Заняться подводной фотографией меня, как, наверное, и многих других, вдохновило посещение Красного моря. Богатство и яркость обитателей коралловых рифов вызывает естественное желание сохранить надолго эти впечатления. Отсняв две или три плёнки в одноразовых фотоаппаратах, понял, что снимать на них, конечно, можно, но хотелось бы большего. Мало того, что качество снимков такими камерами не бог весть какое, так ещё и стоимость одного снимка выходит за рамки разумного. В следующую поездку взял у друзей нормальную подводную камеру, однако этот первый блин, то есть опыт, оказался комом. После нескольких кадров камера отказалась работать, так как в неё просочилась вода. Возможно, это произошло потому, что плёнку я зарядил ещё в Москве: за время полёта давление внутри камеры понизилось, а на море выровняться не успело. А может, сработало правило, что техника не любит чужие руки. Но как бы то ни было пришлось фотоаппарат друзей сдавать в ремонт и покупать себе новый. Плёнку с тех пор я заряжаю только после перелёта, и проблем больше не было. Отсняв с десяток плёнок, благо на Красном море есть что снимать, и набрав определённого опыта, я решил попробовать свои силы и в пресной воде. Однако получилось это далеко не с первого раза.
Одно из основных условий получения хорошего снимка — чистая и прозрачная вода на момент съёмки. Проблема состоит не столько в плохой цветопередаче и нерезком изображении, сколько в том, что в мутной воде зачастую не срабатывает автоматическая фокусировка и получаются очень размытые кадры. Оказалось, что даже на севере это большая проблема. Оговорюсь, что речь идёт о лете: зимой подо льдом вода гораздо прозрачнее. Нужно, чтобы одновременно выполнялось несколько условий.
- Вода должна быть проточной. Вода в озёрах замутнена илом, поднимаемым прибойной волной, а ветер на севере — достаточно обыденное явление. Найти рыбу на большой акватории очень тяжело, да и держится она в основном на таких глубинах, где слабая освещённость и куда трудно добраться без специального снаряжения.
- Вода должна быть холодной. В тёплой воде прозрачность теряется из-за микроскопических водорослей.
- Река не должна сильно подпитываться болотной водой, так как в окрашенной воде нарушается цветопередача.
- Река должна иметь каменистое или галечное дно, не заросшее водорослями. Светлый камень достаточно эффективно отражает солнечные лучи, поэтому объект съёмки оказывается освещённым со всех сторон.
- На реке должны иметься ямы со слабым течением (лучше прямым). Даже в верховьях рек, где вода с берега кажется идеально чистой, при погружении видно, что она несёт достаточно много мусора: сдуваемые ветром с берега сухие травинки, листики и мелкие веточки. В зонах с обратным течением этот мусор концентрируется, что ухудшает условия для фотографирования. Кстати,хариус постоянно поднимается из своей ямы к поверхности для более детального рассмотрения проплывающего мусора. Иногда он ограничивается просто визуальным осмотром, иногда пробует на вкус, но я ни разу не видел, чтобы рыбе попалось что-нибудьсъедобное.
Таким условиям в большей мере отвечают верховья речек, берущих начало в горах. Из тех мест, где я путешествовал, это северная часть Урала, Байкал и Забайкалье. В предгорьях, где течение рек замедляется и начинают встречаться ямы, на дне и по берегам ещё нет ни глины, ни ила, поскольку они вымываются паводковыми водами. Такие места наиболее подходят для подводной фотоохоты.
Течение в зоне фотографирования должно быть таким, чтобы можно было подплывать к рыбе со всех сторон и удерживаться на месте, не делая резких движений. (На сильном течении это не только невозможно, но и небезопасно, так как внимание сосредоточено на поиске рыбы на дне и можно не заметить впереди стоящий камень.) В подобных местах больше шансов найти хариуса, поскольку эта рыба предпочитает стоять в тихой воде и выходить на течение для поиска корма. Заняв свою яму, крупный хариус не пускает в неё других рыб и не уходит сам, даже при наличии рядом человека.
Температура воды в таких местах обычно около +12…+15 °С, так что долго в реке не поплаваешь. Поэтому нужны мокрый гидрокостюм, а также маска, трубка и ласты. Конечно, масса снаряжения получается немаленькой, но, как говорится, искусство требует жертв. Подпускает хариус к себе на 1,5–2 м, не ближе. Поэтому снимать лучше с вытянутых рук, чтобы рыба в кадре получилась крупнее. Однако пользоваться видоискателем в этом случае невозможно, и можно легко получить обрезанный кадр. Чтобы избежать такой неприятности, лучше два-три раза продублировать съёмку. В солнечную погоду на глубине до 1 м лучше снимать без вспышки, краски получаются более сочными. Не стоит снимать убегающую рыбу: рука машинально давит на кнопку спуска, не давая автоматике фотокамеры возможность сфокусироваться и выбрать режим съёмки. А когда хватает самообладания выдержать паузу, рыба оказывается слишком далеко. К тому же получающийся вид с хвоста — не самый удачный ракурс.
В сухое жаркое лето, когда дожди не смывают грунт с берегов и слабое течение не поднимает ил, вода в северных реках остаётся достаточно прозрачной и в равнинной части на довольно большом протяжении. Видовой состав рыб меняется, появляются щука, окунь, сорога, елец (он же чебак). Однако получить их качественные снимки не удавалось, поскольку рыба ближе чем на 2 м не подпускала. Возможно, это связано с тем, что на таких участках рек водится таймень и рыба боится крупного силуэта в воде. Во всяком случае, с байдарки приходилось видеть щук гораздо ближе, иногда мы чуть ли не проплывали по их головам.
Свежие комментарии