На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Пошел за серым селезнем, а попался красный

Селезень серой утки

Бывает, запланируешь что-то, а в результате получается совсем другое. Но, даже если не удается добиться желаемого, судьба может предложить неплохую альтернативу, от которой сложно отказаться. Так случилось и со мной на одной из весенних вылазок за пернатой дичью.

Приключилась эта любопытная история в моем далеком прошлом, когда я был совсем еще юнцом. Тогда многих нынешних ограничений охоты еще не существовало. Наша семья жила в деревне на горе Таш-тау в одном из живописных уголков северной Башкирии. Я всегда вспоминаю свои родные места с особой любовью и трепетом, представляя себе каждый пригорок, полянку, ручеек…

Нашу деревню окружал густой лесной массив, наполненный разнообразной флорой и фауной. Неудивительно, что в моем роду было немало охотников, в том числе и профессиональных. Особенно хорошо помню моего дядю и деда. Для них охота была основным ремеслом. Да и отец мой после войны нередко брал меня с собой в лес за дичью. Он-то и научил меня обращаться с ружьем, ориентироваться в чаще.

Опасные уроки

Правда, «огневая подготовка» у меня проходила не слишком гладко. Два раза я случайно чуть не попал в человека… Однажды шел с заряженным ружьем и неудачно споткнулся возле соседского дома. Грянул выстрел. Пуля вылетела из ствола и застряла в бревнах стены буквально в нескольких сантиметрах от оконной рамы. А в комнате в это время чаевничали соседи…

Тогда я не на шутку перепугался и сразу усвоил урок. Отныне ходил по деревне только с разряженным ружьем. Но это не уберегло меня от очередной, еще более опасной ситуации. Отправился я как-то на поле с подсолнухами, желая ворон отпугнуть выстрелами. А заодно и в меткости поупражняться.

Зашел со стороны грунтовой дороги и продвинулся в глубь подсолнечников. Вдруг слышу: ворона за моей спиной каркает. Обернулся я и вижу: здоровая такая! Сидит она и семечки цветка выклевывает, а меня будто и не замечает вовсе!

Я аккуратно развернулся, присел и навел на птицу ружье. Боясь ее упустить, практически сразу же выстрелил. И тут только увидел, что по дороге в это время как раз проходил человек. Мне даже показалось, что я услышал свист полетевшей пули. От страха, а скорее шока в глазах у меня все поплыло. Сквозь легкую дымку я увидел, как случайный прохожий внезапно замер на месте.

«Ну вот!.. — подумалось мне. — Сейчас упадет!». У меня тогда все тело тряслось, мысли путались. Все было, как в тумане. Но, на мою великую радость и удачу, человек тот падать не стал, а начал медленно озираться по сторонам. Постояв так в замешательстве несколько минут, он так же неторопливо и осторожно отправился восвояси.

Я же, немного оправившись от шока, изо всей силы припустил домой. Вернувшись, положил ружье в родительский шкаф и еще долго не мог на него спокойно смотреть. До сих пор не пойму: то ли я так сильно увлекся прицеливанием, то ли человек подобрался слишком тихо. Но так или иначе случайность была пренеприятная и очень поучительная!

Четвероногая компаньонка

Однако со временем интерес к оружию, охоте и мальчишеский азарт взяли свое. И я уже неоднократно ходил с отцом стрелять уток, зайцев, лис. Но нужно ли говорить, что теперь мне не требовалось напоминать об осторожности?!

И вот однажды, уже во время учебы в городском техникуме, я вернулся в свою деревню на весенних выходных, чтобы навестить родных и отдохнуть. Заодно решил освежить свои охотничьи навыки и отправился добыть селезней серой утки на речку, которая текла у подножия нашей горы.

В период апрельского половодья вода увеличивала русло в 2-3 раза, а то и больше. И по берегам в зарослях многочисленных кустов и островков нередко собирались прилетные кряквы и другие утки. С собою я взял отцовское ружье и лошадь, чтобы было проще и быстрее добраться до места. Не хотелось самому грязь месить по грунтовой дороге.

Наша кобыла Манька была очень умная и покладистая. Не раз она нас выручала: и дрова, и сено возила, и бревна для постройки. Да и просто в лес можно было скататься. Я всегда старался угостить лошадь чем-нибудь вкусненьким. Она уже издали меня узнавала и была мне рада.

Успеть до обеда

Перед своим походом я немного поспрашивал отца и соседей-охотников о лучших утиных местах, поскольку не собирался тратить на поиски добычи много времени. Ведь и по хозяйству помочь нужно было. Отец попросил меня вернуться к обеду, чтобы вместе сени достроить да и к посевным работам готовиться.

Тронулся я в путь на рассвете. На улице было почти светло, и ожидалась теплая ясная погода. Однако ветер весенний — обманчивый: только расслабишься, забудешь утеплиться и сразу же прихватишь простуду! Так что я надел старый отцовский ватник, а под него — колючий шерстяной свитер. Еще и ноги утеплил: все-таки в засаде сидеть придется.

Поехал я по дороге к низине, где протекала наша река. В тот год она особенно обильно разлилась: снегу-то много зимой навалило, да и морозы хорошие стояли. Местами еще попадались большие сугробы. На одном из них я с интересом отметил довольно свежие следы беляка. Но он не входил в мои планы. Зайцев в апреле уже не стреляли.

Утиный куст

Спустившись с лошади, я стал осматривать местность, внимательно прислушиваясь к голосам птиц. Долго ждать не пришлось: заветные голоса селезней кряквы нарушили утреннюю тишину речной долины. Самцы уток громко дали о себе знать. Звуки доносились из ивовых кустов в метрах 200-300 от меня. Я привязал лошадь к ближайшей липе и решил спуститься к дичи поближе.

С возвышенности птицы виднелись отчетливо. При желании можно было разглядеть даже перья на крыльях и кончиках хвостов. Но мое оружие не гарантировало, что удастся поразить цель с такой дистанции с первого выстрела. Калибр был маленький, пороховой заряд — слабенький. Мне следовало подойти как можно ближе к селезням, чтобы сбить их.

Я потихоньку двинулся к речке, а на моем пути становилось все больше грязи. Приходилось идти максимально медленно и осторожно, чтобы не хлюпать сапогами слишком громко. Подобрался я к пернатым на 15-20 метров. Три жирных селезня расположились рядом с пятью самочками.

Как раз под боком на небольшом пригорке со снегом оказался симпатичный одинокий кустик с многочисленными ветками. Я решил именно там занять огневую позицию. Обзор был неплохой, да и хоть какое-то укрытие. Утки меня не слыхали — то затихали, то снова активно общались между собой.

Появление рыболовов

Я, устроившись поудобнее, начал прицеливаться. Но прежде, вспомнив поучительные уроки прошлого, решил еще раз как следует осмотреться. И только я удостоверился, что рядом с моим потенциальным трофеем никого больше нет, слева в метрах 20 от заветного куста показалась лодка. В ней сидели двое мужчин: один — на веслах, а другой держал в руках удочку.

Они довольно быстро приближались к берегу немного наискосок от утиного куста. Пока я раздумывал и наблюдал за происходящим, пернатые среагировали на плывущих рыбаков и с шумом разлетелись в разные стороны. По идее вспорхнувшие утки — неплохая мишень для умелого охотника. Но, вспомнив свой горький опыт, я решил не рисковать.

Рыбаки же пернатыми никак не заинтересовались. Понятно, что приплыли мужики не за утками, а за подводным трофеем. Но уж очень не вовремя эти удильщики объявились!

Равнодушно посмотрев вслед улетающим кряквам, рыбаки остановили свою лодку рядом с утячьим кустом и увлеченно принялись за свое привычное занятие. Меня же они так и не заметили, как и мою лошадь, привязанную на возвышенности.

Вторая попытка

Немного расстроившись, я покинул свою засаду. Поднялся к Маньке и, отвязав ее, отправился на ней вдоль берега искать новое утиное «собрание». Дорога пролегала на небольшой возвышенности, с которой открывался красивый вид на весеннее половодье.

Слишком далеко отлучаться было нельзя, ведь я обещал вернуться до обеда. Отъехав от бесцеремонных рыболовов где-то на полкилометра, услышал заветное кряканье. Оглядевшись, я с досадой обнаружил, что утки и селезни собрались на островке близ противоположного берега, до которого добрых метров 200. Мое малокалиберное ружье вряд ли одолеет такое серьезное расстояние.

Однако справа от себя в шагах 20-30 у берега я уловил движение крыльев. Осторожно пригнулся и начал присматриваться. В зарослях сухих камышей и ивовых веток мирно плавал одинокий селезень серой утки. Вот отличный шанс поохотиться!

Я не стал подходить к нему слишком близко. Присев на одно колено, начал прицеливаться. Удерживая птицу на мушке, медленно нажал на курок… Но в ту же секунду селезень возьми да и нырни с головой в воду! Заряд просвистел мимо него и, прошуршав в камышах, плюхнулся в воду. Птица среагировала на шум мгновенно и, единожды крякнув, упорхнула на другую сторону берега.

Подарок судьбы

«Что ж, не в этот раз!» — окончательно расстроившись, решил я и, поглядывая на часы, уныло засобирался домой. Отвязал свою каурку и медленно отправился назад в свою деревню. Но, проехав несколько метров по направлению к дому, я оглянулся. Хотелось еще раз насладиться речными красотами, а возможно, еще кого-нибудь интересного высмотреть.

И, как оказалось, сделал я это совсем не зря! К моему большому удивлению, в 50 метрах по правую сторону от меня на пригорке около берега двигался какой-то рыжий комочек. Присмотревшись внимательнее, я с удивлением обнаружил, что это был одинокий селезень огари — красной утки!

Вот уж не знаю, как он там оказался, еще и на берегу, а не в воде. В наши края рыжие утки залетают реже, чем серые. Но охота на эту дичь тогда не была ограничена. «Может, селезень от стаи отбился?» — прикинул я. Но размышлять времени не было.

Выстрел по селезню

Я аккуратно остановил лошадь и медленно слез с нее. Кобыла у отца была очень послушная. Наказав ей стоять и не двигаться, буквально подлез под нее и замер, лежа на снегу.

Селезень копошился на своем месте и что-то безмятежно ковырял в грязи, не обращая на меня никакого внимания. Такой шанс просто нельзя было упустить! «Ну, если не серая, пусть будет рыжая!» — подумал я.

Поднял ружье и взял селезня на мушку. Одно мгновенье — и прозвучал выстрел. Из-за маленького калибра он был достаточно тихим. Но заряд просвистел мимо пернатого и так же беззвучно угодил в снежный бугорок.

«Что-то я сегодня не в форме! — мелькнула мысль в моей голове. — Сейчас и этот упорхнет!». Огарь же, немного замерев и прислушавшись, продолжил свою трапезу. Сидел и словно дразнил меня своей наивностью и доступностью.

Я решил попытать удачу еще раз. Прежде постарался успокоиться, не суетиться и прицеливаться более тщательно. И вот красный селезень вновь оказался у меня на мушке. Удостоверившись, что никто и ничто не мешает мне выстрелить, я легонько нажал на спуск. Буквально в ту же секунду огарек упал.

Отменный ужин

Возвращаясь в деревню, я увидел своего отца возле наших ворот. Он уже ждал меня и с любопытством осматривал бока моей лошади, наверняка ожидая заметить там добытых селезней серых уток. Ничего не обнаружив, отец уже было расстроился.

Но тут он обратил внимание на мое довольное лицо и, очень удивившись, спросил:

— Как охота?

Я слез с лошади и вкратце рассказал о своем приключении. А потом гордо достал из мешка свою красивую рыжую добычу. Отец обрадовался и одобрительно похлопал меня по плечу. Огарька мы сразу же разделали и приготовили из него вкуснейшее блюдо на ужин.

Роберт Давлетов, Республика Башкортостан

Источник

Картина дня

наверх