чтобы просто побежать прочь.

У зайцев природой заложено высоко скакнуть, а потом запутать все следы. Делая в воздухе размашистые движения задними лапами перед нашими носами, он, наверно, думал, что бежит. А нам достаточно было руку поднять, чтобы спокойно взять его за шкирку.

Мы стояли, лишившись дара речи и наблюдая полет застигнутого врасплох лесного жителя. Приземлившись, он задал стрекача, искусно лавируя между деревьями, пока не скрылся из вида.

«Непонятно, зачем «косому» понадобилось форсировать реку с быстрым течением? — размышлял я. — От лисы спасался? Так их и тут хватает! Зато на том берегу охотники с ружьями не появляются — место болотистое…».

— А это случайно не тот странный заяц, что с утра нас провожал? — спросил Володя.

— Ты думаешь, он два раза плавал туда и обратно? — покачал я головой. — Нет, это совсем другой заяц, похожий на него и такой же полоумный! Здесь поселок, асфальтовая и железная дороги с мостами. Чего ему тут понадобилось? Коры дуба, наверное, захотелось!

На «каракатицу»

Мы продолжили рыбалку. Володя остался около ямы, а я решил подняться выше и испытать новую самодельную приманку с таким же «ушастым» грузилом. Только теперь вместо поролона использовался мягкий пенистый материал — вилотерма, совсем не впитывающий воду.

Данное творение получило название «каракатица». Она состояла из двух элементов, соединенных шарнирным способом. В хвостовой части находился тройничок. Если попадутся на пути коряжки, то вертикальное расположение искусственной рыбки исключит зацеп.

Мне захотелось, чтобы приманка дольше оставалась внизу на одном месте и не пролетала мимо щучьей засады. Используя незначительные рывки спиннингом, можно сделать так, чтобы «рыбка» как бы прыгала по дну в поисках пищи, представляя собой легкую добычу. Хищник, думая, что жертва потеряла бдительность, бросается на зазевавшийся объект. На реках подобный способ ловли приносит больший успех, чем в непроточных водоемах.

На первой же проводке я почувствовал тычок в руку. В ответ на атаку незамедлительно сделал подсечку. Соображаю, что теперь придется вынимать попавшуюся щуку за шнур. А это действительно была она с характерной «свечкой» над поверхностью и попыткой освободиться от крючка.

Полутораметровая высота берега и сплошная осока, свисающая в воду, добавляли хлопот. Боясь запутать в траве снасть, применяю проверенный способ вытаскивания крупной рыбы. Подвожу ее поближе. Подматывая катушку, переворачиваю удилище в вертикальное положение вершинкой вниз, вплотную к рыбьей голове.

Плавно, с ускорением выдергиваю хищницу, не напрягая спиннинг. Во время этого маневра левой рукой помогаю вернуть орудие лова в прежнее положение и ею же корректирую движение летящей рыбы в воздухе. Щука шлепается возле меня в траву.

— Сэр Юрич, а ты на что ловишь? — услышал я Вовкин голос.

— Да вот попробовал на «каракатицу».

— А у тебя запасная есть?

Объясняю, как работать с приманкой, и предостерегаю:

— Володя, старайся облавливать бугор и свал до нижней бровки. В яму не суйся. Если приманка провалится сквозь ветки топляков, то, какая бы это ни была незацепляйка, она все равно воткнется тройником.

Щука в петле

Пока друг колдовал с оснасткой, заменяя поролоновую рыбку, у меня попалась еще одна хищница. На этом чудесные поклевки закончились.

Через четверть часа я, делая очередной заброс, услышал заливистый хохот друга, а спустя минуту, когда он подошел ко мне, сам не смог удержаться от смеха. Вовка демонстративно поворачивал зажатую в руке щуку, показывая ее с разных сторон.

— Посмотри, как я ее заарканил! — сказал напарник, продолжая веселиться.

Я заметил, что плетеный шнур, обмотанный вокруг рыбьей головы, зацепился за тройник в районе «холки» и исполнял роль удавки, когда хищница пыталась освободиться. Да и Володька постарался на славу, вращая ручку катушки. Это был его первый улов за сей день.

— Как могло такое произойти? Ха-ха! — не унимался он. — Ты представляешь себе? Щука хотела посопротивляться для куража, а ей на шею петлю накинули. Глаза и так навыкате!

— Твоя рыба промахнулась, — предположил я. — Но ты молодец… был начеку!

Мы решили, что на сегодня хватит ловить, и разложили на обочине проселочной дороги, где еще не стаяла полоска снега, нашу добычу. Судак и четыре щуки, одна из которых попалась нетрадиционным способом, были подготовлены для фотосессии.

— Серега! — сказал Володька, располагаясь возле позирующей рыбы. — Вот ты сегодня наловил в четыре раза больше меня. А я сегодня поймал только одну хищницу, да и то другим способом. А ведь старался делать все так, как ты показывал!

Что мне было на это ответить? Может, ловил не там? Или спиннинг очень гибкий, а значит, необходимая игра приманки не получалась. Да и зима идет нестандартная. В январе… щуки вешаются, странные зайцы плавают! Чего только на свете не бывает!

Источник

Картина дня

наверх