На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Лесные встречи с кабаном

Крупный кабан

Главным героем моего рассказа является пес — западно-сибирская лайка по кличке Фомка. Достался он мне щенком по разнарядке от одной заготовительной конторы, которая имела возможность приобрести для охотников района небольшую партию собак из Кировского питомника. Подросший кобель очень помог во время нескольких встреч с крупным кабаном в лесу.

В осеннем лесу

Первый интересный случай произошел в дубовой гриве. Стояла поздняя осень… Годовщину Октябрьской революции — праздник 7-го Ноября — я решил отметить очередным походом по любимым местам заречной части Ветлуги. В сопровождении Фомки отправился по спящему еще поселку, по самой длинной у нас улице, замощенной булыжником.

Было сухо, ощущался легкий морозец. Сонную тишину нарушал только глухой звук шагов в резиновых сапогах. Вот мы миновали площадь, с которой по дороге спустились к реке. На берегу чернели будки для лодочных моторов и разного рыбацкого скарба…

Здесь утренний морозец казался сильнее. Но лодка легко освободилась от образовавшейся за ночь корки прозрачного льда. Умный пес занял свое место на носу «Казанки». За широкой полосой темной речной глади стали уже немного просматриваться контуры противоположного берега. Они виднелись на фоне темнеющего пойменного леса, из-за которого восток начал чуть-чуть подсвечивать небо.

Переправившись на веслах на тот берег и привязав лодку цепью к старой большой коряге в устье старицы, мы двинулись по тропке через лес. Он состоял из осин, берез, дубов и встречающихся кое-где сосновых островков с редкими елками. Подмороженная опавшая листва под ногами чуть похрустывала, да еще то тут, то там слышно было «пореканье» пса.

Километра через три тропка вывела нас на ширь сенокосных логов со стоящими стогами. Я перебрался через небольшой ручей и услышал в стороне дубовой гривы злобный бас Фомки. Этой осенью наблюдался большой урожай желудей, так сомнений у меня не было: собака подняла кабана с его жировки.

На ходу заряжая ружье, бросился в том направлении. Остановился на просеке ЛЭП, что рядом с гривой, и услышал приближающийся чуть приглушенной листвой топот… И вот он показался! Выскочив на чистое место, крупный кабан замер у кромки леса под ельником — примерно в 25 метрах от меня. Прицелившись, я нажал на спусковой крючок двустволки. Второго выстрела делать не пришлось. Подбежавший Фомка начал яростно рвать черную щетину…

Так состоялась наше первое знакомство с появившимся в заречной части угодий редким в ту пору объектом охоты. Дальше идти нам уже не было смысла. Разделавшись с трофеем, повернули в обратный путь, за подмогой…

Впоследствии я изучил основы таксидермии и повесил обработанную голову этого секача на домашний стенд. Она заняла достойное место рядом с чучелами и черепами других представителей местной фауны и некоторое время являлась предметом особой гордости охотника…

На лыжне

Наступившая зима перед самым Новым годом принесла неожиданную удачу… В эту пору уже шел сезон пушного промысла. Расставленные по пойме лесной речки и прилегающим хвойным перелескам капканы надо было периодически проверять. Там что мы с коллегами проложили лыжню и накатали ее.

По этому пути мы с Фомкой промчались каких-то 5-6 километров и достигли своего участка. Наступил уже полный рассвет. Не зря пословица гласит: «Кто рано встает, тому Бог дает…».

Вот показался сосновый бор над речкой на пригорке, куда выводила нас пойменная лыжня. Пес куда-то запропастился. Глубокий уже в ту пору снег не очень-то сдерживал мощного кобеля в его поиске. А встреченные по дороге сюда волчьи следы стали наводить на тревожные мысли.

Пройдя немного вдоль речки, я увидел борозду взрыхленного снега, идущего от густого соснового молодняка с правой стороны в направлении лыжни. А вот показался и след кабана. Судя по размеру отпечатка копыта, это была весьма приличная особь.

Осмотрев местность, я понял, что секач немного прошел по лыжне, а потом свернул в сторону речки. В том направлении был небольшой овраг, склоны которого поросли густым ельником. Мне оставалось только стоять, ожидая собаку. Я уже начал переживать за своего питомца, но тут он показался.

Фомка пронесся по лыжне и, ткнувшись мордой в кабаний след, бросился бежать, ныряя в глубокий снег. Вскоре кобель стремглав исчез в том ельнике, а через минуту оттуда донесся захлебывающийся злобный лай. Подойдя к краю оврага, я увидел, как осыпается снег с нижних лап молодых деревьев. Оттуда слышались угрожающий «голос» Фомки и фырканье кабана, движущегося по склону.

И вот показался пес, пятившийся из-под елок. А следом «морда в морду» шел здоровенный кабан! Он был необычного, почти соломенного, цвета. До этого я никогда не представлял, что встречаются секачи такой масти…

Мой выстрел сверху завершил стычку двух животных. Даже стало немного жаль, что все так быстро и просто закончилось. Фомка некоторое время еще продолжал трепать поверженного противника. И хотя день только начинался, но тут уже было не до капканов…

Словно в сказочном царстве

Прошел год. Зима вновь вступила в свои права. Снега навалило уже изрядно, укутав белым покрывалом всю землю. Сосны, елки и пни были награждены пышными светлыми шапками. Ветки деревьев и кустов пригнулись. Трава на вырубках и лесных прогалинах скрылась под снегом, на стволах валежника образовались белые дорожки. Все это выглядело, как сказочное царство Берендея!..

На сей раз нам пришлось воспользоваться попутным транспортом, чтобы добраться до своего дальнего участка и обойти установленные по берегу и местным ельникам легальные капканы на пушного зверя. ЗИЛ-157 долго гудел сначала по шоссе, потом надсадно урчал и фыркал на заснеженной лесной дороге. Полтора часа мы с Фомкой тряслись в скрипучем кузове грузовика вместе с бригадой работяг, расположившихся на голой скамейке под брезентовым тентом. Наконец, добрались до намеченного места, откуда машина должна была забрать нас вечером на обратном пути…

Речка носила поэтическое название Фаленка, а мост через нее все почему-то именовали Чертовым. Он представлял собой перекинутые с одного берега на другой толстые хлысты, скрепленные скобами и проволокой с поперечным накатом с отбойниками по краям. А чуть выше по течению была видна маленькая бобровая плотина.

Фаленка казалась почти ручьем. Эта речушка таежного типа с частыми поворотами и лесными завалами, каменистыми небольшими перекатами и бочагами. Она расположена в пониженной части рельефа с пологими склонами в окружении старых вырубок времен 40-х — 50-х годов ХХ века. Часть их неравномерно возобновлялась в основном лиственными деревьями — березой и осиной, хотя кое-где встречались и сосны. Эти насаждения вместе с подлеском липы образовывали труднопроходимые заросли.

Прогалины были затянуты вейником, иван-чаем, таволгой, признаки которых еще кое-где виднелись из-под снега. И только с правой стороны долины местами сохранились небольшие участки перестойного леса из березы, осины, сосны, ели и пихты. Речушка эта ниже моста впадала в похожую, но более крупную — Наврас…

Мы поднимались по колеям дороги немного назад — до просеки, идущей поверху водораздела. Вдоль нее двинулись к верховью ручья. По пути заметили давно заброшенный кем-то когда-то вагончик на стертых до половины полозьях. Возле него виднелись свежие следы волков, идущие в нашем направлении.

По просеке мы прошли около двух километров и повернули вниз к речке. Фомка все время крутился в пределах видимости. Так что я уже перестал обращать на него внимание. Зато очень тщательно изучил следкрупного кабана, попавшийся мне по пути. И лишь на берегу заметил, что питомец пропал. Стал звать его, но никто не откликался. У меня появилось подозрение, что пес пошел за секачом.

Поединок

Надеясь, что Фомка меня вот-вот догонит, двинулся параллельно реке, переходя с одного берега на другой. Местами приходилось перелезать через встречающиеся на пути валежины. Я также обнаружил свежие следы двух рысей, уходящие через некоторое время вправо — в гриву большого хвойно-лиственного леса.

Проверил капканы и забрал попавшихся в капканы норку и выдру. Но и эта удача не могла заглушить все возрастающую тревогу за Фомку. Пришло время возвращаться… Вот и снова этот Чертов мост. Уже наступила вторая половина дня, а пес все не появлялся. Я присел на валежину и перекусил. Потом дважды выстрелил в воздух и немного подождал. Фомка так и не прибежал. А тут меня еще стали одолевать мысли про волков…

Тревога заставила быстро собраться и отправиться по следам назад. Немного не дойдя до вагончика, я увидел переход кабана и рядом отпечатки собачьих лап. Крикнул, подзывая питомца, и прислушался… не донесется ли издалека лай… Нет, все было глухо.

Решил обойти лесной квартал, куда вели их следы. Длина каждой его стороны составляла около полутора километров. Я прошел по трем из них, которые были относительно чистыми, и изрядно выдохся. Зато обнаружил «выходной» след кабана. Отпечатков лап Фомки рядом не увидел.

С недобрым предчувствием двинулся в глубь квартала по тому пути, который проделал вепрь. Мне приходилось пробираться сквозь переплетения заснеженных молодых осинников, ельника и липняка. И вот уже почти в самой середине этого квартала на небольшой полянке с редкими деревьями увидел место схватки — взрыхленный снег с красными пятнами. Очевидно, здесь пес и кабан сцепились друг с другом.

Я стал звать Фомку. И вот послышался шорох — из-под елочки пытался приподняться мой любимец, виновато пошевеливая хвостом и держа голову набок. Я увидел на горле питомца под ошейником большую рану, из которой шел хрип. Достав портянку из рюкзака, перевязал шею пса.

Попробовал нести его на руках, но густые заросли не дали мне пройти и десяти шагов. Да и весил кобель изрядно, а идти на поводке у него не было сил. Меж тем короткий зимний день уже заканчивался. Следовало пробиваться к Чертову мосту, чтобы успеть на машину.

Мне пришлось оставить Фомку на месте до утра. Я выложил верному другу запас еды из рюкзака. Развесил на ветках стреляные гильзы и подготовил пару капканов, чтобы обеспечить хоть какую-то защиту от волков.

Спасательная операция

Потом двинулся в обратный путь и уже в сгущающихся сумерках выбрался к мосту. Тут и машина вскоре подоспела. А дома я получил хороший «втык» от сына-восьмиклассника:

— Как ты мог бросить в лесу на съедение волкам любимца семьи?!

Этот вопрос сопровождался презрительным взглядом и слезами. Подросток, пропуская уроки в школе, напросился ехать со мной за Фомкой.

Рано утром нас забрала машина и доставила тем же путем до просеки. Мы быстро дошли до места схватки. Пес услышал наши голоса и встал с земли. Он был весь заиндевелый и виновато пошевеливал хвостом. Оставленной еды уже не имелось.

Не без труда мы поместили Фомку в объемистый рюкзак, из которого наружу только голова торчала. По своим следам вернулись к дороге. Там нас уже поджидала машина, которая успела увезти лесорубов до делянки и вернуться. Пострадавшего пса доставили в ветлечебницу, где ему была оказана необходимая помощь.

После такой травмы Фомка долго не мог оправиться. Полного восстановления здоровья так и не произошло, хотя питомец продолжал сопровождать меня в лесу… На охотничьей тропе возможно всякое.

С той поры собак, подобных Фомке, у меня уже больше не было. Хотя сейчас подрастает лайка той же западно-сибирской породы. Надеюсь, что будет моим верным спутником в дальнейших походах по красивейшим местам Заветлужья… А данной повести, по всей видимости, не суждено быть продолженной в ближайшем поколении Ворониных. Но в последующих — вполне возможно…

В заключение

Мой рассказ остался бы неполным, если б я не затронул присущее истинным охотникам чувство сопереживания за сохранение всего многообразия нашей природы с населяющим ее животным миром. Ведь, наверное, даже грибнику и ягоднику приятно заметить в лесу какую-либо боровую птицу — глухаря, тетерева или рябчика. А если уж встретишь великана-лося, не говоря уже о медведе… то адреналина и эмоций хватит на долгое время.

Человек с ружьем ощущает себя частицей природы в разных ситуациях. Это проявляется и на ходовой охоте на боровую и водоплавающую дичь, и при ожидании зверя на лабазе на овсяном поле, и во время загона копытных или преследования зайца. А уж весенний сезон… вообще отдельная тема для разговора. И охота на вальдшнепиной тяге, и на глухарином току, и из шалаша на тетерева, и на селезня с подсадной…

Я бы выделил отдельно зимний промысел на пушного зверя и ночевки в лесу у костра. Или в сооруженной из подручных средств охотничьей избушке. Особенно когда зимней морозной ночью вокруг раздается «концерт» волчьей стаи. А верная собака скребет лапами у двери… Яркие ощущения испытываешь и ночью в горах, когда на звериной тропе слышишь рев оленя или топоток косуль, спускающихся к ручью на водопой…

В общем, все это вселяет в тебя чувство гордости за российские просторы, обостренное чувство любви к своей земле. Такой больше нигде нет! Правильная охота воспитывает нужные черты характера, доброту и бережное отношение к природе.

Анатолий Воронин, Нижегородская область.

Источник

Картина дня

наверх