Последние комментарии

  • Николай22 марта, 20:59
    Кто пробовал?Берёзовый сок
  • Исара Исарова22 марта, 20:01
    Ужасно! Неужели такое возможно!! бедный лёвушка.. Ишь как набросились!Когда гарем взбунтовался: тяжелый день из жизни льва
  • Лариса Дормидонтова22 марта, 18:55
    Только Вы путаете личность с выродком.Когда охотник сам может стать добычей

О пользе охотничьих навыков

встреча с лосем

Зима. День короткий — в выходные рыбачишь до тех пор, пока видно, как мотыля на крючок посадить. Возвращаться в город на машине приходится уже по-темному. В этот раз под фарами еще и метель встала косой стеной светящихся хлопьев. Еду потихоньку: риск не удержаться на свежем снегу больно велик. Внимательно слежу за накатанной колеей, стараюсь с нее не съехать.

Да и есть еще одна опасность…

Третья встреча на дороге

— …ЛО-О-ОСЬ!.. — вдруг истошно закричала жена, уже давно обученная мной не просто сидеть в машине, а внимательно следить за двумя обочинами дороги. Зверя пока не вижу, но, как могу, оттормаживаюсь… Как назло, мы съезжаем с небольшой горочки.

Мгновение… и уже замечаю, как еле заметные светлые «рейтузы» сохатого в конце спуска шагают поперек дороги. До него осталось метров тридцать. В ужасе дожимаю до отказа педаль тормоза. Шипы, прорезая до асфальта тонкий снежный накат, своим хрустом заставляют быстро повернуть назад двухгодовалого самца, собравшегося было перескочить дорогу перед машиной.

Слева внизу, в кювете, замечаю еще одного, чуть поменьше. Автомобиль прокатился мимо лосей и до полной остановки «прошуршал» еще метра три. Звери нехотя развернулись назад и «растворились» в темноте поземки…

Мы перевели дух и «поползли» дальше. В общем, если бы не бдительность жены, может, и этой статьи бы не было…

Странно, но за последний квартал это уже третья (!) встреча со зверем на дороге. И где! Это всего 130 километров от Москвы — Можайский район!

Первый случай был в начале зимы. Тоже два лосенка (может, те же?) стояли на встречной полосе — прямо на асфальте. Погода была ясная, и хоть и в потемках, но я «перевидел» (охотничий жаргон) животных издалека и спокойно остановился метрах в пятнадцати. Заметил их опять же по белым «рейтузам». Кстати, и само это слово закрепилось в нашем обиходе благодаря жене.

— Смотри, — говорит, — осторожней, какой-то странный мужик в рейтузах идет!

Чего только женщине не померещится! Что привело животных на дорогу? Может, соль на асфальте? Лоси постояли, постояли и спокойно ушли в прилегающий подлесок.

В следующий раз мне на пути попался козлик косули. Было еще достаточно светло, и рыжая шерсть хорошо контрастировала с серым асфальтом. Подъехал поближе — на голове отчетливо виднелись аккуратные рожки. Красавец!

До населенного пункта — всего 300 метров! Поразительно! Но, не сбавь я заранее скорость на этой дороге, еще неизвестно, чем бы все закончилось.

И вот теперь опять… лоси. Что-то звери зачастили!..

Мрачная статистика

В прошлом году в Ленинградской области из-за столкновения чужой (!) машины с сохатым погиб мой давний друг, охотничий наставник и замечательный человек — Александр Космачев. Ужасная авария! Врезавшись в крупного зверя, уже неуправляемый автомобиль вылетел к Саше на встречную полосу, что называется, лоб в лоб…

При обсуждении этого случая и Борисыч рассказал, как по пути в Карелию чудом проехал в ночи мимо задней части громадного сохатого, даже испугаться не успел. Брат снохи (жены сына) два года назад после встречи с лосем долго чинил машину… В общем, как-то слишком все близко и часто…

Я задумался, стал вспоминать все случаи, когда звери попадались мне на дороге. Ознакомился и с многочисленными роликами и фото в Интернете. Скажем так: впечатлительным людям смотреть не рекомендуется!

Да я и сам видел (на Минской трассе!!!), как лосенок сидел на пассажирском сиденье «Оки», а его ноги и голова торчали из проема лобового стекла! Водителю тогда жутко повезло — он отходил от шока, умываясь в придорожной канаве…

Чисто технически отгородиться от живой природы просто не представляется возможным. Даже там, где висят многочисленные предупреждающие знаки и дорога очищена от леса по 50 (!) метров с каждой стороны (сам видел такие участки на трассе от Ярославля до Архангельска), нет гарантий от аварий с участием животных. Природа дала лосю прекрасный ночной маскировочный костюм!

В одной только Ярославской области количество зарегистрированных столкновений с крупными копытными доходит до ста в год! Закон также не на стороне автомобилистов. Хоть причиной ДТП будет и лось, но в любом случае виновником аварии признают человека. Ему придется не только чинить свою машину. Он еще и нанесенный природе ущерб должен будет оплатить.

При таком раскладе самой надежной «страховкой» остаются личные знания и разум. Ведь мудрость заключается не в том, чтобы найти способ выкрутиться из истории, а в том, чтобы в нее не попасть…

В помощь водителю

Несколько лет назад в Можайском районе мне уже приходилось «объезжать лося». Тогда, правда, было начало октября — пик гона. Сохатый неожиданно буквально выскочил на дорогу в 10 метрах от машины.

Нас спасли только специальным образом настроенная на полноприводном седане система курсовой устойчивости и сухой асфальт. Я не тормозил, а на огромной скорости рисовал на нем «букву зю», благо на дороге районного значения не было встречки.

Ехавшие за нами друзья сказали, что лось на нас даже прыгнул. Сам я этого не видел, не до того было. В общем, скорее вопреки, чем благодаря здравому смыслу, как-то обошлось. Но с тех пор я еду по этим местам «низ`енько-низ`енько».

Убежден, что основной проблемой является фактор неожиданности. Но ведь люди, не увлекающиеся охотой, ничего не знают о повадках лося. Поэтому и не могут прогнозировать его появления и поведения, а, соответственно, и снизить влияние данного фактора!

Попробую хотя бы частично устранить этот пробел, определив наиболее вероятные места и время появления лося на дороге. Мой напарник по охоте Анатолий Митрюхин тоже считает тему достаточно актуальной, исходя из увеличения количества зверя и машин.

Буду счастлив, если мои наблюдения пригодятся хоть одному человеку. Возможно, читатели покажут эту статью своим знакомым автомобилистам. Считаю самоубийственной позицию фаталистов, говорящих: «Чему быть — того не миновать!». К излишнему оптимизму в духе «Ну, со мной-то не случится, все успею» отношение такое же…

Итак, приступим. Сам по себе лось в лесу не угрожает людям. Опасность создает человек своим слишком быстрым и потому непривычным для животного перемещением в пространстве. Если вы просто идете по лесу, шуршите травой, хрустите ветками или разговариваете, сохатый, даже гонный самец, заблаговременно это услышит и уйдет.

Как правило, в лучшем случае до вас донесется только треск ломаемых уходящим зверем сучьев. А увидеть его самого вряд ли получится. Думаю, найдутся грибники, которые с готовностью это подтвердят.

Вот если вы тихо стоите, то лось (приближающийся по ветру) сам случайно, может подойти просто в упор. Такая история приключилась на охоте лично с Борисычем, о чем он мне рассказал. Сохатый тогда подкрался сзади. А заметил его сын Лешка, которому тогда еще и ружья-то не полагалось… Но никакого вреда зверь не нанес — спокойно развернулся и ушел.

Самые опасные сезоны

Лоси, особенно самцы, наиболее активны и даже агрессивны в период гона. В средней полосе России это сентябрь и октябрь. Звери активно перемещаются в поисках подруг и соперников. Деревья еще в листве, и увидеть в кустах замершего перед переходом дороги лося крайне проблематично.

Также надо понимать, что это не лошадь. Если у лося нет рогов, то он нападает и защищается, нанося удары передними ногами. Самцы сбрасывают с головы «украшения» зимой — обычно в январе. А у самок рога в принципе не растут…

Есть также и второй опасный период — весенний — с марта по май. В это время лосихи отгоняют от себя прошлогодков, чтобы спокойно отелиться. Подросшие «детки» сбиваются в группы и, более не управляемые осторожными «мамашами», бродят много и где попало, в том числе часто пересекают автотрассы. В этот период как раз идет весенняя птичья охота, я неоднократно видел на дороге таких праздно шатающихся «юнцов».

Зимой риск встречи с лосем несколько ниже, но принципиальной возможности все же нельзя исключать. Сохатые очень любят соль, которую в холодный период сыплют на асфальт. Также с ноября по январь продолжается сезон загонной охоты. Порой зверь вынужден передвигаться не по своей воле, и зачастую у него нет другого выбора, кроме как бежать через дорогу.

Наиболее опасные периоды по времени суток

Лось — в основном ночное и сумеречное животное, на лежки устраивается днем. С заходом солнца внимательность водителю необходимо повысить. Однако это общая тенденция, зверь может активно кормиться и передвигаться и днем.

Возвращались мы как-то с неудачной загонной охоты в Ярославской области. Середина солнечного дня, кругом — поля, видимость — на километр. Вдоль дороги — кое-где кусты. Заметили посреди поля четырех лосей. Все наши машины еще метров 200 проехали, поднялись в горку и остановились в одном месте.

Звери были, как на ладони, неторопливой трусцой они друг за другом бежали к дороге. До них еще метров 300. Видим, что идущий далеко за нами автомобиль тоже снижает скорость. Он останавливается метрах в 20 от предполагаемого перехода. Лоси также замирают в придорожных кустах, стоят, смотрят, слушают. Машина не двигается с места.

Вдруг первый зверь бросается через дорогу галопом! Остальные уже по его примеру по очереди перебегают дорогу за ним, как шальные, не останавливаясь и уже ни на что не глядя! Поэтому не торопитесь проезжать сразу позади лося: может появиться следующий!

Но опаснее всего — ночь. В это время фактор неожиданности увеличивается многократно! Если днем мозг человека, скорее всего, «нарисует» изображение лося целиком, то в сумерках и ночью все становится черно-белым, в свете фар очень эффективен маскировочный окрас шкуры животного.

Так что высматривать (ожидать) в темноте надо не силуэт зверя, а светлые «рейтузы» и подбрюшье. А по незнанию… поди догадайся, что видишь ноги сохатого! Ведь даже я (стаж лосиной охоты — 20 лет) их не сразу разглядел в этот раз!

Есть еще одна особенность человеческого восприятия. Люди быстрее замечают перемещающиеся объекты, чем неподвижные. А лось при выходе на открытое пространство (в том числе и дорогу) всегда останавливается, на некоторое время (10-30 секунд) замирает и слушает. Мозг человека, сидящего в быстро приближающейся машине, просто не воспринимает застывшего на месте зверя!

Замечает только тогда, когда сохатый вдруг неожиданно принимает решение идти дальше! В этой его неподвижности и непредсказуемости дальнейших действий и кроется основная опасность. Незнакомый звук (вроде шороха шипов по асфальту, скрежета тормозов и т. п.), скорее всего, спровоцирует движение назад. Громкий автомобильный гудок способен вызвать любую реакцию. Лось может как кинуться вперед, так и отшатнуться обратно. Поди угадай!

Несмотря на огромные глаза, животное видит вдаль крайне плохо. На мой взгляд, ночью яркие лучи фар на некоторое время ослепляют лося, и он попросту не замечает самой приближающейся машины. Однако сам по себе резкий свет и нарастающий шум воспринимаются зверем как сигналы тревоги. Вот он и начинает двигаться в непосредственной близости от автомобиля!

Машины, едущие вдалеке, лося не пугают! Тихие звуки, такие, как хруст ветки, треск, шипение и прочее, могут его насторожить. А гул приближающегося автомобиля — почему-то нет! Парадокс!

Наиболее опасные места переходов

Лось питается в основном молодыми ветками кустарника и небольших деревьев, для чего частенько надламывает их верхушки. Преимущественные места кормежки — зарастающие поля, невысокий подлесок. Если зверя не тревожить, то он тут же остается и на дневку.

Переходить с места на место сохатый чаще всего старается скрытно — опушкой (краем) леса, низиной, по своим же следам. Через большие открытые пространства, наоборот, идет серединой, очевидно, чтобы самому издалека обнаружить возможную опасность — хищника или человека (что ему одинаково). Но в принципе лось может пройти где угодно — и густым лесом, правда, придерживаясь полян, и даже болотом.

Повторюсь: перед выходом на открытое место зверь обязательно останавливается и оценивает ситуацию.

Дороги, пересекающие узкие полоски леса, поляны с деревьями, низины рельефа, заросшие поймы рек, — вот самые опасные участки. Особенно если основной ландшафт — поля.

Разделительное ограждение скоростных трасс вообще не рассматривается лосем как препятствие. Он с легкостью перепрыгнет и полутораметровый забор. Отсутствие на дороге предупреждающих знаков вовсе не означает, что зверь здесь не появится.

В итоге

В опасных местах в любое (!) время суток необходимо попросить пассажиров понаблюдать за обочиной и обязательно убить собственную самонадеянность, значительно снизив скорость.

Как пел Владимир Высоцкий, «в гости к Богу не бывает опозданий»… Чего тогда торопиться?

Сергей Максимов, г. Москва

Источник

Популярное

))}
Loading...
наверх