На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

В погоне за мечтой

Мошник

У каждого человека, который становится охотником, есть своя заветная цель. Например, добыть огромного лося с 20 отростками или секача с клыками длиной в 30 сантиметров или настрелять 20 гусей за раз (если нет ограничений). Все это худо-бедно можно воплотить в жизнь практически в любом охотничьем хозяйстве. Моя же мечта с самого начала карьеры представляла собой призрачную надежду на удачное стечение обстоятельств и каждый год, как запахнет весной, не давала покоя. Я грезил о том, чтобы взятьмошника на току.

Из соседних регионов поступало много предложений организовать охоту и помочь мне подстрелить глухаря. Но в мое меню никак не входило 3 кг мяса пернатого стоимостью в 10 тысяч рублей за каждый килограмм! Да и хотелось все сделать самому. Найти ток, выйти на подслух и добыть своего трудовогомошника.

Забегая вперед, скажу, что не все получилось осуществить. Из-за проблем со здоровьем я «пролетел» с самостоятельным нахождением тока. А потом погода располагала сидеть только дома. В итоге даже в начале сезона глухарь не пел! И у нас было максимум 9 суток для того, чтобы отыскать ток.

К пятому дню мы легли на правильный курс, но времени явно не хватало для проведения такой широкомасштабной операции в столь сжатые сроки. А «небесная канцелярия» продолжала радовать своими сюрпризами. В итоге на помощь пришли егеря, за что им огромное человеческое спасибо!..

В настоящей глуши

Итак, на руках у меня была лицензия, и передо мной расстилались сотни квадратных километров девственного леса, который, наверное, видел еще пещерных медведей и мамонтов. «Топтыгины» сохранились до наших дней. Медведи, правда уже не пещерные, до сих пор охраняли эти леса. Так что мне было немного не по себе в час ночи бродить по буреломам да болотинам.

В предпоследний день сезона мы забрались в самую настоящую глушь. Там можно было бы от первого лица писать сказки про леших и кикимор. Везде виднелись поваленные стволы, слякоть, грязь. Стояла мертвая тишина, которая прерывалась лишь стонами деревьев, хотя погода была безветренная.

Да… Промахнулись мы малость… Частенько приходилось сверяться по компасу, чтобы выбрать верное направление движения. Не везде имелись квартальные столбы, и не всегда на них можно было прочитать цифры.

В попытке обнаружить поющих петухов мы провели несколько ночей в скитаниях. В том, чтобы выходить на подслух, не видели никакого смысла. Может, он и был, но природа не оставляла для этого никаких шансов. Каждое утро нового дня начиналось с изучения прогноза синоптиков по нескольким источникам.

Заключительная ночь уходящего сезона оказалась совсем короткой: полчаса беспокойного сна… Затем последовал подъем еще до того, как часы показали 00.00. И наша компания уже помчалась в темноте по пустынному шоссе, окруженному марийскими лесами. У нас оставался последний шанс, единственный! Хоть место тока уже было известно, имелось слишком много переменных, которые могли повлиять на исход охоты.

Приближение к цели

Вот мы и приехали. Напоследок выпили чашку крепкого чая для бодрости духа, и егерь повел нас к току. Вокруг царила тишина.

— Вы слышите? — донесся спереди шепот егеря.

Я насторожился, но ничего не уловил. А ведь на свои уши никогда прежде не жаловался. Поворачивая головой, как Большой Ух из известного мультфильма, кое-как выхватил из низины щелкающие звуки. Он!

— Это токовик, его не стреляем. Второго слышишь? — спросил егерь.

— Да. Левее?

— Именно. Это будет твой. Иди!

Прослушав короткий инструктаж от егеря, я пошел. Отойдя от друзей метров на 20, понял, что у меня не получается определить расстояние до токующего мошника. Я не мог — и все тут!.. Если бы это было гоготание гусей, крякание утки или точение бобра… Такие звуки я хотя бы знал и мог с большой точностью определить, откуда они идут и на каком удалении дичь. А здесь имелось только направление движения.

Кое-как успокоив себя, пошел. Сперва было трудно выделить из токующих петухов именно моего. Потом немного приноровился и зашагал под его песню. Глухарь выступал азартно, заливисто. Токовик задал темп, под него подстраивались остальные петухи.

Ага, вот и полянка. Я было проскочил мимо нее через кусты. Справа от меня находился токовик. Прошел еще метров 50-60. Неплохо, восток еще даже не порозовел. И тут случился первый подвох. Под скирканьемошника я сделал пару шагов, и в пяти метрах от меня с небольшого холма сорвалась глухарка! Раздался дикий треск, как будто разбили огромное зеркало и оно упало на кафельный пол гигантской библиотеки!

Я закрыл глаза. Сердце, похоже, за эти секунды пропустило через себя всю кровь в организме. Вслушался, руки до боли сжимали ружье. Тишина. Ток замолчал, но все были на месте. Насторожились, но никто не сорвался, не улетел.. Прошла минута, другая… Тихо. Минут через пять токовик подал голос. «Тэке…» — робко прозвучало в тишине соснового леса. И опять молчание.

Нужно было ждать. Секунды тянулись, как вечность. Прошло еще около пяти минут, пока робкое «Тэке» не превратилось в металлический «Дак!». «Уфф, — неслышно выдохнул я. — Пронесло…». Токовик завелся, за ним — мой петух. Глухари ожили.

Но не зря говорят, что беда не приходит одна. Буквально через минуту из-за неверного шага я попал в неприятную ситуацию. Не успел поставить ногу и застыл в неудобной позе. Как назло, мой петух замолк! Долго стоять в таком положении было невозможно.

Я почувствовал, что начинаю пошатываться. Мысленно попросил глухаря, чтобы он запел. И вскоре послышались долгожданные звуки «Тэке… Тэке… Дак!». «Ох… — подумал я. — Ну и испытание себе устроил!». Впредь решил придерживаться стратегии «Один шаг, но верный!».

Вальс под песню

Слева над полянкой процвикал-прохоркал первый невидимый вальдшнеп. Через стволы вековых сосен на востоке появилась алая черточка наступающего рассвета. Петухи будто ждали его, как сигнал о начале спектакля после антракта. Весь ток сразу наполнился жизнью. Мошники нараспев подхватывали песни соперников. Где-то в вышине за ветвями заливался мой глухарь.

Идти стало гораздо проще. Я поймал такт песни, и мы с пернатым начали «смертельный вальс». Раз-два-три, раз-два-три… И еще два шага приблизили меня к трофею. Позади остались кусты и лежащие на земле сухие ветки. Пригорок был покрыт мхом и опавшей хвоей.

За каждое колено песни я успевал сделать по три шага. Розовеющий восток и распевшийся ток подгоняли меня. Мне было ясно, что двигаюсь очень медленно. Но я не понимал, сколько уже прошел. Расстояние и время на току превратились в вечность. По ощущениям оставалось идти совсем немного.

После очередных двух шагов я оказался меж двух сосен. «Тэке, тэке, тэке…» — донеслись приятные звуки. И опять меня охватило смятение. Песня доносилась откуда-то чуть правее и дальше… Хотя вроде была ближе. До боли в глазах я всматривался в темные верхушки сосен. Но ничего увидеть не мог.

Времени было уже в обрез. И под песню я пошел вперед. Пройдя метров 30 от сосен, вдруг услышал звуки сзади «Дак! Тэке. Тэке. Тэке-тэке-тэке-тэке. Кичивря, кичивря, кичивря»… Что было делать??? Видимо, я прошел аккурат под своим петухом и оказался между ним и его соседом, примерно на одинаковом расстоянии от обоих.

Как же так получилось? Все было очень просто. На «линии огня» находились сразу два петуха. Вот я и спутал их голоса…

Упражнения с ружьем

Под песню развернулся к ранее намеченной цели. На фоне побелевшего неба почти на самой верхушке среди ветвей глаза выхватили силуэт древней птицы. Глухарь сидел хвостом ко мне. Когда он был в таком положении, в него ни в коем случае нельзя было стрелять!

Я решил подойти поближе и внести необходимые коррективы в прицеливание. Подобрался на 10 метров к соснам-близнецам. Было слышно, как глухарь хвостом «вжикает», когда начинает точить. «Спокойствие, только спокойствие…» — мысленно говорил я себе. Попытался прицелиться, но руки совсем одеревенели. И было еще довольно темно. Мушку я хорошо видел только на фоне чистого неба. А при наведении на глухаря не мог разглядеть ни ее, ни планку.

«Надо дать рукам немного отдохнуть, заодно и успокоиться. — решил я. — А пока наслаждаться горячей песней бородача, смотреть его концерт, возможно последний». Прислонился к ближайшей сосне, ружье прислонил к стволу дерева, удерживая коленками. Кое-как разжал пальцы, руки наконец-то освободились от тяжелой ноши.

Прошло немало времени, прежде чем мои конечности восстановили работоспособность. Под песнюмошника попробовал прицелиться. Но снова усомнился в точности выстрела, поскольку не видел планку. И так повторял раз 10 или 15, но все не мог решиться пальнуть.

Вдруг глухарь облегчил мне задачу, повернувшись головой в мою сторону и неспешно сделав несколько шагов. Я прицелился в чистое небо, а затем навел ружье на силуэт птицы. И вновь понял, что у меня нет стопроцентной уверенности в точном попадании… Проделал эту операцию еще три раза.

Долгожданный выстрел

Руки начинали уставать, поэтому тянуть дальше не имело смысла. В очередной раз уже уверенно я навел ружье под крыло птицы и нажал спуск. Выстрел пронзил тишину! Глухарь, с треском ломая ветки, камнем рухнул вниз. Я же стоял, как статуя, не мог даже пошевелиться. Только в голове шумело и яростно колотилось сердце.

Долетевший до меня громкий стук о землю уведомил об окончании охоты. Силы и самообладание вернулись ко мне. Я рванулся к своему трофею. Не успел пробежать и половины пути, как петух вскочил! С удивлением уставился на меня: надо было видеть его «лицо» в этот момент. А потом с дикой скоростью бросился улепетывать.

Сперва я метнулся следом, желая догнать пернатого. Но успел сделать только несколько шагов, когда понял, что это не гусь. В плотной чаще у меня просто не было шансов настичь беглеца. Пришлось вновь воспользоваться ружьем. Выстрел из «цилиндра» как раз оставался на добивание.

Мошник слег. Я же сел на поваленное дерево рядом с ним. Руки и ноги у меня тряслись. Тяжело вдыхал холодный воздух весеннего леса, наполненный запахом сосновой смолы. Наконец, вернулись звуки и запахи. Откуда-то долетел приглушенный вопрос:

— С тобой все нормально?

Это подошел егерь. Я, похоже, выдал в ответ что-то вразумительное. Меня поздравили с добытым трофеем, сразу заполнили лицензию и приняли в ряды настоящих охотников. Сбылась еще одна моя Мечта с большой буквы!!!

Азат Хамидуллин, Республика Татарстан.

Источник

Картина дня

наверх