На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Оружие для загона

карабин с оптикой

Что лучше выбрать охотнику — карабин с оптикой или привычную гладкостволку? При принятии решения нужно постараться учесть все факторы.

На малом расстоянии

Карабин с оптикой в захламленном лесу с подростом, где стрельба ведется в условиях ограниченной видимости на небольшой дистанции (в загоне), может сослужить плохую службу. Поймать несущего на махах зверя в перекрестие на малом расстоянии (от 15 до 35 метров) проблематично. Особенно если у прицела высокая степень приближения — от шестикратной до десятикратной.

Опасность для стрелка возрастает, если на него бросится раненый зверь. Вот в этой ситуации уже точно надежнее выручит привычная двустволка. Да и в прогале зарослей более двух прицельных выстрелов сделать трудно. Поле зрения оптики ограничено. Сектор обстрела мал в связи с возможностью ранения участников охоты.

Для повышения точности желательно открывать огонь с упора при надежной фиксации оружия. А в условиях загонной охоты это невозможно. Более или менее пригодны к применению прицелы с низкой кратностью — от 1,2 до 3 и большой светосилой. Такая оптика позволяет вести стрельбу и в сумерках. Можно использовать прицел с переменной кратностью.

Естественно, применение специальной оптики и сошек оправдано в том случае, когда распорядитель загонной охоты поставит стрелка на чистое место, чтобы перекрыл поляну. Хорошо, если такой прицел можно быстро снять. Тогда охотнику будет проще, когда его в следующем загоне поставят в зарослях. Стрелок сможет пользоваться уже открытым прицелом.

Но здесь надо учитывать еще одно обстоятельство. Ось оптики расположена значительно выше линии прицеливания обычной «мушки». Это уже совершенно другая вкладка, к которой надо долго привыкать.

На гребень в таких случаях «наращивают» верхнюю часть, так как голова стрелка уже выше по сравнению с обычным прицелом. Особенно много промахов бывает при ведении огня с использованием оптики с высокого лабаза вниз по зверю под углом к горизонту на малом расстоянии.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод. Оптика только мешает неопытным охотникам, если им предстоит быстрая стрельба навскидку в условиях ограниченной видимости, в густых зарослях, на малом расстоянии, да еще когда целиться нужно в краткие промежутки времени.

Без частых тренировок необходимые навыки не выработаешь. В результате охотник, не имеющий возможности регулярно практиковаться в стрельбе с новой оптикой, быстро разочаровывается в своей покупке, когда пытается использовать ее в «поле».

Зачастую после этого прицел снимается и долго лежит в коробке дома. А ведь вещь дорогая, на которую ушли деньги, что могли бы пригодиться для реализации каких-то других задумок. Охотник же, оставшись без своего приобретения, вновь вынужден переходить на открытый прицел.

В каких случаях оптика удобна

Естественно, что высокоточные карабины могут давать хорошие результаты. Речь идет о неторопливом ведении огня с упора по неподвижной цели на средней дистанции (около сотни метров) и дальней (от 200 до 300 м). В этих случаях пуля надежно попадает в нужное место, и зверя удается добыть с первого выстрела. Такое возможно, например, при засидках на кабана, медведя, лисицу и других животных. Да и глухаря осенью неплохо получается сбить.

Тут, конечно, важны требования к самому оружию. И ствол должен быть хороший, и ложа подходящая, и грамотно подобранная качественная оптика. Для таких выстрелов уже недостаточно кучности в 10 см на 100 метров, как, например, у военного СКС (самозарядного карабина Симонова).

Нужно, чтобы этот параметр был в два-три раза лучше. В идеале он должен приближаться к одной, полтора или двум угловым минутам (МОА). Тогда на дистанции в 100 метров пули будут попадать в круг диаметром от 2,9 до 5,8 см.

Разумеется, оптический прицел следует надежно закрепить на карабине (с помощью герметика). О правильности подбора патрона в целом и пули в частности я уже и не упоминаю. Уверенное владение охотника своим оружием, конечно, подразумевается.

Что же выбрать?

На мой взгляд, карабины (особенно с «военными корнями», созданные на базе АКМ, РПК и СВД) меньше приспособлены к стрельбе навскидку, чем привычные многим гладкостволки.

У нарезного оружия и баланс другой, и форма ложи специфическая, и изгиб ее меньше. Это опять-таки, в первую очередь, касается образцов, «переделанных» из армейских в гражданские. А еще есть и ортопедические ложи, совершенно не приспособленные для стрельбы стоя.

У этих карабинов масса не такая, как у гладкостволок. Другая конструкция прицельных приспособлений (значительно выше планки ружья). Если установлена оптика, то ситуация еще сложнее. Теперь у охотника две линии прицеливания – через перекрестье в окуляре и через «мушку».

Все это затрудняет быструю вскидку оружия и замедляет процесс наведения. Есть много примеров, когда, растерявшись в экстремальной ситуации на охоте, владельцы импортных карабинов потом оправдывались и сетовали на непривычность движков и шиберов слабо освоенного оружия. Говорили, что, дескать, была бы в руках любимая привычная двустволочка, кабан бы не ушел…

Понятно, что большинство охотников привыкло к гладкостволкам. Это оружие часто используется, когда открывается сезон по «перу». Да и по наземным целям нередко выпадает возможность стрелять дробью.

Опытный охотник уже как бы срастается со своим ружьем. Только по одному мышечному ощущению при вскидке понимаешь, что ствол уже направлен туда, куда нужно. Специально целиться в таких случаях нет необходимости. Да и птица или зверь, быстро перемещаясь, обычно не предоставляют подобной возможности. Тем не менее выстрел бывалого охотника всегда уверен и точен.

При желании можно поработать над тем, чтобы значительно увеличить дальность эффективного огня. Для этого, как правило, используется ввертная насадка «Парадокс» или второй комплект стволов со сверловкой Ланкастер.

Такой подход обеспечивает сразу два преимущества. Во-первых, у охотника сохраняется привычное ему ружье; во-вторых, нет необходимости получать разрешение на покупку карабина.

Для уверенного применения нарезного оружия необходимы регулярные тренировки, оттачивающие технику как вскидки, так и собственно стрельбы. Нужно постараться воссоздать примерно те же условия, что бывают в лесу на загонных охотах.

Владельцы карабинов, по моим наблюдениям, чаще упражняются на стрельбище, когда хотят опробовать новые неизвестные патроны или проверить точность оружия после установки дульного тормоза-компенсатора (ДТК), либо оптики, замены кронштейнов и так далее. Получается, что главной задачей таких занятий является повышение кучности (погоня за МОА на различных дистанциях).

Не очень-то хочется этим стрелкам расходовать боеприпасы, поражая цели на расстоянии не более 30 метров. Не нравятся утомительные упражнения — огонь из положения стоя с быстрой вскидкой и многократным «вкладыванием» карабина, пока все действия не отработаются до автоматизма. Такие занятия должны проводиться регулярно.

Понятно, что патрон надо подбирать по дичи. Одно дело, если предстоит охота на лося или кабана. Тут нужен патрон 9,3х62 или 7,62×63 мм (.30-06 Springfield), либо 7,62х54. Другое дело, когда готовится загон на косулю. Тут и патрон 7,62х39 вполне подойдет.

А выбор пули должен сделать сам охотник. Ему нужно разбираться в баллистическом коэффициенте. Знать, в каких случаях лучше использовать пули с оболочкой, а в каких — безоболочечные.

Болтовой карабин или полуавтомат?

На основе многолетнего опыта убедился, что очень редко получается с одного выстрела из нарезного оружия положить зверя, внезапно появившегося в прогале или на просеке. В особенности, это трудно сделать, когда животное бежит быстро — на махах. Времени в распоряжении охотника очень мало, сектор обстрела узкий, а видимость, как правило, недостаточная.

В таких условиях может оказаться эффективнее дуплет из двустволки. Но случается, что и его не хватает для остановки зверя. Животное уходит, и… потом начинаются мытарства по добору подранка. Следовательно, в идеале нужно иметь возможность сделать несколько выстрелов в короткий промежуток времени.

Здесь у карабина есть свои преимущества. Главные из них — не дальнобойность, а скорострельность и приличное останавливающее действие пули. К тому же у газоотводного полуавтомата слабее отдача. После выстрела ствол не так сильно подбрасывается вверх и меньше сбивается с линии прицеливания (поводки). У охотника есть возможность быстрее снова направить оружие на убегающего зверя и нажать на спуск.

Следует учитывать, что многие животные очень крепки на рану. Это относится и к лосю, и особенно к медведю и кабану. Например, вепрь даже с пробитым сердцем может еще пробежать много метров и натворить бед.

Вот почему охотнику, который стоит на номере с ограниченной видимостью и ждет зверя, не очень-то подходит карабин с ручной перезарядкой (болтовой). Лучше бы взять с собой полуавтомат — нарезной или гладкоствольный. Годятся как «иномарки», так и отечественные образцы — МЦ-21-12, ТОЗ-87, МР-155, «Бекас», МР-156 и прочие.

Главное, чтобы стрелок хорошо изучил свое оружие и привык к нему за многие годы на предыдущих охотах. Тогда и вскидка будет быстрой, уверенной, без дополнительных поправок. Конечно, полуавтомат должен быть прикладистым, механизм — отлаженным, работающим без задержек.

Патроны требуются откалиброванные, свежие, в новых гильзах. Нужны и надежные пули, скажем, Рубейкина или Блондо, «Ленинградка-2» или рижский «Монолит». Они не срикошетят от кустов и веток, не расплющатся о крупные кости в теле зверя, а, подобно пуансону, врубятся в тушу и доберутся до жизненно важных органов.

Регулярные тренировки

Как уже упоминалось ранее, лично мне ложа гладкоствола кажется более привычной и удобной, чем у любого карабина, когда приходится стрелять навскидку. Из знакомого оружия бьешь увереннее. Но если уж приобретен карабин для охот на зверя (еще раз подчеркну, что для загона лучше, конечно, полуавтомат), то нужно поставить себе четкую задачу — необходимы регулярные тренировки.

Необходимо неукоснительно выполнять это задание и постоянно отрабатывать вскидывание оружия и открывать огонь с рук по быстро движущейся цели, которая на краткий промежуток времени появляется на небольшой дистанции в узком секторе обстрела. Тут уж патронов жалеть нельзя.

Нужно не просто иногда попадать в такую мишень, случайно зацепив ее краешек, а точно бить в выбранное место — в сердце или в головной мозг. А эти цели очень маленькие — размером не больше яблока. Конечно, придется долго упражняться, пока техника стрельбы не отработается до автоматизма.

Зато потом у подготовленного охотника не возникнет проблем с поражением зверя, откуда бы тот ни появился. Карабин будет сам мгновенно находить свое место в плече (как бывает, например, при стрельбе из двустволки по чиркам или вяхирям). Тогда и возможности нарезного оружия получится полнее реализовать.

Конечно, об этом придется только мечтать, если вытаскивать карабин из сейфа всего несколько раз за год. Повторюсь, что устойчивые навыки можно приобрести только за длительный период обучения обращению с оружием.

Анатолий Азаров, г. Санкт-Петербург

 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх