Письма с Волги

Юрий Смирнов, Андрей Шманкевич

Очерк из альманаха "Рыболов-спортсмен"

№ 6 за 1956 год (печатается с сокращениями)

Привет с Волги!

Пишем из Кременок. Сегодня утром Андрей поймал Жереха. Называем его с большой буквы, потому что это первый в жизни Андрея жерех, пойманный им на спиннинг. Кроме того, изловлены два крупных голавля, три больших окуня, плотва, два подлещика (граммов по 600-700). Ловля веселая. Ночами ловится судак, лещ.

Местных рыболовов здесь маловато. Удочками интересуются в основном бакенщики. Есть тут и хорошие спиннингисты - несколько стариков и ребят-подростков.

По вечерам, на "советах" начинаются волнения и споры - куда завтра идти. Я, как знаешь, люблю спиннинг. Естественно, меня тянет на дамбу. Юра - удильщик. Ему хочется в затон, в заводи. Расставаться же мы не хотим. И получается так, что чаще всего мы посещаем шестую дамбу. В этом районе на Волге было много перекатов. Чтобы поднять уровень воды на фарватере, привели сотни старых барж, загруженных камнем, и затопили. Некоторые затопили вдоль берегов, а некоторые поперек. Сверху баржи еще присыпали камнями, а дальше помогла сама река - натащила на баржи песку. Дамбы эти немного показываются над поверхностью реки только в малую воду. Все остальное время года вода переливается через каменные гряды. На этих быстряках и водоворотах промышляет жерех.

Видел ли ты когда-нибудь бой жерехов? Приезжай, получишь удовольствие. Порой начинается такая возня, будто вода кипит! Одновременно вылетают две-три, а то и четыре рыбины. А в воздухе в это время кружатся сотни чаек. Они удивительно "сработались" с жерехами. Оглушит шереспер десяток мелочи и, что называется, оглянуться не успеет, а чайки уже все подобрали. Это такая прожорливая птица, что я боюсь за свои блесны-трехгранки. Чайки и за блесной гоняются, так как она идет почти поверху. Тут же, у дамбы, и за сливом, и выше, резвятся голавль, язь, стоит щука, шныряет судак.

Вторым нашим излюбленным местом, кажется, будет "закругление". Это совсем близко от дома - через протоку. На простую проводочную удочку с маленьким грузиком на конце и без поплавка я очень успешно ловил там вчера голавлей. Два раза у меня даже оборвало леску; подозреваю язей. А Юра, удивительно везучий на рыбу, поймал там помимо всего прочего трех лещей. Знаешь ли ты, горе-рыболов, что такое лещ? Знаешь ли ты, какая радость подсечь эдакую лопату и вывести ее на берег? Неужели так и не приедешь?!..

Сегодня на рассвете приехал Саня, о котором мы тебе писали. Естественно, что весь день мы провели вместе. Он показал нам места, где ловится жерех. Да вот, послушай, как это делается. Довольно смешно. Обычное представление о рыбалке: рыбак с берега забрасывает снасть в воду. А у Сани совсем наоборот: с лодки он забрасывает блесну... на берег! Да, да, на берег!

Толпа мальчишек собралась посмотреть на чудака. А Саня кинул раз, кинул другой, и вдруг перед изумленными зрителями произошло чудо. Не успел Саня сдернул блесну с прибрежного песочка, едва прикрытого водой, как там что-то зашевелилось, и на солнце сверкнул бок огромной рыбины. Подсечка - и через несколько минут Саня перевалил через борт жереха весом в четыре кило двести граммов, как это выяснилось дома.

Мы остолбенели. Ничего подобного мы и представить себе не могли. Саня объяснил нам этот секрет. Жерех загоняет мелкую рыбешку к берегу и там хватает ее. Когда Саня сдернул блесну и она, засверкав в воде, подняла фонтанчик песка, жерех, бывший начеку, естественно, бросился на нее, решив, что здесь легкая пожива.

Вчера мы вспоминали тебя по разным поводам. Ну и денек у нас был! С утра погода радовала нас - дул небольшой ветерок, что способствует клеву.

Мы решили ехать на нашу шестую дамбу. Взяли лодку, переправились. Сначала стали на якорь, выше дамбы. Здесь, на меляке, на трехгранку можно ожидать хорошего клева. С третьего же заброса я засек отличного судака и до сих пор жалею, что попросил Юрия подсачить его. Ты, наверное, уже смеешься! Правильно делаешь... Этот рыбак удивительно проворно при помощи сачка освободил вышеупомянутого судака от всех дальнейших неприятностей...

Безропотно и самокритично выслушав после этого мое мнение о нем, Юрий поклялся возместить потерю лещом, и мы причалили к острову. Я снова занялся спиннингом, а Юрий размотал свои удочки. Надо отдать ему должное, слово свое он сдержал, даже меня увлек, и я взялся за удочки. Клев был превосходным, но это стоило нам дорого. Мы чуть было не превратились в робинзонов. Мы увлеклись и не заметили, что ветерок постепенно превратился в ветер, и в сильный. Лодку начало захлестывать водой и бить о камни.

Я объявил аврал, и мы побежали к лодке. Надо было спасать ее, да и самим спасаться бегством. Но куда там! Ветер не давал нам отчалить от острова. Лодочки здесь делают добротно, солидных размеров, так что пришлось нам попыхтеть, пока мы оттолкнулись от острова и добрались до берега. При этом нас снесло течением и ветром чуть не на полкилометра. Пришлось тащить лодку назад на веревке.

На вечерней зорьке мы наверстали упущенное утром. Юрий опять вытащил леща! Просто поразительно! Сидишь рядом с ним - и ни поклевки, а он тащит и тащит! Я думаю, что это происходит потому, что просто берет рыбу способом "высиживания". А я не могу. Слежу-слежу за поплавком, и если в это время где-нибудь сбоку бухнет щука, бросаю удочки и хватаю спиннинг...

Между прочим, помучила меня в этот вечер одна щука. На мой взгляд, было в ней килограммов 12-15... Она играла. Она нежилась в лучах заходящего солнца. В совершенно тихой воде, у кустиков осоки, в десяти метрах от меня, она не спеша показывала мне, то верхние плавники, то хвост, роскошный хвост, а иногда и всю спину. Я бросал блесну рядом с ней и на метр впереди, и на два сзади! Я сменил шесть блесен! Я, наконец, просил ее! Обещал повезти в Москву! Ничего не помогало. Она отмахивалась от всех моих блесен, как от назойливых комаров и, я уверен, посмеивалась надо мной. При последнем луче солнца она прощально махнула мне хвостом и ушла в свои глубины. Обидно, она, наверное, и не вспомнит больше обо мне, а я вот долго не забуду ее, долго еще будет она видеться мне во сне...

Если приедешь, так и быть, я покажу тебе то место, где я за ней охотился. Тебе ведь тоже, как и Юрию, везет... Он в этот вечер на червя (!) поймал щучку; затем на крючок подцепился ерш, Юрий поленился снять его с крючка, и на ерша хватил судак!.. Ну, знаешь!.. Хвала аллаху, уже почти на берегу судак догадался разжать пасть и ушел, иначе бы я позеленел от зависти...