Медведь

Как нужно ловить рыбу

Связь поколений — великое дело. Испокон веков на Руси ремесла и умения передавались от отца к сыну или от деда к внуку. Так произошло и со мной. Мой дедушка Фома был крайне аккуратным и обстоятельным человеком. Все, за что он ни брался, у него выходило гладко и красиво. Будь то столярная или сапожная работа, или, например, рыбалка.

Настоящий мастер

Дедушка не уставал повторять мне: «Всяко дело любит, чтобы в него вкладывали душу!». При этом сам он никогда не дергался и до ужаса не терпел суетливых людей. Любая работа в его руках превращалась в удовольствие.

Я же, будучи в те годы малолетним мальчуганом, постоянно путался у него под ногами. Любил вдыхать ни с чем не сравнимый запах свежих стружек. Они, как золотистые маленькие барашки, прыгали с верстака на пол и напоминали задорного и веселого мальчика Буратино из любимой мною книги Алексея Толстого.

Я с огромным удовольствием подметал в мастерской пол, помогал дедушке смолить дратву и уже в пять лет знал, как вяжутся сети с крупной ячейкой, чтобы не попадалась мелкая рыба. Их Фома Петрович делал для друзей и соседей, а сам ловил только удочкой.

К тому же он был хорошим рассказчиком. Долгими вечерами мой дед степенно усаживался возле большой русской печи и неторопливо начинал занимательное повествование, поглаживая лихие казацкие усы. Я упивался его рассказами. Особенно мне нравились забавные байки из рыбацкой жизни. Однако ловить самому мне долгое время не разрешали.

— Подрасти пока! Всему свой час положен! — объяснил Фома Петрович.

Дебютная рыбалка

И вот, наконец, нужный момент настал. В первый раз я отправился с дедом удить рыбу перед самым наступлением сентября, когда мне пришла пора идти в 1-й класс. Фома Петрович сделал для меня поплавочную удочку из крепкого ивняка — легкую и аккуратную. Я нес ее на плече, как настоящий рыбак, чрезвычайно гордый этим событием. И очень жалел, что меня с собственной удочкой не видит мой друг и сосед Ванька.

Ранее дед мне в подробностях объяснял, как нужно ловить рыбу, подсекать, вытаскивать, наживлять червя, регулировать глубину и т.д. В этот день первым поймал я. О, сколько неизгладимых впечатлений принесло мне это событие! Правда, улов оказался не таким фантастическим, на который я рассчитывал. Но одного чебачка все же добыл.

Я дрожащей рукой снимал с крючка его, а он играл, переливался своей серебристой чешуей на солнце. Фома Петрович не забыл похвалить меня и сделал это в таких тонах, будто мне удалось поймать чуть ли не золотую рыбу! Однако он знал, что делает. И эта моя первая самостоятельно выловленная рыба осталась в памяти навсегда!

Дед приучил меня ловить только стоя. Он сам, даже будучи в преклонном возрасте, никогда не присаживался на подручные предметы. Почти всегда заходил в воду по колено и оставался там недвижимым на несколько часов. Я отмахивался от комаров веточкой, дедушка же, казалось, попросту их не замечал. И лишь вечером дома во время ужина мог пожаловаться на вредных кровососущих насекомых…

Удочка по наследству

Прошло много времени. Теперь я уже сам дедушка. У меня тоже подрастает внук, и мы часто ходим с ним на реку. Я его обучил, как нужно ловить рыбу. У мальчика красивая современная удочка. Есть и другие сверхмодные снасти. Но он всегда перед первым сентября берет в руки старую видавшую виды поплавочную удочку, подаренную мне моим дедом, и отправляется со мною на самую важную в жизни рыбалку в память о Фоме Петровиче.

Вот и сегодня нам предстояло это событие. День был теплым. Ласковый ветер шевелил белокурые волосы на головенке моего внука. Он шел со старой дедовской удочкой через плечо и был страшно горд этим событием. На лесной тропинке сидели два забавных бурундучка, которые, завидев нас, разбежались в разные стороны.

Погода оказалась великолепной. Кусты отбрасывали тень на воду. Однако поклевка была слабой.

— Дед, пойдем в лес? — спросил внук. — Я знаю место, где растет поздняя малина.

И мы пошли с ним в бор. Я — взрослый человек, и жизненный опыт приучил меня к аккуратности. Внук же шагал через малинник напролом, как танк. Не успел я сделать ему замечание, как был ошарашен.

Паника в лесу

— Медведь, медведь! — донесся до меня страшно взволнованный голос женщины. — Бежим в машину!

Честно говоря, я испугался и оторопел в первый миг. В голове пронеслись всякие нехорошие мысли. Меня захлестнула паника, стало страшно за внука. Я схватил мальчика за плечо, притянул к себе и замер, приложив палец ко рту.

Начали потихоньку пробираться к дороге. Вот и белая машина, в которой скрылись мужчина с женщиной. Мы остановились рядом. Кругом царила безмятежная тишина. Открылась дверка автомобиля, и женщина поманила нас рукой. Мы забрались в салон, и мужчина, сидящий за рулем, включил зажигание.

Отъехав на приличное расстояние, поднялись на пригорок, откуда хорошо просматривался весь малинник. Медведя нигде не было видно. Неужто затаился? Вернулись, подъехали к бору поближе — все казалось тихо и складно.

Начали выяснять, как все было. Женщина призналась, что не видела никакого косолапого. Она впала в панику, услышав громкий треск кустов под ногами моего внука. Мы спокойно прошлись по лесочку, набрали ягоды и вернулись с внуком на речку.

— Буду ловить на малину! — заявил мальчик и бросил ее в воду.

Я только улыбнулся в ответ. Как ни странно, но улов внука в этот раз был значительно лучше предыдущего! Как вы думаете, простое совпадение?