Рыбацкие курьезы

Каждый рыболов, который уже долго занимается своим любимым делом, может припомнить и рассказать немало курьезных случаев, которые произошли в его рыбацкой жизни. Вот и я припомнил несколько таких рыбалок, о которых с удовольствием поделюсь с читателем.

Стояла поздняя весна, не помню уже, какого года, сын у меня тогда еще был маленьким. Как-то выдалось несколько часов свободного времени, и решили мы с ним сходить на небольшое озерцо, которое распростерлось рядом с городом.

Не торопясь, дошли. На озере хозяйничала детвора. Они стайкой расположились в одном месте и ловили мелкую, с ладошку, красноперку. Последняя азартно топила их поплавки, а ребята с явным удовольствием ее подсекали. Стоял шум, гвалт, но рыба на него не обращала никакого внимания и клевала с завидным постоянством. Мы немножко понаблюдали за ловлей и отправились дальше.

В тростнике, практически полностью окаймляющем берег озера, я нашел прогал. Настроил две удочки – себе и сыну. Прикормил место. Вскоре поплавки застыли на поверхности воды.

Недолго мы ждали поклевок. Клевала все та же вездесущая красноперка и плотва. Красноперка была такая же, как у ребят, а вот плотва заметно отличалась и была гораздо крупнее. Я так увлекся клевом, что позабыл о сыне. Он тоже постоянно выуживал рыбу и самостоятельно опускал ее в садок.

В один момент я почувствовал, что что-то произошло, и обернулся к Саше. Он молча, пыхтя, пытался вытащить из воды что-то солидное. Удилище его было согнуто в дугу. Саша, напрягая все свои детские силенки, пытался поднять рыбу кверху. А еще я вижу, что рыба ему попалась очень уж спокойная. Удилище согнуто, леска натянута, но нет никаких рывков, дерганий. Трофей монотонно тянет вниз, а мой сын пытается вытащить его наверх.

– Сынок, может тебе помочь? – спрашиваю я его, хотя уже знаю ответ.

– Нет, пап, я сам.

Вскоре из воды показался поплавок, и на поверхность воды всплыла… болотная черепаха.

– Папа, папа, это не рыба, это черепаха! – закричал сын.

Я зашел в воду и руками взял земноводное. Черепаха полностью заглотала крючок с червяком, и нам пришлось потрудиться, чтобы ее освободить. У сына на этом рыбалка закончилась, он стал с ней играться, а когда мы вечером уходили с озера, Саша отпустил ее в воду. Вот такой трофей попался моему пятилетнему сынишке.

Припоминаю вторую историю, которая случилась уже непосредственно со мной, даже не со мной, а с моим садком.

Однажды ловили с друзьями рыбу на одном из степных озер. Приехали с ночевкой, и к вечеру в садках уже плавала рыба. Проснулся я на рассвете и, взяв удочку, поспешил к воде. Забросил снасть и вскоре вытащил килограммового сазанчика. Началась утренняя зорька. В общем, рыбалка так увлекла, что я обращал внимание на садок, только когда опускал в него очередную рыбу.

Оторвал меня от созерцания поплавка какой-то шум в воде. Я перевел взгляд и увидел, как мой садок с рыбой рывками начинает уходить на глубину. Рогулька, к которой он был привязан, уже подалась вперед, согнулась и вот-вот готова была выскочить из влажной земли.

Я схватился за садок и резко потянул его на берег. Вслед за ним на берег, извиваясь, выполз довольно крупный змееголов. В нем было более 4 кг. Его сгубила халява и жадность. Видимо, его привлекла плавающая рыба в садке. Но вот только как он умудрился вместе с сеткой поперек схватить сазанчика, мне до сих пор непонятно. Жертву выпускать ему не хотелось, да к тому же мелкие зубы зацепились за сетку. Так я его и выволок. Пришлось разжимать его “стальные” челюсти, чтобы освободить садок.

Кстати, когда змееголов хватает жертву, он впивается в нее зубами “мертвой” хваткой. Было у меня несколько случаев, когда попавшуюся на блесну рыбу у самого берега атаковал змееголов. Если берег был чистый и пологий, я вытаскивал змееголова на берег. А вот если берег обрывистый, то взять его можно было только сачком. Но на спиннинговой рыбалке я сачок не ношу с собой. Поэтому приходилось просто вырывать рыбу из пасти, но “змей” не торопился ее отдавать. Только, когда его голова появлялась из воды, змееголов разжимал челюсти и уходил прочь.

Следующий случай пришелся на октябрь позапрошлого года. Ловили мы с друзьями с лодок на спиннинг щук на озере Лайкуль. Озеро большое: несколько километров в длину и полтора – в ширину. Солнце перевалило зенит, ноги стало сводить от постоянного сидения, да и спина устала.

На веслах Володя, за пассажира – я. Когда собирались на рыбалку, в гараже забыли сачок, поэтому всю рыбу приходилось брать руками. Помельче каждый доставал сам, покрупнее помогали вытащить друг другу. Уже было собрались выгребать к берегу – перекусить да размяться, когда затрещал тормоз Володькиной катушки. Он тут же подсек. Я быстро выбрал свою леску, стал наблюдать за поединком в ожидании развязки.

Похоже, Володя боролся с крупным экземпляром. Удилище отрабатывает рывки, катушка трещит, сдавая леску. Рыба уходит в сторону, а мой товарищ не может ее остановить и оторвать от дна. Все это происходит в полнейшей тишине. Я тоже молчу, не хочется нарваться на неприятности, если вдруг чего не так пойдет. Молча я вытащил якорь из воды, и в этот же момент треск катушки прекратился, и лодка поплыла. И у Володьки появился маневр.

Минут через десять на поверхности все же мелькнул темно-зеленый бок, и вскоре показалась щука. В ней было больше метра длины и не менее 9-10 кг. Щука еще какое-то время потаскала нас по озеру, устала и сдалась. Подвел мой товарищ ее к лодке и даже умудрился расположить вдоль борта, рядом со мной.

Я подхватил щуку двумя руками под жабры и с трудом втащил ее. Наверно, от происшедшей борьбы крючок в пасти расшатался, и когда я опустил щуку на дно лодки, она дважды открыла пасть, и блесна выпала. А хищнице не понравился воздух, она стала извиваться, лупить хвостом направо и налево.

Вот она, извиваясь, выгибается дугой и должна “выстрелить” своим телом вверх. В этот момент я хватаю ее двумя руками по центру тела, прижимая к дну лодки. Но скользкая, мокрая щука все же умудряется изогнуться и отвесить мне по лицу мощную оплеуху своим широким хвостом. От неожиданности и боли выпускаю ее из рук. Щука опять выгибается в другую сторону и всем своим мощным телом “выстреливает” из лодки. Падая в воду, окатывает нас градом брызг. Больше мы ее не видели.

Вся эта история произошла в считанные секунды. Несколько мгновений над лодкой висела тишина. Мы с Володей смотрели друг на друга, но вскоре я о себе узнал очень много нового. Правда, и другу тоже досталось в отместку.

Выпустив пар, уже на берегу мы долго смеялись, вспоминая всю историю помоментно.

Лет 12 назад, когда мой сын уже подрос, и было ему лет 8, взял я его на рыбалку на Куан-Дарью. На чистом, песчаном, пологом берегу поставили несколько донок. В стороне от донок сын ловит рыбу на удочку, выше его расположился Павел Иванович, а я, в 30 метрах ниже по течению от последней донки, у самого тростника забросил удочку. Здесь глубина начинается у самого берега.

Зазвенел колокольчик на одной из донок. Я уж собрался бежать, но опередил меня сын. Сашка отложил удочку в сторону и бросился к донке. В этот же самый момент у меня исчезает из поля зрения поплавок. Только что болтался на воде, но, пока я смотрел в сторону звенящего колокольчика, он исчез. Делаю резкую подсечку и чувствую сильную рыбу на крючке. А леска-то на удочке 0,18 мм, с поводком 0,16. И я начинаю бороться с рыбой, забыв обо всем.

Саша в этот момент тоже боролся со своим трофеем и вскоре выволок на песок пятикилограммового соменка. И надо же было такому случиться: голова сома уперлась прямо в колышек от донки.

А я уже подвожу к берегу крупного белого амура, но, так как берег крутоват, нет никакой возможности поднять рыбу. А сачок остался на предыдущем месте – метрах в пятнадцати от меня.

Павел Иванович откладывает свою удочку в сторону и торопится на помощь моему сыну. Тот же, увидев, что рыба уперлась головой в колышек, отпускает леску, и соменок, почувствовав слабину, отцепляется от крючка и, извиваясь, начинает уползать к воде.

Я, увлеченный борьбой с амуром, кричу своему товарищу:

– Паша, сачок, сачок неси!

Павел Иванович уже с половины дороги кидается к сачку и бежит ко мне. Сын, видя, что сом уползает и добрался уже до воды, падает на него. Моя же рыба, видимо, тоже устала ждать, пока принесут сачок, резко дергает в сторону, и леска на поводке лопается. Мокрый, липкий, скользкий сом сумел вывернуться из-под сына и, почувствовав свою родную стихию, благополучно, хоть и со стрессом, уплыл на глубину.

Так практически в одно время мы упустили двух рыб, но семилетнему мальчику это простительно, чего нельзя сказать обо мне.

И эта картина отложилась в памяти на всю жизнь. У уреза воды стоит мокрый, весь в сомовьей липкой слизи и грязном песке маленький мальчик, остановился с сачком не добежавший до меня Павел Иванович, и я, офонаревший, с порванной удочкой в руках.

Хотите – верьте, хотите – нет, но все данные курьезы случились в моей рыбацкой жизни. А ведь это только несколько эпизодов. А сколько их еще осталось в памяти…