На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Рыболовство хантов и манси

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей хозяйства.


С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. В первое весеннее половодье мать смачивает на берегу реки макушку семилетнего мальчугана. Обряд совершен — и теперь вода не должна накрыть с головой малыша — подрост­ка — мужчину — старца.
Но прежде чем сделать обласок — легкое, ходкое, надежное судно, надо хорошо над ним поработать. Это делается в несколько этапов, и каждый из них одинаково ответствен. Первый этап — найти и свалить нужное дерево. Оно должно быть ровным, без сучьев, со здоровой сердцевиной. После того как дерево свалено, отрубается нужный кусок, смотря по тому, на сколько человек рассчитана будущая посудина.
Два размаха рук — обласок на одного человека.
Бревно доставляется на место и обрабатывается снаружи — ему придаются очертания лодки. Эта работа делается топором и специальным стружком. Первый этап пройден. Теперь не менее важный — выемка древесины изнутри. Но как сделать, чтобы стенки посудины были одинаковой толщины — иначе она не будет сохранять равновесие?
Нужно просверлить луковым свер­лом снаружи равномерно весь обласок и вогнать туда короткие шпеньки — толщиной в указательный палец того, кто будет плавать.
Чтобы шпеньки были нужной длины, выстрагивается дощечка, в которой просверливаются отверстия — ровно столько, сколько шпеньков и сколько отверстий в обласке. В отверстия вгоняются палочки и обрезаются с обеих сторон. Дощечку с одной стороны натирают сажей, выбивают шпеньки и вбивают их окрашенной стороной внутрь обласка. И вот — выемка древесины изнутри. Это делается двумя теслами: одним мастер углубляется вниз, а другим — поворотным — обрабатывает борта.
Стоп! — по­казались окрашенные шпеньки. Долбить хватит — толщина бортов соответствует длине шпеньков. Теперь надо распарить обласок, налив в него горячей воды, а за­тем подержав над слабым огнем. После этого разводят борта и вставляют распорки. Но это еще не все. Белый обласок виден в воде, его надо натереть смесью сажи с сосновой или пихтовой смолой.
После этого берутся за изготовление весла. Для него подходит только ель, и далеко не каждая, а кремлевая, т.е. заплывшая с южной стороны смолой. Трудно даже представить, что обрубок дерева в руках мастера за один день превратится в легкое, изящное, прочное и упругое весло. Его обязательно натирают той же самой смесью, что и обласок. И только небольшую поперечину с орнаментом — символом легкой волны — оставляют белой, за нее держатся рукой.
Впрочем, у северной группы хантов вместо обласков лодка-калданка, у которой выдолблено только дно, а борта — из широких досок.
Гвоздей, понятно, раньше не было, и калданку сшивали кедровым корнем, просма­ливая швы. Кое-где до наших дней сохранился еще один тип лодки — каюк.
Это большая дощатая лодка с крытой кабиной, иначе говоря, лодка-дом. В ней жила и плавала целая семья от ледохода до ледостава. Именно на ней осваивались громадные пространства Иртышского и Обского бассейнов. Как следы глубокой древности такая лодка сохраняется сейчас на Югане.
В осенне-зимнее время в низовьях Оби промысел рыбы вели сетями и малыми неводами, а на обских притоках — запорами, сетями, «черпаньем» у ключей. Один из древних приемов — установка запоров вар в виде щитов, сплетенных из длинных сосновых дранок или прутьев. Отсюда возник термин «запорное рыболовство». Устройство запора зависело и от того, где он ставился — на озере или на берегу большой реки, от того, какая в данный момент шла рыба, и т. д. Исследователями отмечается невероятное разнообразие видов запоров — около 90. Основное удобство запоров, привлекающее, разумеется, не рыболова-спортсмена, а человека, живущего за счет рыбы,— это их универсальность, достаточная про­изводительность и надежность. Будучи однажды поставленным, запор долго обеспечивает рыбой: зимой, летом, весной и осенью. Попавшая туда рыба находится в воде, и нужно лишь эпизодически ее вычерпывать — свежую, живую.
Для этого применяются специальные черпаки, сплетенные из кедрового корня или черемуховых прутьев. Длина рукояти зависит от глубины водоема.
Еще шире, чем запоры, распространены рыболовные морды пон — они есть практически у всех сибирских народов. Здесь трудно выделить особенности, характер­ные только для хантов. Морды делали и делают теперь из ровных сосновых «карандашей» длиной до 2 м. Они вставлялись в отверстия квадратной рамы и стягивались на другом конце — в хвосте морды. Этот остов переплетался в нескольких местах расщепленным и выпрямленным кедровым корнем, запас которого имелся в каждой семье и хранился в берестяных туесах.
На огромное значение рыболовства указывает наличие в календаре обдорско-куноватских хантов большого числа гидрорыболовных наименований: Ас нобытты тылыщ — «месяц вскрытия Оби» (апрель), вонсь (ущ) тылыщ — «вонзевой месяц»(июнь), аи лор тылыщ/вар верты тылыщ — «месяц малых соров» «месяц сооружения запоров» (июль), уйт утлор тылыщ — «месяц больших лесных горных соров» (август), щекур тылыщ «месяц щекура» (сентябрь), ик хальты тылыщ — «месяц замора воды» (январь). Начало рыболовного сезона у обдорско-куноватских ханты отмечалось жертвоприношением Инк ики — «Хозяину вод» и Ас ики — «Обскому старику».
Особыми ритуалами в прошлом сопровождалась установка больших запоров, приходившаяся на начало июля. Поэтому для ханты-рыболовов стало традицией отмечать Петров день (12 июля — Петр-рыболов), а позднее — День рыбака. В завершение летнего года — Ильин день (2 августа) — устраивалось жертвоприношение семейным духам и Ильта-мувен ики (Хынь ики) — «Нижней Земли старику».
etnic.ru

Картина дня

наверх