На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

По глухарю

Солнце гуляло по небу прощаясь с летом, за вершины деревьев уходил последний летний день. Николай Степанович с племянником Евгением шли по тайге, тяжёлые рюкзаки оттягивали спины. Не торопясь, часто останавливаясь, они подходили к своей избушке. Первый выход в лес в наступившем сезоне, давался с трудом. Подойдя к избушке. скинув рюкзак Николай Степанович утёр пот с лица, внимательно осмотрел окружающий лес. В планах было прожить три-четыре дня, по брать брусники, посмотреть угодья, дополнить запас круп, подлатать избушку.

Избушка была добротной, хотя Николай Степанович прошлый сезон её не посещал, но ремонту она не требовала, да и следов гостей за прошедший год не было видно.

Для смены воздуха в избушке протопили печь. Освободили рюкзаки от капканов, гвоздей, съестных припасов, не спеша сварив перед избушкой суп на костре, в разговорах и чаепитии провели вечер.

Утром лёгкий заморозок и шум в вершинах елей оповестил о смене погоды.Перекусив по быстрому гречневой каши с тушёнкой, они направились на ягодник. Пяти летняя вырубка вся поросшая брусникой была рядом. Край вырубки почти доходил до верхового болота. Только оставленная кромка леса не более 100 метров закрывала болотце. Болото имело загадочное название Духово.

За сбором ягод, Николай Степанович незаметно приблизился к кромке леса закрывающую болото. Здесь в два обхвата осины и ели переходили в чахлые 8-10 метровые сосны. Брусничник, сменялся черничником, который затем уступал место багульнику.

В какой то момент до слуха донеслось тревожное «квохтанье» глухарки. Николай Степанович улыбнулся, он понимал, что самка сейчас с выводком. Глухари ещё не пуганные, не видавшие человека, где-то рядом. Подвесив на сучок короб огляделся, племянник с усердием собирал ягоды на вырубке.

Николай Степанович снял висевшее через шею ружьё, мысленно приказал брусничке обождать и с осторожностью стал по дуге продвигаться кромкой болота.

Глухарка «квохтала» на высокой елке, повернувшись в стороны племянника. Николай Степанович решил не идти, высоким лесом, а пройти самим болотом.

Сама кромка болота была кочковатой, при ходьбе сапог уходил в мох на половину голенища. Багульник произрастающий на этих кочках хорошо скрывал охотника. Пройдя 90 метров по кромке болота Николай Степанович остановился, представляя куда в случае вспугивания могут полететь затаившиеся глухари.

Вдруг между кочек на самом болоте в зарослях багульника он увидел голову глухаря. Черная голова на вытянутой шее смотрела изучающим взглядом. Расстояние было около 40 метров, но тело птицы была спрятано кочками. Николай Степанович поднял ружьё и медленно надеясь попасть в лёт стал приближаться. Голова глухаря исчезла, охотник вытянувшись в струнку ждал подъема. Но взлёта не происходило, глухарь исчез. Глаза напряжённо впились в кочки.

- Ушёл, - подумал охотник и продолжил тихо продвигаться вперед,.

Чуть в стороне и уже чуть дальше, опять показалась голова глухаря. Николай Степанович на этот раз, уже не таясь, быстро стал приближаться к глухарю. Когда расстояние сократилось до 35 метров глухарь не выдержал и полетел от леса в сторону не заросшей части болота.

Охотник был готов, полёт глухаря на высоте 1,5-2 метров не застал его в расплох. После выстрела дробью третьего номера глухарь ещё по инерции пролетел 20 метров и упал в кочки. Быстрым броском Николай Степанович настиг и подобрал трепыхающегося глухаря. Это оказался глухаренок, вес которого явно не доходил и до 2 кг. Ноги его не казались долговязыми, были пропорциональны телу, да и сама птица не казалась худой. Но вот общий размер птицы был мал.

Охотник с не до умением и любопытством рассматривая трофей, вернулся с болота к кромке леса. И тут он обратил внимание, что глухарка, не улетела, а продолжает «квохтать». Николай Степанович медленно стал, продвигаться в сторону птицы. Когда до глухарки оставалось 50-60 метров, охотник остановился и стал внимательно оглядывать все ближайшие деревья.

Не прошло и пяти минут, охотник обнаружил выводок. Ближе всех был глухарь, который затаился в кроне осины в 40 метрах от его. Затем ещё двое, которые в 50 метрах затаились в берёзе, а рядом с глухаркой в елке, на соседней ветке вытянув шею и склоняя голову то в одну, то в другую сторону, суетилась молодая копалуха.

Николай Степанович выбрал одиноко сидящего к нему глухаря. После выстрела глухарь комом упал в низ. Добытый глухарь, тоже был этого года. Но вид птицы и вес были в районе 3 кг. Два глухаря явно из одного выводка, разительно отличались друг от друга. Затем уже в избушке, когда распотрошив дичь, у первого глухаря, он обнаружил травму киля и кусок щепки затянутой кожей.

После выстрела глухарка, перелетела на 30 метров, но продолжила «квохтать», а её выводок продолжал прятаться в кронах, не думая улетать.

Николай Степанович по благодарив Духово болото за столь успешную охоту, решил, что двух глухарей хватит и пошёл обратно на вырубку. Найдя короб, направился к Евгению. Глухари за спиной, наконец то с шумом стали уходить в сторону открытого болота.

Евгений уже «нацарапал» первое ведро брусники. Услышав шум приближения дядьки, выпрямился и сказал; - А я услышав глухарку, так и понял, что ты не устоишь. Ну как? - и увидев трофеи, добавил, - ого, удачно подошёл, С Полем!

Солнце постепенно затягивалось наползающими тучами. Положив глухарей на пень, Николай Степанович принялся за сбор брусники. Урожай ягод был на загляденье. Туманы с болота заползающие на вырубку обеспечили хорошую влагу. Ягода была крупной, её зрелый, сочный вид добавлял оптимизма сборщикам.

4-5 взмахов «комбайном» и отяжелевший кузовок пересыпался в набируху висевшие на шее. Когда 3 литровая набируха наполнялась, её пересыпали в короб. Работа руками привычная, натренированная годами, ловко спорилась.

К 11 часам Николай Степанович с Евгением наполнили короба и направились к избушке. Рассыпав ягоду под навес, принялись заниматься обустройством быта; заготовкой дров, воды, потрошением птицы, приготовлением еды.

После обеда времени было предостаточно и Николай Степанович, решил обследовать оставленный недоруб и свежую зимнюю вырубку. А за одно посмотреть место, где можно без труда пересечь лесной ручей, вытекающий из болота. Путь который он наметил, был не более 3 км.

Переправа через лесной ручей оказалось готовой, лесорубы зимой при вывозке древесины заложили его хлыстами, в добавок привезли и уложили сверху две пачки горбыля. Рукотворный мостик выдержал весеннее половодье, охотники без труда перешли через ручей.

Зимняя вырубка, была пройдена сплошной рубкой. В середине делянки располагалась чистая площадка, по периметру которой густо поднимался иван-чаи. Появление охотников на краю делянки не прошло не замеченным. С кромки площадки, из травы поднялся выводок тетеревов и перелетел в высокий лес.

Высокий лес представлял из себя «куст» шириной 300 и длиной 600-800 метров, окружённый с трёх сторон старыми вырубками прошлых лет.

В планах охотников было обогнуть этот «куст» леса и вернуться в избушку. Николай Степанович давно хотел сводить племянника на южную кромку, этого недоруба. Когда стоял весь массив целиком Николай Степанович не замечал, а когда 10 лет назад обходил только что свежую вырубку обнаружил это место.

Место было примечательным тем, что на нём росла лиственница. Возраст которой подходил к 100 летнему рубежу. Дело в том, что в этой местности в естественном виде лиственница не произрастала. Не росло, это дерево (лиственница) в естественных условиях в радиусе 200 км, да и до ближайшей жилой деревеньки было 18 км.

Когда Николай Степанович первый раз увидел эту лиственницу не поверил своим глазам, обыскал соседние гривы болот, но больше лиственницы ни где не встретил. Было ясно, что эту лиственницу посадил человек. Более детально осматривая участок вокруг лиственницы, он обнаружил остатки, как ему показалось, проживания здесь человека. Но вот какой «любитель», когда смог жить здесь, откуда достал и вырастил лиственницу, так и не смог установить.

С удовольствием показав Евгению лиственницу и высказав свои наблюдения, они повернули к избушке. Тем временем ветер не стихал.

Не спеша следуя вдоль недоруба, охотники шли навстречу ветру. Они прошли половины недоруба, до избушки осталось менее километра.

Поднимаясь на очередной бугорок Николай Степанович вдруг увидел впереди в кромке недоруба медведя. Зверь находился в 18 метрах от охотника, головой в недоруб. Передние лапы сгребали мох и брусничник к морде. Шерсть на лопатках ходила ходуном, зверь был увлечен своим занятием.

Николай Степанович замер, Евгений находящийся в 10 метрах за спиной остановился. Охотник медленно стал пятиться назад, поравнявшись с племянником прошептал; - медведь! Отходим. Стараясь не шуметь перезарядил ружьё пулей.

Евгений повертев головой, с нотками наивности, шепнул — да не, медвежонок.

Николай Степанович не прерывно глядя на бугорок, который уже скрывал от его зверя, спросил, - где? - и посмотрев на дерево которое указывал Евгений, обомлел.

Рядом на чуть склонившейся сосне в 7 метрах над землёй сидел медвежонок и с любопытством смотрел на их. Николай Степанович понял, что медвежонок играя залез на дерево, а они прошли под ним и сейчас находятся между им и медведицей, понимая угрозу стал торопить Евгения на уход.

Когда они отошли ещё на 30 метров медвежонок соскочил с сосны и по бежал в сторону медведицы. Тут на пригорке, перед которым минуту назад стояли охотники появилась медведица.

4-5 летняя медведица, хорошо упитанная, шерсть на ней поблёскивала в лучах на мгновение появившегося солнышка. Расстояние до её было около 50 метров.

Она вытянув морду, поводила носом, замерла. Рядом с ней как клубочек юлил медвежонок. Охотники продолжили медленно пятиться, не сводя глаз с медведицы.

Николаю Степановичу показалось, что он на мгновение моргнул, а когда опять поднял глаза, на бугорке медведицы не было. Он лихорадочно стал осматривать местность. Его глаза поймали шевеление кустов малины справа на делянке, сомнения не было, зверь пытаясь оценить опасность, стал их обходить. Но обходя вырубкой, зверь дал шанс охотникам уйти кромкой недоруба.

Когда расстояние от встречи с медведем было уже 200-250 метров, Николай Сергеевич остановился. Посмотрев на племянника и произнёс; - ну кажись, разошлись, закуривай давай, а я пока костерок разведу.

Посидев у костра, осмыслив встречу Николай Степанович решил, вернуться в избушку старой тропой. Хоть два километра, вместо одного, но он не рискнул идти опять через бугор.

Под впечатлениями менее чем через час охотники были в родной избушке. Первый день охотничьего сезона стал полон сюрпризов и волнений. Вечерний ужин из приготовленного глухаря вернул сытость и спокойствие.

К полуночи небо полностью заволокло тучами и пошли осадки. Стук капель по крыше, окончательно успокоил тревожные мысли Николая Степановича.

Растянувшись на нарах во весь рост, Николай Степанович крепко спал в теплой избушке улыбаясь во сне.

Ему снился сон, как Большой Белый глухарь токует в не проходимых дебрях на кромке верхового болота. Изредка Большой Белый глухарь останавливался токовать, прислушивался, всё ли спокойно на болоте и убедившись в этом, снова продолжал выводить свою древнюю песню.

Источник

Картина дня

наверх