На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

По медвежьим следам: люди и факты

Охотничья библиотека, собранная Флинтами, заслуживает отдельного разговора, а здесь я лишь скажу, что нумерованный экземпляр (№ 48) книги «По медвежьим следам» был в этом богатейшем собрании далеко не самой большой редкостью.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ BIODIVLIBRARY/FLICKR.COM (CC BY 2.0)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ BIODIVLIBRARY/FLICKR.COM (CC BY 2.0)

Количество замечательных книг в библиотеке Флинтов, было таким, что расспрашивать ее хозяина о каждой диковинке не всегда удавалось, о чем я теперь сожалею.

Замечу только, что экземпляр № 48 из собрания Флинта не имел никаких особых примет или маргиналий и сохранился в хорошем состоянии, что немудрено, если учесть, что книга почти целый век стояла на одной и той же полке.

№ 51. Сведения о продаже этого экземпляра содержатся в каталоге № 34 АО (ВВО) «Международная книга», под № 702: «Ширинский-Шихматов, А. Кн. По медвежьим следам. Очерки. С 16-ю планами и рис. М., 900. 154 стр. Парусин пер. 1.50. Книга напечатана на бумаге Ватман в количестве ста нумерованных экземпляров. Экз. № 51».


№ 58. Из письма О.А. Егорова (1994): «№ 58 сейчас находится в библиотеке сына В.В. Курба-това, скончавшегося год назад. С Валерьяном Владимировичем я познакомился на охотах в Лисино, т.к. его сын Андрей работал в Академии и был членом академического коллектива.

Много времени (вплоть до кончины) мы провели с ним в Лисино и у него дома (последние 10 лет он практически не выходил) в разговорах об охотничьей старине. Мы обменивались с ним старыми фотографиями питерских охотников.

Дело в том, что Курбатов наследовал архив известного ленинградского пойнтериста В.М. Новодворского, а тот, в свою очередь, архив одного из самых известных питерских пойнтеристов Н.М. Лунина…»

№ 61. Объявление о продаже этого экземпляра было размещено в интернете в 2014 году. Кроме сведений об «издательском холщовом переплете», номере экземпляра и хорошем состоянии книги, никакой дополнительной информации в объявлении не было. Адрес продавца свидетельствовал о том, что книга находилась в Петербурге.


№ 65. Этот экземпляр книги дважды продавался разными продавцами по объявлениям в интернете в 2015 и 2018 годах. В одном из них указано на «штампы союза охотников Грузии 1964 года».

Требуется уточнить, что на титуле имеются еще две круглые печати, и на одной из них, помимо названия «Сохгруз» (Союз охотников Грузии), столица Грузии названа Тифлисом, еще в 1936 году переименованным в Тбилиси.

Из этого следует, что книга уже в первой половине 1930-х годов находилась в библиотеке Союза охотников Грузии. Скорее всего, она попала туда еще раньше — в начале 1920-х, когда и был образован этот Союз.


Наиболее вероятная версия того, как эта книга попала в «Сохгруз», лежит на поверхности, если знать, что неподалеку от Боржоми в конце XIX века был построен дворец, неверно называемый «резиденцией русских царей» или «дворцом Романовых».

Этот дворец вместе с имением в 69 тысяч десятин принадлежал Великому князю Николаю Михайловичу (в одном из новейших грузинских рекламных проспектов его почему-то назвали Никитой Михайловичем).

Так вот, Николай Михайлович Романов был не только историком и библиофилом, но и замечательным охотником, автором книги «Наблюдения по охоте на диких гусей», а в окрестностях Боржоми охотился на копытных зверей, специально завезенных для акклиматизации и размножения из Европы.

В его дворце бывали не только вельможные родственники, но, к примеру, натуралист Г.И. Радде, будущий писатель-охотник Н.А. Байков и В.А. Шильдер, автор книги «Боржомский звериный отвод» (1892).

Надо полагать, что именно из боржомской библиотеки Николая Михайловича экземпляр книги «По медвежьим следам» № 65 в послереволюционные годы и попал в библиотеку Союза охотников Грузии. А вот каким образом она перекочевала оттуда в московскую книготорговлю — Бог весть


№ 82. Следы этого экземпляра обнаружились в «Списке книг, отобранных представителями Губернского комитета научных библиотек и губмузея из библиотеки князя А.А. Ширинского-Шихматова в имении Островки Вышневолоцкого уезда для Губернского библиотечного фонда 4 сентября 1920 года».

В «Списке» 95 книг, рукописей и альбомов, в том числе книга «По медвежьим следам», экз. № 82, вошедшая в список под порядковым номером 36. Документ, хранящийся в Госархиве Тверской обл. (ГАТО.-Ф. Р-57.- Оп. 1.-Д. 3.), содержит еще один фрагмент: «Ввиду желательности иметь для библиотеки буд[ущего] В-Волоцкого музея поименованные под №№ 49 и 36 книги, а именно Срезневского «Древние памятники русского письма и языка», Спб., 1882 г. и Ширинского-Шихматова «По медвежьим следам» (экз. № 82), мы, нижеподписавшиеся, постановили эти две книги взять для Библиотеки Тверского Губернского музея временно, впредь до поступления в библиотеку других экземпляров этих книг, в последнем случае эти книги подлежат возвращению В-Волоцкому музею».

Увы, у тверских музейщиков и библиотекарей, в отличие от их ульяновских коллег, пока что никаких публикаций о судьбе этой редкой книги не было, но есть надежда, что она уцелела до наших дней и ждет своего часа.

№ 89. Книга, по сообщению работника антикварно-букинистического отдела ТДК «Москва», была продана в магазине в 2008 году.

№ 92. Этот экземпляр библиофил, историк охоты, редактор журнала «Охота и охотничье хозяйство» и член редколлегии альманаха «Охотничьи просторы» В.Г. Холостов в конце 1970-х годов передал библиотеке Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ) Главохоты.

В 90-х годах ЦНИЛ предоставил одно из своих помещений для рабочих встреч членов редколлегии и авторов альманаха, и я однажды осмотрел эту книгу, скромно стоявшую на полке среди обычных изданий.

Она была в хорошем состоянии и ничем не отличалась от других нумерованных
экземпляров.


№ 95. Книга из личной библиотеки профессора-палеонтолога Н.К. Верещагина (1908–2008), внучатого племянника знаменитого художника, была продана на одном из московских аукционов в 2017 году.

Этот же экземпляр вскоре был выставлен на продажу в московском букинистическом магазине, но уже в специально изготовленной для него роскошной кожаной коробке с золотым тиснением по корешку и на верхней крышке.

В правом верхнем углу титульного листа имеется владельческая надпись «Н. Верещагин. 1939». Однако есть основания полагать, что Николай Кузьмич не приобретал эту книгу в 1939 году, а получил ее в наследство от отца-охотника (умер в 1932 году).

В том же 1939-м родовая усадьба Верещагиных в с. Горетовке Вологодской области скрылась под водами Рыбинского водохранилища. Все имущество Верещагиных было перевезено в Череповец и на Ладогу в дом родственников.


Отец палеонтолога, как и его знаменитый дед, тоже был художником, и в Тверском Госархиве есть его письмо в Тверской музей по поводу авторства известного портрета медвежатника Семена Арефьева, созданного им в имении Ширинского-Шихматова в 1892 году, в связи с тем, что в музее портрет приписали кисти его дяди — знаменитого художника В.В. Верещагина.

То есть отец палеонтолога был знаком, и вероятно близко, с Ширинским-Шихматовым и мог получить от него в подарок экземпляр № 95 книги «По медвежьим следам». Наверное, будущий профессор слышал от отца рассказы о Ширинском-Шихматове, тем удивительнее его язвительный комментарий, сделанный карандашом в книге на странице с чертежами механической рогатины: «Чушь, нечем было заняться князьку.

«Стоки», желоба (для крови. — М.Б.) — глупости». Кстати, Н.К. Верещагин был не только ученым мужем, но и хорошим охотником, в том числе охотился и на медведей.


ПЯТЬ ЭКЗЕМПЛЯРОВ С НЕУСТАНОВЛЕННЫМИ НОМЕРАМИ

1. Один из таких экземпляров можно назвать поистине легендарным, поскольку его судьба тесно связана сразу с несколькими историческими личностями. Первое советское издание книги «По медвежьим следам» под названием «Медведь и медвежья охота» (1927) редактировал и готовил к печати С.А. Бутурлин.

Помимо его предисловия в начале книги помещено письмо-вступление видного революционного деятеля Н.В. Крыленко (был Верховным главнокомандующим, председателем ревтрибунала, наркомом юстиции и т.д.), специально написанное по просьбе Бутурлина.

Между прочим, было время, когда Крыленко был не простым, а главным охотником в России: в 1920–1922 гг. он по совместительству со своими военными обязанностями заведовал Управлением охоты и был членом Коллегии наркомата земледелия РСФСР.

Так вот, в своем вступлении для книги о медведях Крыленко рассказывает о том, как зимой 1922 года он приезжал к В.И. Ленину в подмосковные Горки, в бывшую усадьбу московского градоначальника А.А. Рейнбота.

Помимо бесед о строительстве коммунизма в России Ленин и Крыленко несколько дней провели на охоте в окрестностях Горок (очевидно, на зайцев). Во время одного из разговоров Ленин восхищался умом и хитростью медведя при выборе места для берлоги, о чем он узнал из книги «По медвежьим следам», хранившейся в усадебной библиотеке бывшего владельца.

Ленин, похвалив прочитанную им книгу, сказал, что она многое может дать не только охотнику, и передал ее для прочтения Н.В. Крыленко. Тот, прихватив с собой книгу, уехал из Горок и через какое-то время, уже в Москве, вернул ее лично Ленину. Еще Крыленко добавил, что о дальнейшей судьбе книги он не знает.


ФОТО АНДРЕЯ ЧУГИНА

Крыленко не сообщил о том, что книга была из числа нумерованных, но это следует из того, что он в своем письме для советского издания дословно указал на то, что вернул Ленину не просто книгу, а «экземпляр книги».

Любопытная деталь: волею судеб Ширинский-Шихматов и Крыленко сидели в Бутырской тюрьме, правда, с разницей двадцать лет.

Но если князь, угодивший в Бутырку вскоре после революции, благополучно из нее выбрался, то наркома Крыленко как врага народа в 1938 году лично расстрелял В.В. Ульрих, председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР.

В пользу того, что в Горках хранился нумерованный экземпляр, есть еще одно косвенное доказательство. Генерал А.А. Рейнбот был из тех людей, кто заслуживал того, чтобы Ширинский-Шихматов подарил ему именно нумерованный экземпляр книги.

В царской России статус московского градоначальника соответствовал губернаторской должности Ширинского-Шихматова.

Скорее всего, они были знакомы не только по государственным делам, потому что Рейнбот был заядлым охотником и даже организовывал охоты в подмосковных угодьях для высоких иностранных гостей, правда, без особого для себя удовольствия, на что сетовал своим знакомым.

В истории с этим экземпляром нельзя поставить точку, потому что настоящее его местонахождение остается загадкой, хотя книга после смерти Ленина вместе со всем его имуществом должна была попасть либо в музей, либо в один из архивов.


2. 3. 4. В описании экземпляра № 16 упомянута книга с неизвестным номером, когда-то хранившаяся в библиотеке сына С.А. Бутурлина. Книгу эту, по словам сына, он отдал для чтения и изучения биологу и библиофилу Ю.И. Миленушкину (умер в 1977 году), но тот по каким-то причинам так ее и не вернул.

Факт этот мне подтвердил еще один историк охоты и библиофил — М.В. Поддубный, также лично знавший сына С.А. Бутурлина. Кроме того, О.А. Егоров в 1994 году сообщил мне сведения еще о двух экземплярах книги Ширинского-Шихматова с неизвестными номерами: «Третью нумерованную книгу я видел издалека.

Дело в том, что большая часть книг в этой библиотеке сформирована была не совсем честным путем. А когда я остановился буквально на первой книжке и стал списывать себе в блокнот дарственную надпись автора, отношение хозяина ко мне резко переменилось, и я был выгнан с позором из дома.

Мои действия были чисто исследовательские, и тогда я не понял, за что был выгнан. Но через несколько лет общие знакомые мне это объяснили… больше здесь я не бывал и никогда не испытывал сожаления.

Еще один экземпляр есть по слухам. Но хозяин меня не пустил даже на порог, хотя я имел рекомендацию от Курбатова (старик-владелец тоже пойнтерист). Больше с ним я не общался. Вот, пожалуй, и все».

5. Этот экземпляр выставлялся на продажу в интернете в начале 2010-х годов и, судя по описанию, был нумерованным, но по неизвестной причине его номер не был указан.

P.S. Пользуясь случаем, обращаюсь к читателям журнала с просьбой поделиться сведениями о неизвестных мне нумерованных экземплярах книги «По медвежьим следам», если таковые у них имеются.

Источник

Картина дня

наверх