С гольянами за окунями

ловить гольянов

В наших ближних водоемах, пожалуй, ни одну осень рыба не клевала так редко. В озере Кривое можно было поймать карасей только на протяжении двух недель. Потом изредка попадались чебаки. Приличные по размеру, обижаться не стоит, но я только однажды поймал 5 штук, другие удильщики и этого не видели. Ближе к осени улова на водоеме совсем не стало.

Что случилось с озером Глухое, вообще непонятно. Помногу здесь никогда никто не ловил. Но мы были удовлетворены, когда в садке оказывались 10-15 голов. Теперь бывает 2-3, за редким исключением чуть больше. Самые терпеливые и упорные удильщики просиживают днями, а результата нет!

«Осечки» случаются и на Оби. Те, кто охотится на судаков и щучек, даже ночью сидят на острове Медвежий, и только изредка отдельные счастливчики вылавливают 1-2 экземпляра.

Хорошее место

Но, как известно, душа рыбака требует поклевок. А потому я со своим соседом Виктором Лобуховым поехал за 60 километров в Колыванский район на озеро у села Сидоровки. Не секрет, что каждый водоем своеобразен, к нему надо приноровиться.

В начале осени на поплавочную удочку одолевал ротан, иногда мелкий карасик. «Но где же «лапти», о которых мне говорил Евгений из села Южино? — гадал я. — Причем ими он наполнял полный садок».

Позже мы сами додумались и вместо поплавочных удочек забросили закидушки метров на 30-40 и оказались правы. С насадкой в виде опарыша наловили крупных карасей.

Дня через три Евгений сказал, что есть место, где клев активнее и рыба больше. Мы поспешили туда и вернулись с хорошими уловами. Однако за 60 км часто не наездишься. К тому же после дождя под конец пути на расстоянии 7 километров машина пройти не может. Надо было что-то искать поближе.

На котлованах

Соседка-дачница подсказала, что видела рыболовов-любителей у Криводановки. Они закидывали удочки на берегу двух котлованов — Ивушки и Первого. Несмотря на то что ехать туда надо было с пересадкой, я все-таки решился. В автобусах народу битком, кое-как втиснулся и добрался до конечной остановки, а потом шел минут 25, пока не оказался на месте.

Берег котлована Ивушка мне понравился: чистый, невысокий, рядом растет камыш. Вода светлая, дно без зацепов, что приподняло мое настроение. Вот только удручал северо-восточный ветер, который накатывал на берег большие волны. Я использовал закидушку и поплавочную удочку, насадки пробовал разные: опарыш, дождевые черви, перловку, но… увы! Ни одной поклевки.

Невдалеке увидел мужчину, который насыпал песок в мешки и укладывал их в машину. Незнакомец мне и подсказал, что до Первого котлована отсюда метров 300, указал, куда идти: мол, там ловят карасиков. Мне уже не до «лаптей», лишь бы поклевка была.

Только вышел на дорогу и увидел этот водоем. Когда подходил к нему, встретил молодого дачника. Он подтвердил, что на котловане действительно ловят карасиков.

Дул сильный ветер, но слева от меня рос большой куст шиповника и прикрывал собой от пронизывающего холода. Глубина большая, в разных местах плещется рыба. Закидушку не стал разматывать, только поплавочную удочку. При первом же забросе вытащил серебристую маленькую верхоплавку.

Все ясно: надо было передвинуть поплавок на большую глубину, что я и сделал. Тишина, поклевок нет. Примерно через полчаса на крючке оказался беленький карасик меньше ладони. Я попробовал снова уменьшить глубину и опять вытащил верхоплавку. Часа полтора стоял, кидал в разные стороны, и… все было бесполезно. Собирался ехать домой в самом плохом настроении.

Необычная насадка

Но, когда уже уходил от Ивушки, ко мне подъехал на «Жигулях» рыбак с женой и сказал, что я не там ловил. Следовало зайти с восточной стороны водоема, где раньше примерно третья часть территории была частной. Дескать, там можно поймать карасей, окуней, плотву.

Пешком туда идти было далеко, я не решился. Однако вечером рассказал об этом опытному рыбаку — моему соседу Виктору Лобухову. На другое утро он как можно раньше поехал туда на своей машине. В итоге… ни одной поклевки!

Что было делать? Виктор принял решение — наловить гольянов в болотистом озере недалеко от города у Колыванской трассы и использовать их в качестве насадки в котловане у села Марусино.

Вечером я услышал стук в дверь. Открыл и увидел, что сосед принес мне в целлофановом пакете десятка полтора окуней граммов по 100-150.

— Жаль, что поздно туда приехал, можно было еще столько же поймать! — с сожалением сказал Виктор. — А завтра мне заступать на смену, буду работать.

Я обрадовался такому сообщению и на второй день поехал ловить гольянов. Только опустишь удочку с опарышем или дождевым червяком, как рыбка сразу же хватает наживку и утаскивает на дно. Наловив гольянов, отправился на озеро Глухое. Насадил одного на крючок, закинул удочку, и сразу же поплавок скрылся в воде. И так несколько раз.

Рыбаки, находившиеся невдалеке уже часа три, ни одной поклевки не видели. А я за полчаса добыл 5 добротных окуней. Конечно, поведал соседям о своей необычной насадке. Двое из них сразу же поехали ловить гольянов.

Рецепты рыбацкой кухни

Позднее поделился впечатлениями со своим другом Эдвином Гауэртом, проживающим в городе Кокшетау (ранее Кокчетав) в Казахстане. Когда рассказал о своих результатах, мне задали вопрос:

— А что это за рыба — гольян?

И тут я вспомнил, что никогда не видел ее в тех краях. Возможно, и среди читателей газеты есть те, кто прежде не сталкивался с этой маленькой юркой рыбкой? Постараюсь коротко пояснить, о чем идет речь. По величине ей могут уступать только некоторые верхоплавки. По окраске похожа на линька (особенно спинка).

Водится гольян в речушках и проточных небольших озерах, а также у нас в болотистом месте, где есть коряги и трава-ряска. Многие удильщики пренебрегают этой маленькой красивой рыбкой, а зря! Ее ловить очень интересно. И по вкусу она не уступает многим первосортным пресноводным рыбам.

В одной из книг на тему ужения я вычитал любопытный рецепт. Автор писал, что гольян жареный готовится, как всякая другая рыба. Когда подрумянится, его заливают взбитыми куриными яйцами. Так жарят, например, и форель.

Стоит сказать, что из гольяна с добавлением специй получаются редкие по вкусу котлеты. Рыбку вместе с окунями и ершами используют и для приготовления ухи. И, как писал выше, ранней осенью это прекрасная насадка для ловли окуней, можно поймать и щук.

Когда заканчивал я эту статью, мне позвонил Виктор Лобухов и сказал, что добыл гольяна. Предложил с утра пораньше съездить на Левобережный котлован, попробовать выловить крупных окуней. Я, конечно, с готовностью согласился на новую рыбалку, которая обещала быть увлекательной.

Анатолий Лысенко, г. Новосибирск.