Глухариный ток

глухариный ток

Весной 2000 года меня пригласил на охоту в тайгу мой старый друг Михаил Иванович Шишмарев. Мы собирались отправиться на глухариный ток за село Ошурково. Друг много лет ездил на этот ток один, никому не показывая. Ток был далеко под главной гривой, к которой тянулись распадки от села Ошурково.

Ехать нужно было по лесовозной дороге, которую построили частные фирмы, заготавливающие древесину в этих местах. Мы взяли лицензии на отстрел двух глухарей в Управлении охотхозяйства «Улан-Удэнское» и после обеда на автомобиле «Нива» направились в тайгу.

Лесозаготовки в этом месте не велись, поэтому было спокойно. С южных склонов уже сошел снег, кое-где на каменистой дороге попадались озера грязи. Но нам все же удалось проехать. Перебрались через перевал, на поляне поставили машину.

Следы у огромной сосны

Было около 4 часов дня. Взяв ружья, мы пошли осматривать ток. Михаил Иванович не появлялся здесь три года, поэтому не знал, в каком тот состоянии. Токуют ли еще на нем глухари? Нужное нам место находилось с южной стороны гривы, под которой была небольшая скала. В ее расщелине росла трехметровая березка.

Мы взошли на скалу, желая осмотреть окрестности. Михаил Иванович комментировал открывшуюся перед нами картину:

— Здесь кое-что изменилось, вот у ключа вырос густой молодой осинник. Там подтянулась березка на скале. На току недалеко от большой сосны упала сухая лиственница.

Я взглянул на то, что представляло для нас особый интерес. Глухари должны были собраться на огромной сосне 30-метровой высоты. Дерево росло на краю небольшой поляны, мимо нее протекал маленький ключик, выходящий из-под скалы.

Сосне хватало питательных веществ, она десятилетиями набиралась сил и хорошела. Внизу у земли на толстом стволе выросли и протянулись в разные стороны сучьи толщиной по 12-14 сантиметров. Эти ветви напоминали раскинувшиеся длинные руки. Ближе к вершине образовалась густая крона, словно большой купол. Внизу под деревом был толстый слой потемневшей от времени и свежей (прошлогодней) шишки, семена которой очень любит белка.

Михаил Иванович внимательно обошел сосну и обратил внимание на несколько глухариных перьев. Там были и старые, потускневшие от влаги, и новые, чистые, оброненные птицами этой весной.

— Видишь, Дмитрий Константинович, здесь недавно токовал глухарь! — сказал друг, указывая на свою находку. — Переночуем, а утром попытаем счастья. Глухарь должен токовать, есть признаки, что он здесь был вчера.

Песни на рассвете

Мы вернулись к машине и приготовили ужин. Перекусили, поговорили о предстоящей охоте, завернулись в тулупы и улеглись спать в автомобиле. Прошла ночь, на востоке чуть загорелась заря. Мы собрались и, соблюдая осторожность, двинулись к току. От скалы до сосны было 30 метров. Нам не требовалось ближе подходить к дереву.

— Если глухарь будет токовать на нижних сучьях, его можно стрелять отсюда! — предупредил меня Михаил Иванович.

Я сел с правой стороны скалы, а мой напарник — с левой. Мы замаскировались и стали ждать. Прошло несколько минут, светало на глазах. Теперь были различимы ветки на сосне и другие детали на земле. Внезапно тишину нарушили шум крыльев большой птицы, садящейся на дерево, и треск сломанного сухого сучка, потом все стихло.

Я до рези в глазах осматривал еще плохо видимую сосну и другие места рядом, но пернатого разглядеть не мог. Мне было ясно, что глухарь сел на дерево. Теперь оставалось только дождаться, пока он покажется на глаза.

Прошло несколько минут, опять послышался какой-то шорох, а затем первые звуки токовика. Щелканье и трель птицы звенели в ушах. Я весь напрягся, посмотрел в сторону Михаила Ивановича, но его не увидел. Не знал, что делать дальше, поскольку впервые был на глухарином току.

Петух пел с перерывами, щелкал, клокотал, но я его пока не видел. Опять раздался шум садящегося на дерево глухаря. Через определенное время он тоже запел где-то рядом. Мы ждали окончательного рассвета, сидели не шевелясь, а только во все глаза высматривали птиц.

Прошла, казалось, целая вечность. Наконец, стало светлее, различались отчетливо ветви, пятна на деревьях. Я заметил движение. Приглядевшись, заметил глухаря, который расхаживал на нижнем суку сосны. При пении пернатый вытягивал шею вперед и вверх, развернув хвост веером и опустив крылья.

Глухарь был ближе ко мне, и я отчетливо видел его на фоне зари. Прослушав еще несколько песен с красивыми коленами, решил стрелять. Второго петуха мне не было видно. Он расположился внизу — возле ключа. Выстрел разорвал утреннюю тишину, глухарь, медленно ломая ветки, падал на землю…

Царь-птица тайги

Я поднялся со своего скрадка, увидел выглядывавшего напарника. Охота на току была закончена. Мы направились к дереву. По пути я поднял свой трофей.

— Твой первый глухарь, поздравляю! — сказал Михаил Иванович, пожимая мне руку.

— Да, спасибо! Чудесная и незабываемая охота! — ответил я, беря птицу за толстую шею. — О, какой тяжелый! Наверное килограммов 6-7 будет?

— Наверняка! — подтвердил мой друг. — Старый петух. Это видно по оперению.

— А как Вы определяете? — спросил я.

— Нужно все замечать, как Шерлок Холмс! — пояснил Михаил Иванович. — Вот посмотри: у старого глухаря крылья должны быть коричневыми, на груди — зелено-перламутровые перья. Ноги у него чешуйчатые до колен. На них растут грубые густые перья. А вот для сравнения молодой глухарь. Крылья черные, шея и грудь — синие, ноги до колен чистые и гладкие, на них мало перьев. Твой петух — старейшина в своем роде!

Мы присели на валежину, отдыхая. Я впервые держал в руках такой великолепный трофей.

— Царь-птица тайги! — заметил Михаил Иванович. — Нет у нас пернатых красивее и крупнее. Великое счастье охотника, добывшего глухаря на току. Это не каждый сможет. Далеко не у всех хватит терпения, чтобы почти ночью подойти к токующему петуху. Ты — молодец! Имеешь выдержку и терпение, таким всегда везет на охоте!

Рассматривая Царь-птицу тайги, я подумал: «Какой красавец!». Мощный, толстый изжелта клюв, круглая голова отливает черной вороненной сталью, над глазами красные брови становятся выразительнее, ярче и увеличиваются в объеме, придавая бравый вид кавалеру. А какие перья на шее и груди этого самца! С головы идут черные с блеском, переходя в темно-синий лазурный цвет. На выпуклой груди перья имеют изумрудно-зеленый сверкающий оттенок.

Крылья у старого петуха коричневые, плечи — белые. Спина — серая до хвоста, представляющего собой великолепный веер. Перья на нем черные длиной 30 см. На конце каждого от спины идут белые крапины — полоски неодинаковой формы, но строго по вееру хвоста. Толстые ноги обросли мелким пером сверху на всех трех пальцах. Это дает возможность птице ходить по снегу, не проваливаясь, собирать по кочкам клюкву, бруснику.

А какой красавец-глухарь в брачный период! Я увидел это на токовище на следующий год. Стояла старая сосна, полусухая, с огромными сучьями, на краю поляны. На одной толстой ветке ходил петух с распущенным хвостом. В лучах восходящего солнца он сверкал разными красками — это надо было видеть. У меня рука не поднялась на такую красоту. Я только полюбовался несколько минут и ушел…

Главные враги пернатых

К сожалению, в настоящее время сгорели многие токовища. Кое-где выпилили деляны, уничтожив вековые сосны, где столетиями собирались глухари. Есть мнение, что эта птица — современник мамонта. Возможно, так и есть. Но в данный момент увидеть глухаря — большая редкость.

У нас за деревней Ошурково сразу начинается лес, переходит постепенно в тайгу. Около 20 лет частные фирмы здесь заготавливают древесину, выпилили все вокруг. Кедровник на вершине перевала сгорел в 2003 году. Ключи, текущие из трех распадков, пересыхают. О каком глухаре может идти речь?

В начале ноября 2004 года выпал небольшой снег. Я решил подняться по лесовозной дороге на перевал до кедрача, походить, посмотреть, кто остался живой в тайге. Как поживает старое токовище под скалой? Поднялся на перевал на «Ниве», оставил там машину.

Пошел на прежнее место… и не узнал его! Все кругом было выпилено, завалено сучьями и упавшими деревьями. Не обнаружил никаких признаков появления глухаря на старом токовище. Пройдя по гриве влево и вправо, увидел следы зайца, белки и колонка… И все…

А ведь у глухаря, кроме человека, много других врагов, таких как лисица, рысь, соболь и даже дикий кабан. Как-то по первому снегу я поехал на перевал белковать. На лесной дороге видел много свежих следов рыжей плутовки — от самой опушки до перевала.

Лисица охотилась на глухарей, которые утром и вечером слетались сюда. Они садились на дорогу и собирали камни для перетирания пищи в желудке. Глухарь ведь питается молодыми сосновыми иголками и ягодой. Когда я как-то осенью подстрелил эту птицу, ее зоб был забит зеленой хвоей.

Лисица — коварный враг. Все лето она шастает в поисках пищи и иногда находит выводки глухарей. Птенцы, которые еще не умеют летать, становятся легкой добычей хищницы. Она уничтожает целиком выводки глухаря, тетерева, рябчика.

Вторым врагом боровой дичи можно считать рысь. Это такая же охотница до птенцов. Даже дикая свинья, найдя кладку птичьих яиц, поедает ее и беспомощных малышей. Великий охотник на глухарей — соболь. Он бесшумно лазает по деревьям и нападает на птиц, спящих на ветках… Но главный враг пернатых, конечно, человек. В ходе активной заготовки леса уничтожаются токовища, гнезда, жилье и корм глухарей…

Прошло пять лет, я снова поехал по этому же пути. Вокруг все изменилось. Весь ключ перекопали, и он перестал существовать, ушел в каменные россыпи. На дороге и в лесу я не встретил ни одного глухаря. Редко были следы лесного рябчика, зайца и белки… А мне очень хотелось бы выбраться в лес на ночевку с внуком, показать ему красавца-глухаря на току.

Я считаю, что надо приостановить активную заготовку древесины и всеми доступными методами улучшать жизнь наших меньших братьев. Тогда их станет больше!