На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

По следу лося

Тропление лося

Для меня любимая охота — тропление сохатого. Удачи на ней можно добиться при наличии достаточного снежного покрова, чтобы не было слышно шума при ходьбе пешком. А для передвижения по глубоким сугробам лучше использовать камусные лыжи с мешками на ногах. Непременным условием должна быть мягкая и ветреная погода. При этом надо уметь тропить, чтобы найти свежие следы.

Мы обычно охотимся коллективно. В поисках свежих следов расходимся в разных направлениях. Это дает возможность быстрее обнаружить зверей. По следу идем группой в два-три человека. Если же потом лоси разбредаются и начинают кормиться или резко меняют направление, наша группа тоже делится, и дальше все работают в «автономном режиме», стараясь держать друг друга в поле зрения. А затем возможны всякие ситуации. Но к сохатому лучше всего подходить одному: так меньше шума, и не рассеивается внимание.

В поисках добычи

Зима 1988 года была в самом разгаре. У нас на бригаду из четырех человек имелась лицензия на отстрел сохатого, срок действия которой скоро истекал. Почти весь предшествующий месяц мы на УАЗике ездили по охотугодьям и искали переходы животных, чтобы начать тропление лося. Но все было безрезультатно.

То погода стояла морозная и безветренная, то свежих следов не могли обнаружить, а если нам этом и удавалось, то они оказывались проходными. Лоси не останавливались на кормежку, а, взяв направление, как по компасу, шли на большие расстояния, покусывая на ходу веточки молодого подроста осин и смородины. Приходилось бросать их преследование. Дважды из-за неопытности угоняли лосей с лежек. Хорошей рабочей собакой мы не располагали, а от имеющихся толку не было.

Потом из-за глубокого снега в декабре на полях стало невозможно добраться на УАЗике до лесных массивов. А нам необходимо было закрыть эту лицензию, чтобы получить другую на следующий год. Пришлось просить у руководства местного участка механизации автомобиль ГАЗ-66 с будкой, оборудованной печкой.

Вместе с водителем этой машины нас стало пятеро. Загрузив дрова, лыжи, рюкзаки и оружие, выдвинулись за село Трубачево в сторону брошенного лесной мелиорацией экскаватора на краю болота. Преодолев шесть километров полевой дороги, въехали в лес. Здесь автомобиль «шел» легче. Двух человек высадили у кромки болота и предложили им обследовать ее по гриве в направлении экскаватора.

Я сидел в кабине с водителем, а мой приятель Владимир, уже опытный охотник, — в будке. Километра через два обнаружили свежий переход. Пять-шесть лосей вышли из болота на гриву, пересекли дорогу и начали пастись. Открыл дверь будки и сказал Володе про переход.

— Да я видел стоящего лося в окно. А как вам в кабину сообщить? «Сигнализации» никакой нет. Клочок соломы в дверную щель выкинул, чтобы место заметить, — возбужденно сообщил приятель, показывая в ту сторону, куда шли следы. — Лыжи у нас без камусов, пойдем без них, а то спугнем!

Мой первый лось

Мы договорились, что я двинусь по правому одиночному следу, а напарник — за остальными сохатыми. Погода была подходящей — теплая и ветреная, шел снег. Лось бродил и кормился сосновыми ветками небольших деревьев. Его-то и видел из машины Владимир.

Редкий лес состоял из березняка, осин, сосенок и кедра. Местность просматривалась хорошо, но мешал крупный снег. Я заметил на бугре что-то похожее на лежащего лося, но далековато еще. У меня была курковая двухстволка ТОЗ-66 12-го калибра, заряженная самодельными латунными пулями со свинцовыми поясками Блондо. Способ изготовления этих боеприпасов я вычитал в одном из охотничьих журналов. Согласно описанию, такие пули должны были поражать цель на дистанции до 100 метров без рикошета, даже если задевали ветки…

Теперь торопиться не стоило — вот он шанс! Начался «мандраж», но надо было подойти на дистанцию верного выстрела. Прячась за таловый куст, я вышел на 70-80 метров. Опасался промазать по лежащему зверю. Взвел курок правого ствола. Раздался металлический щелчок. Лось сразу отреагировал на посторонний звук — вскочил и прислушался. Ко мне животное стояло левым боком.

Я выстрелил пониже лопаток. Увидел, как сохатый дернулся, но не упал, а неловко убежал с бугра вниз, скрываясь из вида. Подошел к лежке и заметил, что попал. Внизу метрах в 60 барахтался лось. Дострелил его круглой пулей. Это был самец, на рогах у которого имелось по два отростка.

Через некоторое время показался Володя и поздравил меня с удачей.

— Не успел я подойти к зверям. От твоих выстрелов они убежали, — сказал напарник.

Мы начали снимать шкуру и разделывать тушу.

— Дорога должна быть недалеко, ведь я его видел из машины, — настаивал приятель.

— Разделаем, потом и посмотрим, — ответил я.

— Мужики, наверное, и выстрелов не слышали, — заметил Володя.

— Может быть, ветер-то от них, — согласился я.

Нашли наиболее короткий путь до дороги. До нее было примерно 250 метров. Мы пошли до машины.

— А вот и моя заметка, — показал напарник на клочок соломы.

Наши спутники топили печку и пили чай, поджидая нас.

— Закрыли лицензию, поедем мясо вытаскивать. Делить придется на шестерых, начальника участка тоже надо угостить, — заявил я.

— Конечно, а то больше машину не даст.

Никто и не спорил…

История приобретения СКС

Шел 1992 год. Мы продолжали охотиться на лосей. Все было законно, по лицензиям. Я подружился с председателем райохотобщества — Мацкевичем Александром Петровичем. По возможности он выкраивал нам лицензии. У него был сравнительно новый СКС. Некоторые охотники в районе также обзавелись подобными образцами и старыми карабинами КО-44.

Я тоже оформил лицензию на покупку нарезного оружия. Но в то время в Томске имелся только один магазин, в котором можно было приобрести такие товары. Иногда в нем появлялись в продаже бывшие в употреблении КО-44 и СВТ, но они свой срок уже отслужили.

Меж тем время действия лицензии на добычу лося истекало, а найти хорошее оружие я не мог. Петрович посоветовал напрямую связаться с изготовителем и решить этот вопрос. Мне удалось созвониться с начальником сбыта Тульского оружейного завода и договориться о покупке СКС. Оставалось лишь собрать необходимые документы, приехать на территорию предприятия, произвести оплату и получить свой охотничье-промысловый карабин.

Так я и сделал… Приехал в Тулу, переночевал в местной гостинице, а утром отправился за оружием. Отдал в камеру хранения завода купленный заранее в Томске брезентовый чехол для карабина и оформил пропуск в отдел сбыта. Уладил там все дела и получил на складе обернутый в промасленную бумагу СКС, после чего вышел с ним через проходную.

Забрал чехол в камере хранения, упаковал карабин, а дальше задумался: как лучше ехать… В электричке много народа, поэтому небезопасно путешествовать с оружием. Решил добираться до Москвы на автобусе. В столице воспользовался метро, а потом — троллейбусом и нигде не имел проблем. Меня даже не остановила охрана у лифтов в гостинице, где я снял номер.

Карабин спрятал под матрасом, а потом обсудил с соседом, как провезти оружие в самолете. Мне посоветовали завернуть СКС в упаковочную бумагу универмага и сдать в багаж. Согласно этой рекомендации, я убрал свою покупку в прямоугольный сверток, обвязал шнурком и поехал в аэропорт.

Во время регистрации специально уточнил у служащей, как надо перевозить оружие. Меня интересовало: есть ли какой-то особый порядок для такой транспортировки?

— В общий багаж, — последовал лаконичный ответ.

И я увидел, как мой белый сверток вместе с чемоданами и сумками едет к самолету. В итоге до Томска я добрался без происшествий. А в аэропорту меня встретил водитель на служебной машине. Получил багаж и через полтора часа благополучно прибыл в Мельниково.

В этом же году покупка себя оправдала. И в дальнейшем карабин, купленный прямо на заводе, никогда не подводил.

Охота в 30-градусный мороз

Еще один интересный случай произошел в 1988 году. В то время мы охотились в Вороновской тайге вблизи с границей Бакчарского района. Избушка у нас стояла на 52-м километре местной автодороги.

После промерзания болотистого мочага до домика можно было добраться даже на легковой машине. При глубоком снеге мы договаривались с дорожниками, и они на тракторе Т-150 не раз выручали нас, пробивая путь вдоль мелиоративного канала. А оттуда до избушки было всего 70 метров…

Лоси любили держаться на дальних вырубах. Раньше до них от Вороновской пилорамы на запад была тупиковая зимняя лесовозная дорога протяженностью 17 км. Обычно ее поддерживали в проезжем состоянии. А после закрытия пилорамы чистить перестали.

У нас имелась скопированная на кальку карта с лесными кварталами, которую мы неплохо изучили, а потому хорошо ориентировались среди местных просек. На северо-запад от избушки простиралось большое моховое болото с мелким сосняком. На северо-восток была тайга из смешанного леса со старыми заросшими вырубами. На гривах — непроходимая акация с кустами черемухи. Обзорность плохая. Охотиться в таких угодьях трудновато.

На служебной «Волге» меня довезли до избушки. С водителем договорился, что он приедет за мной в пятницу вечером. Протопил печку и наметил себе маршрут на день, чтобы обследовать угодья и вовремя вернуться. Лосей надо было искать на вырубах и по руслу ручья Муренок. Через 5-6 километров дошел до поперечного западного профиля. Обошел вырубы — свежих следов не имелось.

Спустился в русло ручья. Места кормовые: тальник, черемуха, смородина, редкие пихточки. Лоси здесь жили, но, видимо, еще по чернотропу. Пришлось возвращаться по северному профилю к брошенным трактору С-100 и вагончику. Печку из него уже утащили. До избушки было около двух километров.

Стало резко холодать. От мороза трещали и стреляли деревья. В темноте я добрался до избушки и заметил, что она уже «выстыла». Термометр показывал минус 27 градусов. «Что же делать? — мучили меня мысли. — Как охотиться в такой мороз?». До приезда машины осталось еще двое суток…

Как выманить сохатого

Я решил лечь спать, рассудив, что утро вечера мудренее. На рассвете термометр показывал 32 градуса ниже нуля. К 11 часам немного «отпустило». У меня появилась возможность пройтись по северному профилю вчерашним следом. Может быть, на ближних вырубах в мороз проявится какое-нибудь движение? Мои надежды оправдались.

Слева от профиля плотной стеной стоял густой хвойный лес, а правая сторона была вырублена. В полукилометре от вагончика виднелись два свежих лосиных следа. Животные вышли с выруба, дошли до того места, где я накануне ходил, и вернулись назад.

Выруб зарос смешанным молодым лесом. В такую погоду тропить было бесполезно. Я забрался на колодину, чтобы осмотреть местность, но ничего интересного не обнаружил. Взял в руки ветку и с хрустом сломал ее. Через кусты заметил какое-то темное пятно и движение. Возможно, это лось повернул рогатую голову? Не мерещится ли? Вроде бы и вправду сохатый стоит левым боком ко мне.

Второпях прицелился в корпус зверя и нажал на спуск. Лось резко повернулся, выскочил в широкий прогал и побежал от меня. Я еще дважды выстрелил в угон, а потом животное скрылось. «Неужели все оказалось мимо?» — подумалось мне.

Подошел к тому месту, где стоял сохатый. Он услышал меня прежде, чем я его заметил. Однако хотя бы один из моих выстрелов его зацепил. Я пошел по следам раненого лося. Метров через 60-70 увидел кровяную лежку, дальше — следующую, а потом и третью. Затем в поле зрения оказался и сам лось, медленно поднимавшийся за упавшим деревом. Я выстрелил с близкого расстояния и поразил его наповал.

Достал из рюкзака свитер и топор. Оделся потеплее и разжег хороший костер, благо сушняка вокруг было много. За пару часов справился с разделкой. Хорошо, что кругом имелось много деревьев. Не возникло проблем с тем, куда привязать веревочки-растяжки с ног зверя. Лось был крупный, по пять отростков на рогах. Перевернуть его на спину одному было невозможно.

Через сутки за мной приехала машина. Мы завернули в Вороновку к знакомому охотнику и договорились завтра вывезти мясо на «Буране» к дороге. Доставили все за один рейс и сгрузили все за один рейс. А в качестве благодарности подарили хозяину снегохода переднюю ногу сохатого. Рога лося я повесил дома на стене, и они до сих пор напоминают мне о той на редкость удачной охоте.

Одиночество в лесу

В нынешнем сезоне погода вначале преподнесла несколько сюрпризов. Выпавший снег быстро таял, иногда шли дожди. В таких условиях мы видели много следов, но определить их свежесть было трудновато. Лишь один раз без всякого тропления лося на краю гривы со смешанным лесом наткнулись на поваленную обглоданную осину и свежие лежки двух сохатых около нее. Мы даже не слышали, как они ломанулись по кочкарнику в пихтач.

Вскоре отпуска у моих напарников закончились, и они вышли на работу. Среди недели я в одиночку заехал на несколько дней в избушку. Прогноз погоды предвещал снегопады без серьезных морозов. Я планировал сделать круг на юг по профилю до вырубов, потом — к Елбагачу и по его кромке до избушки. Около 15 километров должно было набраться.

Пошел на лыжах, подъем оказался средний. От вырубов по пути выбрался на «бураницу». По ней было, как по асфальту, особенно после ходьбы по целине. Примерно через полтора километра я увидел одиночный след лося, который пересек «бураницу». Он двигался спокойно, прошел вчера вечером.

Погода стояла ветреная, так что стоило побыстрее выяснить, куда сохатый направился. Метров через 300 животное начало кормиться. А вот и ночные лежки у верхушки упавшей осины. Местность хорошая: редкий смешанный лес, обзор — на треть километра.

Я заметил свежий утренний след. Потом на глаза попалась другая осина, где лось кормился и лежал. Карабин взял наизготовку, потому что лось был недалеко. По следу определил направление его хода. Стоило принимать во внимание боковой ветер и пасмурную погоду.

Незабываемое угощение

И тут показался сам сохатый, который щипал веточки небольшой сосны. До него было 120-130 метров. Он стоял ко мне правым боком. Я прицелился чуть ниже лопаток и выстрелил. Зверь круто повернулся в мою сторону и, пробежав два-три десятка метров, остановился. Из-за трех берез, слившихся в одно дерево, лося видно не было.

Я терпеливо ждал, когда же он появится. Животное выскочило и побежало в моем направлении. Цель была на мушке. Но я не стрелял до тех пор, пока расстояние не уменьшилось до 30 метров. В этот момент нажал на спуск, и лось завалился набок. Это был самец с двумя отростками на рогах.

Перевернул тушу на спину для снятия шкуры. Вся кровь запеклась внутри, потому что я удачно попал первым выстрелом. Тут позвонил один из напарников и поинтересовался моими делами.

— Закрыл лицензию, нужен снегоход, — ответил я. — До машины километра четыре будет.

После разделки взял с собой сердце, почки и половину грудины. По своим следам в сумерках вернулся в избушку. В ней еще было тепло, так как утром перед уходом я подбросил в печку три толстых полена.

Выпил чаю из термоса и переоделся в сухую одежду. Затопил печку, включил радиоприемник и лег на нары немного отдохнуть. Разбудил меня телефонный звонок. Договорились с напарником, что он приедет на «Буране» с нартами в определенное место.

Первая усталость уже прошла. Нужно было сварить похлебку из грудины. В избушке у нас имелась газовая плита с баллоном. Но, как мне кажется, лучше притомить мясо на медленном огне на основной печи. Я положил в кастрюлю нарубленные куски грудины, соль, перец, лавровый лист и лук и придвинул ближе к трубе, чтобы вода быстрее закипела. Потом отставил. По избушке распространился неповторимый аромат варящегося мяса. Когда оно дошло до готовности, добавил нарезанный картофель. Будет чем угостить напарника!

Анатолий Устюгов, Томская область.

Источник

Картина дня

наверх