Первый опыт таежных рыбалок

Таежная рыбалка

Есть в Забайкалье такая река Хилок. Название мало соответствовало ее тогдашней ширине метров в 200. Своенравная река, местами тихая, а то вдруг выскакивающая на порог или проваливающаяся в глубокий омут. Там мы с друзьями класса с седьмого и познавали прелести рыбалки.

Прежде всего усвоили непреложный закон: едешь на один день — бери припасов на трое суток. Бывало, что нам выпадала удача и начинался хороший клев. Тогда просто не замечали, как проходило время, и теряли счет дням.

Если клева не было — мы шли купаться и плескались в воде до посинения. Или ходили по тайге, собирая дары леса. Иногда просто сидели и отдыхали у костра. Я думаю, что родители в настоящее время просто не поймут, как вообще нас отпускали одних в глушь в те далекие 70-е годы ХХ века.

Бывало, что мы уезжали с таежной рыбалки раньше. Но не видели в этом проблемы. Припасы оставляли для других людей в ближайшем зимовье. Это считалось «святым делом» и неписаным законом. Если переночевал или обсох в избушке — принеси дрова взамен сожженных, положи спички, убери на высокую полку сахар, соль и другую снедь, чтобы не добрались грызуны.

Мы никогда не переживали за имущество, оставленное на «таборе». Спускались по течению километров на пять, а то и десять в поисках удачного места. И точно знали, что никто наши вещи не тронет. Тоже тогда действовал такой неписаный закон. Сейчас, приезжая в отпуск в родные края, порой видишь совсем другое…

Добытый таймень и конфуз со щукой

Сами учились гнуть блесны, делать «мышей». Раскаленной проволокой протыкали сердцевину небольшой деревянной заготовки. Если была шкурка — обтягивали ею. Если нет — просто обжигали до черноты на костре. Потом закрепляли тройник и приделывали боковой крючок. Такое орудие мы готовили для того, чтобы ловить тайменей.

Что интересно, первого из них мне как-то удалось поймать ночью с первой попытки. Азарт и волнение были невероятными. На мой крючок попался таймешонок весом около 8 — 10 килограммов. Взрослые особи обычно тянут как минимум на 12 кг… Хорошо, что кто-то раньше научил меня отходить от берега подальше, когда борешься с тайменем. Рыбина «тягала» нас, наверное, с полчаса.

С первой щукой вообще был конфуз. Залез я на большой валун, покидал спиннинг опять же с самодельной латунной «байкалкой», натертой пастой ГОИ до блеска. И где-то на третий заброс заметил, что хищница идет за приманкой. Вода была прозрачная, поэтому сверху все было хорошо видно.

Я начал крутить катушку, сматывая леску и делая небольшие редкие рывки вверх. И вот на последнем рывке в метре от валуна щука, не заглотив блесну, буквально выпрыгнула с раскрытой пастью вверх на меня.

Опешив, я машинально отшатнулся. Однако на мокром камне не смог удержать равновесие и просто с размаху приземлился «пятой точкой» на валун. При этом мои ноги взметнулись вверх, а спиннинг выпал из рук. Сейчас, рассказывая о тех событиях, я лишь смеюсь. А тогда испытывал только боль и досаду…

Опасности в лесу

До сих пор помню первую встречу с «хозяином тайги». Рыбачили мы тогда на реке Унго. С нами был вооруженный карабином отец моего закадычного друга Пашки. Места эти считались глухими. Унго — горная река, пользовавшаяся «дурной» славой.

Мы решились одни перейти через крутую сопку. Собирались расположиться на относительно спокойной излучине петляющей реки. Отец Пашки таскал хариусов, не обращая на нас внимания. Мы забрались на кручу и увидели медведицу с детенышем. А может, это был молодой самец.

Хищники оказались от нас на расстоянии не более 300 метров. Мы с другом застыли, как вкопанные. Я почувствовал, что волосы у меня на голове стали необыкновенно легкими. Мне пришла мысль, что они «встали дыбом» от страха. Почему-то возникло странное желание потрогать их, чтобы убедиться в этом. Но рука не поднималась: тело совсем не слушалось.

Потом мы немного пришли в себя. Не сговариваясь, как матрешки, медленно вращаясь, повернулись на 180 градусов. Удочки никто не выпустил из рук. Затем сразу кинулись бежать со всех ног вокруг сопки, даже не оглядываясь назад. Примчались все в «мыле» на наше место под скалой.

Отец Пашки поинтересовался, что случилось. А мы с выпученными глазами наперебой рассказывали, как убежали от медведя. В ответ взрослый, снисходительно улыбаясь, заметил, что эти хищники могут догнать даже едущий УАЗик. Однажды был такой случай на лесной дороге…

Помню, что во время другой таежной рыбалки нам пришлось убегать от рыси, увиденной на дереве. Мы находились под впечатлением одной байки, в которой говорилось, как этот зверь однажды попался в капкан. Однако рысь не погибла, а, наоборот, расправилась с охотником. Она якобы бегала вокруг дерева, пока не скрутила тросом своего противника.

Волнующей оказалась встреча и с беглыми заключенными. Они как-то ночью вышли к нашему костру. Благо детей в те времена в Забайкалье никто не трогал, и мы не напугались. Непрошеные гости просто попросили булку хлеба с сахаром и растворились во мраке ночного леса…

Александр Масюков, Забайкальский край.