На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

С таксой на барсука

Середина сентября — самый разгар сезона, когда можно охотиться на кабана, лося, медведя и всякую дичь, перелетную и боровую. В этом списке охота на барсука, зверя хитрого и коварного, стоит особняком. Он хоть и часто встречается в наших краях и в соседнем Зауралье, да мало найдется специалистов по барсучьей охоте. Уж больно сложный, даже изысканный этот вид «работы на зверя». Не каждый возьмется за промысел бесценного жира и добротной шкуры, потому как требуется в этом деле не только высочайшая квалификация охотника, но и настоящая высококлассная собака породы такса. К счастью, корреспонденту «Вечерки» удалось встретиться с таким охотником. Знакомьтесь: Галина Ульянова и ее четвероногие воспитанники!

Фото: mokkomaksimum.narod.ru

Охота и женщина
— Охотничий сезон открыт на барсука уже в конце августа. Но сейчас не охочусь: еще толком нет жира на барсуке. А берется он ради сала. По образованию я эксперт-кинолог. По системе РОРС у меня первая категория по выставкам и вторая — по испытаниям. Я вот этот год отъездила весь. Только что вернулась из Тюмени.
Что понятия эти вполне совместимые, Галина Ульянова давно доказала. Однако до сих пор затрудняется определить, что все-таки главнее для нее — охота или собаки. И то и другое — пламенная страсть, привитая с детства.
— У меня отец всю жизнь держал западносибирских лаек. А мать постоянно подбирала с улицы дворняжек, — признается она.
— Выходит, вы потомственный собачник?
— Сначала я держала декоративных пуделей. Это тоже охотничья собака, с которой исторически охотились на утку. (Кстати, был в Челябинске мужчина, который еще 10 лет назад пытался с пуделями охотиться. Сейчас о нем не слышно ничего). А потом я взяла длинношерстных стандартных такс.
Эти собаки невероятно обаятельны. Мало кого оставят равнодушными эти остроморденькие, вислоухие, непоседливые, любопытные четвероногие приятного коричневого окраса. А длинношерстных такс 16 лет назад в Челябинске было очень мало. Галина уверяет, что ее самая первая такса была наших, челябинских кровей. Потом она первая привезла из Москвы породистого кобеля. Сегодня ему уже 14-й год идет. Кобель оказался невероятно талантливым — начал «работать и барсука, и лису, и енота». Очень хорошо, на удивление хозяйки, охотился и на глухаря, белку, хоря. Такой многопрофильный был кобель. И умер от старости в большом почете.
Галина Ульянова в Челябинске единственный известный далеко за пределами Южного Урала заводчик длинношерстных такс, которые умеют охотиться.
Хотя сегодня есть свой питомник в Самаре, Москве и Минеральных Водах.
— Сейчас мои собаки работают в Томске и Барнауле. Даже появились целые клубы, — делится Галина.
По немецкой линии
— А где ваш питомник в Челябинске?
— Питомник — образное понятие. Немецкие, кавказские овчарки живут на улице, такса — дома. Чтобы собака работала, ей нужен человек. Такса чрезвычайно привязана к человеку. Ей необходимо общение, иначе собака деградирует. Это охотничья собака, очень умная, способная создавать пусть короткие, но логические цепочки. Таксы понимают речь, но не команду. Знаете, немало у нас в городе «овчаристов», которые подбирают такс на улице. Но потом их отдают: новые хозяева не в состоянии с ними ужиться. Команду такса не понимает, только речь.
Я со старым кобелем могла вообще общаться жестами. Показывала пальцем, дескать, идем туда. Он шел. Можно было рукой не делать движение — понимание гарантировалось. Так вот, все мои таксы живут дома, спят под одеялом, на подушке. Кто на чьей. Кто-то выгоняет моего ребенка, кто-то выгоняет мужа. Меня не выгоняют. В данный момент такс осталось шесть. И постоянно есть щенки на продажу, либо я привожу откуда-то щенка. Такое царское поведение.
— Даже боюсь спросить о родословной.
— У меня только рабочая немецкая линия. Когда-то, лет 18 назад, в Москву вывезла из питомника «Фонвензельхоф» кобеля. Это был очень известный питомник в Германии. Там держали такс и рабочих, и экстерьерных. Вот тот кобель нам поправил все поголовье в России и дал рабочих собак. Только его линию я продолжаю «тянуть».
Мы стоим на широкой площадке. А вокруг нас радостно вьются таксы с веселыми именами. Верик, Зайка, Вальда и еще кто-то. Брендик пытается запрыгнуть мне в руки. Он еще маленький. Но в полтора года уже имеет титулы «Юный чемпион России» и «Юный чемпион клуба». Галина его натаскивает на барсука и лисицу. Но это большой риск. Если он потеряет зуб из-за слабой прихватки, его нельзя будет выставлять.
— Это его праправнук, — поясняет Галина про немецкого кобеля, — а есть правнук. В 2006 году погибла на охоте его дочь. К сожалению.
— Это опасная была охота?
— На лисицу — да. Это очень опасный зверь.
— Такса может вытащить лисицу из норы?
— Нет. Такса выведена только для охоты на барсука. Но я охочу и лисиц. В принципе, лиса всегда выходит из норы дикая, пугливая. Но если это лисовин, большой, крупный, в возрасте семи-восьми лет, конечно, он становится опасен. Лиса прыгает из котла метра на два в длину. Не каждая собака увернется. Тогда наша собака умерла уже в клинике. От нее осталось потомство. Они все охотятся. В то время у нас была нора на озере Смолино. Я вывозила туда всех щенков, чтобы показали рабочее качество.
О чем собака лает
— Галина, в чем смысл охоты с норными?
— На охоте мое дело — собака. Мы пришли к норе. Я запускаю собаку в нору и слушаю ее. Важно определить, что там в глубине происходит: лает ли на подстилку зверя, брешет на пустую нору, на запах, на след. У барсука, как правило, несколько нор. Но ляжет он только в одну. И эти норы мы проверяем. Здесь он просто переночевал, здесь он только что был. И вдруг собака дает сигнал. Я говорю своим спутникам: «Мальчики, это работа». И мы начинаем копать. Бывает, порой выбивается шурф большой. В одном я стояла — грелась. Выбили три шурфа, прежде чем добыли зверя.
— Таксы отличаются независимым характером. Как совладать с таким самовольством?
— С таксой нужно договариваться, нельзя забивать. Ведь ей приходится работать под землей. А норы бывают трехэтажные, до трех метров в глубину. И там собака должна самостоятельно принять решение, атакует она или отходит. Сама, по своим силам. Еще сама же должна заглянуть в каждую щелку, чтобы барсука найти. Поэтому таксы и любопытны. В норе собака работает до конца, пока сверху охотник не дороет. Значит, она должна быть настырной и упрямой.
И еще Галина рассказала, что собаке барсука не надо «брать», его надо облаивать или щипать. А если схватятся, будет не до шуток. Для кобеля таксы девять килограммов веса — предел. А барсук может быть 40 килограммов. И пока собака лает, охотник сверху роет, ориентируясь на голос. А один стоит с ружьем наготове, потому что может случиться, что барсук выйдет из норы.
— Стрелок должен быть очень хорошим, — отмечает Галина. — Мы же добываем барсука ради жира и шкуры. Значит, надо выстрелить так, чтобы кровь не попала в жир и чтобы не повредить шкуру. Поэтому в команде всегда хороший стрелок, два копателя и кто-то с собакой.
Как вы убедились, охота, собаководство — это же целый мир, постигаемый увлеченными и посвященными.

Источник: Вечерний Челябинск

Картина дня

наверх