На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 420 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

За гусями с профилями

охота с профилями на гусей

С появлением Интернета стало значительно проще самому отслеживать изменение погоды по всему Енисею с севера на юг, не полагаясь на «предсказания» синоптиков. Рассчитав время появления гусиных стай, можно заранее приготовиться и целенаправленно ожидать, планировать поездки. Разумеется, такое «прогнозирование» не дает стопроцентной гарантии, но почти каждый год охота разок-другой оказывается успешной!

Выбор места на реке

Во-первых, оно должно быть достаточно открытым: гусь никогда, какой бы ненастной ни стояла погода, не расположится на отдых у больших деревьев. Даже снижаться к профилям и чучелам не будет. Максимум, что может сделать пролетающая стая, — «круг почета» на слишком большой для выстрела высоте. Выбирать следует косы или внутренние водоемы и старицы на островах с открытыми берегами, заросшие лишь травой и невысокими деревцами.

Во-вторых, место для охоты с профилями на гусей на реке нужно присматривать вдали от населенных пунктов. В хорошую погоду (ясную, без осадков, с умеренным ветром) стаи летят на большой высоте весь световой день. Птицы садятся на ночевку и продолжают путь утром в сумерки практически в полной темноте.

Стрелять гусей в это время невозможно, а заранее угадать место отдыха нереально. Вот и приходится рассчитывать лишь на ненастье, вынуждающее пролетные стаи срочно — засветло — искать прибежище на земле. Но даже в такой критической ситуации птицы стараются максимально укрыться от людей из прибрежных поселений. Естественно, что пернатые отдают предпочтение тем местам, где уже есть сидящая птица (то есть наши профиля и чучела).

В-третьих, в наше время из-за тотальной невоспитанности и чрезмерного любопытства многих нынешних охотников приходится выбирать точки, которые не заметны с берегов и с воды со стороны фарватера.

В-четвертых, недостаточная освещенность, ветер, осадки, высокая трава, кустарники и т.п. осложняют стрельбу, поиск битой дичи и добор подранков. Поэтому, потеряв несколько трофеев, уже давно выбираю место для установки профилей исключительно на чистых голых косах или на озеринах и старицах на островах.

Допускается выход водоема в реку. Но неглубокий и не слишком широкий, со слабым течением. В самом узком месте такого выхода бросаю в воду несколько крупных веток тальника. Это подобие «плотины» задерживает битую птицу. Да и подранки, стремящиеся на открытую воду, охотно укрываются в такой «загородке».

Уже утром, в светлое время, приступаю к поискам трофеев. Подбираю битую птицу и подранков в кочках и траве, а если сам не справляюсь — находит собака.

Конструкция и маскировка скрадка

Некоторые охотники никак не привыкнут к мысли, что для добычи утки и пролетного, мигрирующего гуся нужны разные «сооружения». Они отличаются по своему назначению, а следовательно, и по конструкции.

Для охоты на утку чаще всего используют закрытый скрадок с бойницами, через которые стреляют по птице, подсевшей к чучелам или подсадной. В случае с гусями, парящими над профилями, рассчитывать на приземление стаи не стоит (хотя изредка и случается такой подарок).

Бить приходится влет, когда пернатые снизятся на достаточную высоту, так что скрадок должен давать возможность легко и быстро встать и приготовиться к выстрелу. Делать это нужно в самый последний момент, когда птица почти на дистанции поражения и уже не сможет свернуть.

Скрадки или засидки, открытые сверху, гуси облетают стороной или «на кислороде» (на большой высоте).

Если на выбранном месте охоты есть кусты, деревца с листьями или высокая трава, то не помешает озаботиться дополнительной маскировкой. При достаточно сильном ветре (у нас это практически всегда) укрытие будет резко выделяться своей «неподвижной массой» на фоне шевелящейся растительности.

Я обязательно навешиваю на скрадок пучки длинной местной травы и веток с листвой. Они, шевелясь на ветру в общем ритме с окружающей растительностью, выполняют сразу две функции. Во-первых, помогают скрадку сливаться с местностью и, во-вторых, размывают силуэт стрелка.

В Интернете появилось много информации о прямо-таки «монументальных», капитальных сооружениях, используемых на гусиной охоте. Их почему-то тоже называют скрадками. Допускаю, где-то на северах, на болотах это оправдано, если есть возможность еще по зимним дорогам завозить материалы и гарантирована их сохранность.

В наших условиях же создавать подобные сооружения нет смысла по двум самым банальным причинам. Во-первых, пути миграции гуся проходят в непосредственной близости от населенных пунктов, и от таких «строений» через пару дней ничего не останется. Во-вторых, непредсказуемые колебания уровня воды в Енисее ниже ГЭС либо смоют эту «долговременную огневую точку», либо она окажется далеко от нужного места.

Подготовка засидки

Выбирая место для установки профилей и самого скрадка, я ориентируюсь, прежде всего, на розу ветров. Сидеть предпочитаю лицом к налетающим стаям. Ветер дует мне в спину. На случай смены его направления заранее готовлю два места под скрадок — в противоположных сторонах.

При невозможности такого расположения (редко, но случается) приходится садиться боком к ветру, но обязательно лицом к профилям. Такая вынужденная ситуация создает дополнительные проблемы.

Во-первых, гораздо сложнее наблюдать за обстановкой, больше вероятность прозевать цели, появляющиеся сбоку. Обнаружение их с опозданием уменьшает время на подготовку к выстрелу, вносит суету и поспешность, снижает меткость.

Во-вторых, когда открываешь огонь, могут быть сложности с боковым упреждением. Одни гуси притормаживают, другие уже опять набирают скорость. Каждый знает, что стрелять в угонную или встречную птицу гораздо проще.

В-третьих, если целиться гусю в бок, то площадь для поражения дробью будет в 2-3 раза меньше, чем в случае с улетающим пернатым или ищущим «в штык».

В-четвертых, для стрельбы боковой птицы нужно гораздо больше открывать сверху скрадок.

Мне очень нравится использовать для засидок бобровые каналы в хатки или норы по берегам реки. Достаточно тесаком вырезать дернину верхней части (потолок) такого канала, и можно с комфортом сидеть в нем на стульчике, а плечи и голова находятся на уровне нависающей над тобой травы.

Хватает головного убора от «лешего», чтобы быть совершенно незаметным сверху, сохраняя возможность контроля на 360 градусов. При высоком росте охотника можно воткнуть рядом несколько веточек тальника, ведь маскировать-то нужно совсем маленький предмет — голову человека. Для отвлечения внимания от своего укрытия я в 20-30 метрах по обе стороны от него вырезаю и переворачиваю травой вниз подобные небольшие дернины на других каналах.

Даже на чистой, открытой галечной косе, любимом месте отдыха гусей, не так уж сложно сделать засидку. Хоть и придется потрудиться, но служит она не один год, только надо слегка подправлять да углублять немного перед очередным сезоном.

Выбираю самое высокое место (бугор), копаю яму ломиком и кайлом, добавляю еще вокруг камней крупных и забиваю кол, чтобы крепить маскировочную сеть над головой. Получается удобная сидячая «огневая точка» — таких у меня на реке оборудовано две.

Определяясь с местом, не следует забывать еще два момента:

  • утреннее или вечернее солнце не должно слепить глаза охотнику;
  • подсевшие (если повезет) к профилям или чучелам гуси могут оказаться в «тени» отражения в воде противоположного берега и его растительности.

Я выбираю и «обихаживаю» подходящее место задолго до открытия сезона охоты, а точнее на протяжении всего года. При каждом посещении угодий подчищаю, вырубаю лишнее, уношу мусор и т.д. Кстати, все срезанные ветки отношу к тому месту водоема, где может понадобиться «загородка» для битой птицы и подранков.

Через пару недель уже не будет заметно никаких следов моего «вмешательства». Срезы и спилы потемнеют, трава поднимется, «окопы» и «ямы» зарастут…

Важная «мелочь»

Как выяснилось из переписки с охотниками, многие из них недооценивают огромной роли колышков. Не принимается в расчет, что этот, казалось бы, второстепенный элемент может существенно влиять на правдоподобность, естественность вида и «поведения» «гусиной стаи», роль которой исполняют профиля.

В большинстве конструкций предлагают крепление колышка к «тушке» жесткое, неподвижное — «намертво». Если следовать такой рекомендации, то получится неестественная застывшая «стая». Лучше крепить с некоторой степенью свободы, чтобы профиля немного шевелились на ветру. Эту технологию можно использовать и при работе с чучелами.

Но первые же выезды на охоту показали, что на мягком или влажном грунте даже при умеренном ветре все профиля на стойках круглого сечения разворачивает в одну сторону. Выглядит такая «стая» неестественно.

Пришлось внести дополнение — добавить проволочные «спицы» с колечками, втыкающиеся в землю с подветренной стороны перед грудью или шеей профиля. Эти приспособления служат ограничителями поворота, сохраняя его первоначальное направление. Колечки нужны для безопасности и удобства выдергивания (бывает, что «спицы» вмерзают в грунт).

Можно позаботиться и о том, чтобы «макеты» птиц принимали различные положения. Для этого колышки втыкаются под разными углами от вертикали.

Установка профилей

1. Окончательно проверяю, чтобы поблизости (в зоне видимости) не оказалось никаких посторонних предметов, которые могут насторожить гусей. Все, что блестит (железо, стекло и пластик) или может шевелиться (бумага, тряпки), убираю либо, собрав в одно место, маскирую. Так же поступаю и с ярко-белыми бобровыми огрызками, а свежие срезы на стволах камуфлирую.

2. Все профиля вынимаю из сумок и сортирую по видам — кормящиеся или отдыхающие. Потом примерно равномерно раскладываю по группам — по 5-6 штук в каждой.

3. Распределяю стойки. Разношу их по группам с учетом степени поворотов профилей, которые они допускают. Например, сторожевикам и части отдыхающих гусей — плоские стойки, позволяющие небольшой маневр. Остальным достаются круглые изогнутые «держатели» для большего угла поворотов профилей. Такое хаотичное незначительное «шевеление» под действием ветра создает иллюзию движения в стае.

4. Для профилей, устанавливаемых в воде, беру более длинные стойки.

5. Каждую группу уношу к месту установки. Забиваю в гравий (или втыкаю в землю) стойку, соединяю две половинки профиля. Надеваю на «держатель» и проверяю на прочность и возможность «шевеления» от ветра. Стараюсь соблюдать общую ориентацию профилей головой против ветра (под небольшими углами). Лишь малую часть поворачиваю по ветру.

6. После установки и проверки профилей все осматриваю, оцениваю, как выглядит «стая» со стороны, с большого расстояния. Затем уничтожаю свои следы. На сухой почве (песке) достаточно замести веничком из травы или веток. На мокрой, илистой или топкой земле приходится поливать следы водой из бутылки и «размазывать» метелкой из жестких прутьев.

Как спрятать транспорт

Давно заметил, что сами по себе большие предметы птицу не слишком беспокоят: ее пугают блестящие, отражающие свет детали. Отсюда и требования к маскировке средств передвижения.

Если лодка может быстро понадобиться, укрываю ее травой и тальником на берегу метрах в 20 от скрадка. Обязательно надежно привязываю — порывы сильного ветра обычны во время охоты.

Машину загоняю под кусты черемухи или тальника — такие укрытия оборудованы на всех моих стоянках. Двери должны свободно открываться, как минимум, с одной стороны. Это нужно для бесшумного выхода из автомобиля. Иногда случается, что во время приближения в сумерках к засидке с профилями обнаруживаешь среди них долгожданных птиц.

Для защиты от бликов плоских стекол УАЗа набрасываю на них полог (если возможно) или тряпки.

От машины или места ночевки до скрадка нужна «тихая» тропа — хорошо заметная охотнику в сумерках, но не бросающаяся в глаза птице. Прокладываю ее не по прямой, а «зигзагом» (как окопы) от дерева к дереву, от куста к кусту.

О манках

К сожалению, благодаря своему «немузыкальному» слуху я так и не овладел в совершенстве этим искусством. Делавшиеся мной ранее попытки с помощью духовых манков привлечь или посадить стаи на профиля только настораживали гусей.

Поэтому, находясь в скрадке, ограничиваюсь минимальным набором звуков, чтобы только заинтересовать пролетающих пернатых и обозначить место присутствия «птиц» на земле. Использую не духовые манки, а примитивные, старинного образца, изготовленные из латунных гильз 12-го калибра. На них можно только «улюлюкать», чего вполне достаточно для моих целей.

Случалось, что гуси-одиночки или небольшие группы численностью до 4-5 птиц, отбившиеся от крупных стай, даже среди бела дня налетали практически в упор на сигналы такого простого манка. Пернатых встречали 2-3 уверенных выстрела.

Правда, такие маленькие «команды» чаще всего идут молча, что усложняет их своевременное обнаружение. Но не было ни одного сезона, чтобы мне не удалось воспользоваться своим примитивным манком на охоте.

Упреждение и дистанция выстрела

Широко известен способ определения расстояния «на глазок» до летящих гусей. Если четко различаешь лапы, то можешь уверенно стрелять. Разумеется, предварительно обязательно нужно проверить свое ружье и патроны на резкость и кучность боя на дальней дистанции.

Из-за больших размеров гусей скорость их полета обманчиво кажется много меньше реальной. Поэтому недостаточное упреждение при стрельбе — обычное дело.

Мне повезло много лет назад на одной из первых своих охот с профилями на гусей получить наглядный, навсегда запомнившийся урок. Пернатые шли ровным «строем» прямо надо мной на высоте 40-45 метров. Я успел несколько раз спокойно отстреляться, целясь во вторую от вожака птицу, но выпали чисто битыми пятая и шестая. После этого случая чувствовал себя более уверенно и спокойно, когда делал упреждение по гусю.

Ружье всегда под рукой

Иногда бывают в наших краях удачные охоты в ясные дни. Это происходит в то время, когда массовый отлет гусей с северов уже в разгаре. А в среднем течении Енисея ненастная погода останавливает и надолго задерживает, накапливает пернатых. При улучшении «метеорологических сводок» вся эта масса стая за стаей трогается в путь.

Идут на огромной высоте, говоря на охотничьем языке, «на кислороде», от темна до темна. И так несколько дней до предгорий Саян, то есть до наших мест. Некоторая часть птиц приостанавливается подкормиться даже в хорошую погоду и может отреагировать на манок, давая круги и снизившись на дистанцию выстрела.

В эти 2-3 недели до полного прохождения гусей во время сбора ягод (шиповник, черемуха), рыбалок на «балду» или «торпеду» я всегда держу под рукой ружье. В магазине полуавтомата патроны от № 00 до № 0000 — при избыточной кучности и резкости моей МЦ-шки этого вполне достаточно в любой ситуации.

Главная проблема — удержаться от выстрела, когда находишься рядом с рекой, а лодки нет. Видимо, по закону подлости даже чисто битые птицы всегда падают в воду! Имею печальный опыт.

Интересные эпизоды

Как-то в один из ясных солнечных дней после утренней охоты на барсука с ягдтерьерами мы с женой собирали шиповник на огромной луговине большого острова на Енисее. И тут стая за стаей на большой высоте пошли гуси. Их было слышно задолго до того, как птицы оказались в поле зрения.

Я схватил ружье, отбежал под маленький кустик ближе к центру луговины и стал изредка «пиликать» в манок из гильзы. Одна из стай пошла на разворот со снижением и сделала круг над надо мной на высоте метров 45-50. Несколько выстрелов «нулями» пришлись в цель!

А вот другой случай. В ожидании предсказанной синоптиками «гусиной» погоды расставил на острове профиля и ходил неподалеку с «торпедой» по берегу — ловил хариуса. Машинально сунул в рот манок, который всегда ношу в нагрудных «газырях» рядом с патронами и «попиликал». Неожиданно непонятно откуда появилась пара гусей!

Они молча пронеслись вдоль уреза воды прямо у меня над головой. Я даже присел от неожиданности, было впечатление, что — не присядь — ударили бы в лоб! Хотя и было ружье на плече, выстрелить не успел, а если честно, то просто растерялся от такой близости и стремительности птиц…

Несколько лет назад 5 ноября уже по пороше поехал тропить зайца по полевым дорогам на луговины и околки в районе аэропорта. До ближайшего водоема оттуда километра полтора-два.

Заметил свежий заячий следок и пошел по нему, надев белый маскхалат, по всем признакам идти было еще далеко. В нагрудном кармане куртки оказался забытый «гусиный» манок. Я автоматически сунул его в рот и «пиликнул» — потренироваться. В ответ раздалось эхо. Издал еще пару сигналов — эффект повторился.

И тут меня осенило! Какое эхо может быть посреди чистого поля?! Обернулся, а прямо на меня на высоте метров 8-10 несется пятерка гуменников! Это оказалось настолько неожиданно, что я даже не вспомнил про «двойку» в моей МЦ-шке.

А ведь можно было спокойно отстреляться в угонную птицу! И в машине сидели собаки, которые нашли бы и помогли добрать любых подранков. Короче говоря, опростоволосился…

Еще один интересный случай. Ясный, с легким морозцем денек октября. Накануне вечером вернулся с неудачного сплава по Енисею за гусями. Прогнозы метеорологов не сбылись, и мы поехали порыбачить со спиннингом на речку Оя. Это еще один путь миграции гусей. Как раз было время «скатываться» вниз хариусу и ленку, да и щука хорошо брала — лучшее время для спиннинга.

По пути к заветным местам заметили какое-то шевеление на песчаном островке посередине реки. Глянул в бинокль… и дух захватило: огромная стая гусей едва поместилась там на отмели. Схватил ружье и быстро заполз на обрывистый берег прямо над этим островком. До птиц было метров 30!

Выбрал гуся покрупнее, прицелился и… похолодел. Вспомнил, что, вернувшись со сплава, выложил одну лодку сушиться, а другую ЗАБЫЛ положить в машину! Возможности добраться до потенциальных трофеев не было никакой. Я встал на ноги и пошел к автомобилю. Гуси даже не реагировали: видимо, презирали такого охотника!

Владимир Горлевский, Красноярский край

Картина дня

наверх