Разборчивая рыба

опытный рыбак

Ежегодно я и другие любители поселка Кудряшовский начинали ловить на протоке Оби напротив местного санатория. Нынче тоже надеялись поймать лещей, язей, карасей. Мой сват Виталий Иванов уже раза четыре ездил туда, но, увы, клева нет. Выловил недавно всего пару чебачков. В чем же дело?

Найти причину мы пока не сумели. В то же время дальше от Оби на протоке активно клюет елец. Я ловил немного — от 6 штук до 11, но хотя бы посмотрел клев на поплавочную удочку, что уже само по себе неплохо.

Чем больше интересуюсь рыбалкой, тем чаще замечаю загадки. Обо всех рассказать невозможно, но некоторые примеры приведу.

Находчивый напарник

Недавно мой сосед Виктор, очень опытный рыбак, пригласил меня поехать с ним. Мы отправились в Колыванский район на реку Уень. Виктор там бывает часто, ему знаком весь берег. Оказалось, воды в реке очень много, течение сильное.

Сосед остался на месте, а я ушел на другую сторону моста, где есть более спокойные заливчики. Забросил удочку, вскоре на опарыша поймал небольшую уклейку. И тихо, клева нет.

Через некоторое время подтянулся ко мне напарник, а у него в садке штук 5 чебаков. Виктор хотел проверить свою удачу на том месте, где я уже пробовал ловить и ничего не добыл. Он принял мои советы и направился к той точке, откуда было удобно подходить к воде и забрасывать снасть. К тому же невдалеке виднелся куст тальника. Судя по всему, рядом наверняка должна была водиться рыба.

Виктор пошел туда, а я остался и следил за своим поплавком. Видно, мелкая рыбешка чуть шевелила его, а настоящих поклевок не было. Вдруг я услышал плеск воды оттуда, где расположился сосед. Смотрю, а он тащит крупного экземпляра, брызги летят во все стороны! Оказывается, поймал леща граммов на 800.

Вскоре Виктор выловил и внушительного карася. А у меня только манила мелочишка, клева не было. Я пошел смотреть снасть, которую использовал сосед.

Оказывается, опытный рыбак в конце короткого удилища пристроил большой сторожок, опускал все это в воду и играл, почти как зимой. На конце лески — крупная красная мормышка, а чуть выше — крючок. Свинцовую приманку Виктор покрыл красным лаком, который женщины иногда наносят на ногти.

Леща и карася сосед поймал на эту мормышку, потом еще несколько чебаков. Рядом была заброшена его поплавочная удочка, и… ни одной поклевки. Вот какая разница: на полузимнюю снасть ловятся крупные экземпляры, а здесь тихо…

Частая смена насадок

Побывал я недавно на Угрюм-реке (протоке Оби) за поселком. И здесь столкнулся с загадками. Трое рыбаков использовали фидеры. При этом один наловил уже около двух килограммов рыбы: окуни, подлещики, плотва, а у остальных было всего по 3-5 чебачков. Невдалеке сидел мужик с поплавочной удочкой, он поклевок вовсе не видел…

Нельзя не удивляться тому, какие насадки предпочитает рыба. Года два назад меня поразило следующее обстоятельство. Тогда в озере Глухое водился крупный чебак. Сперва я испробовал опарыш, начало было удачное, ловились приличные экземпляры. Потом вдруг поклевки прекратились.

Я вместо опарыша использовал дождевого червяка. Поймал экземпляров пять. и все. Хорошо, что для подкормки у меня была каша из смеси пшена и перловки. Я выбрал перловку покрупнее, насадил ее на крючок и снова начал ловить чебаков. И так менять насадки мне пришлось весь день, зато улов был приличный.

Незадача с мальками

Но особенно удивил меня случай на Новоникольском озере в Казахстане. Приехали туда мы с товарищем по рыбной ловле к вечеру. Предварительно в малой речушке добыли мальков плотвы, чтобы на них попробовать поймать окуней.

Нам было известно, что полосатые разбойники там крупные. Заплыли на резиновой лодке, использовали зимние удочки с мормышками. Кстати, и на других озерах там тоже применяют эту снасть.

Мы увидели, что на ближайшей от нас лодке два любителя то и дело вытаскивали окуней, на радостях сами насадили мальков на крючки и стали ждать поклевок. Время шло, а у нас было тихо. В чем дело? Мой товарищ увидел в соседней лодке знакомого, мы подплыли к нему и узнали, что они ловят на мясо взрослого усача или его мальков.

— Живец-чебак — дохлое дело, толку не будет! — сказали нам. — Надо ехать к соседнему поселочку. Невдалеке от него болото, там есть малек усача.

Прибыли мы туда перед заходом солнца, ловили широким тюлем. В болоте нужных мальков было много, но ноги постепенно погружались в грязь. Нас затягивало все глубже. В общем, крошечных усачей пришлось набирать с большим трудом.

Когда мы вернулись на озеро, было уже поздно. Решили переночевать на берегу, чтобы утром подняться пораньше и начать рыбачить. Мальков определили в большое ведро с водой. Так как в болоте мы очень устали, то быстренько поставили палатку, перекусили и легли отдохнуть, было уже около 12 ночи.

Ночной и дневной лов

Уснули сразу. И что же? Часа через два были разбужены гомоном людей, слышимым на берегу. В чем дело? Я вышел из палатки и увидел человек 10 с поплавочными удочками. Спросил у одного из них:

— Почему рыбачите ночью?

Кстати, там никто не ловит днем с берега. Все берут лодки и стараются занять место ближе к середине водоема. Мне дали ответ:

— Усач клюет с ночи и только до пяти часов утра.

Мы последовали их примеру и поймали трех взрослых приличных особей. Мальки сохранялись в большом ведре вместе со взрослыми усачами. Только стало светать, мы заплыли и, как говорится, отвели душу. Стоит мормышке опуститься до дна, как уже следовала сильная поклевка.

Окуни ловились крупные — беловатого цвета. Что характерно, там, где мы стояли, дно было из сплошного желтоватого камня. На его фоне иногда удавалось наблюдать, как полосатый разбойник хватает на крючке малька или мясо взрослого усача.

К обеду мы имели уже по ведру рыбы. Поскольку день был солнечный и жаркий, мы поспешили домой, чтобы наша добыча не протухла… Проходят годы, но этот результат не забывается, как и то, что окунь предпочитал только усача. Вот какая разборчивая рыба…

Кому что нравится

В 9 километрах к северу от поселка Кудряшовский есть небольшое озеро Доменное, по форме напоминающее речушку. Пока не было очистных сооружений, на берегу процветало колхозное село, жизнь била ключом. Вода в озере выглядела чистой, ее использовали для полива овощей.

Когда решили строить очистные сооружения, людей отсюда переселили в пятиэтажки в Кудряшовском. Это постепенно отразилось и на озере: оно начало зарастать, крупной рыбы не стало. Вместо нее расплодились гольяны, карасики, а недавно появился и ротан.

И вот что интересно. Ротан предпочитает любую насадку: опарыша, червя, перловку, даже окатыши хлеба. Гольян, к моему удивлению, более разборчив, причем его интересы меняются. Клюет то на червя, то на опарыша. Другие насадки эта рыба не признает. Карасики берут только на червя.

Есть причуды и на Оби. Кстати, в мае на этой реке клева вообще не было. В разгар лета крупную рыбу можно поймать на опарыша и на горошины пенопласта. Дождевых червей сразу же обгладывает мелочь, которая и крючок не может заглотить.

Я привел только некоторые примеры загадок в питании рыб, в их разборчивости при поклевках. Их, конечно, гораздо больше, о чем могут рассказать другие любители рыбной ловли.