Десять дней счастья

Это была моя вторая поездка в горы Алтая. В первую — ознакомительную — хотелось узнать, как там в горах, поэтому я просто охотился на косулю и впитывал очарование сентябрьского Алтая.

Фото автора.

Фото автора

В следующей поездке готовился основательно, тренировался ездить верхом, приобрел новое оружие, специальную оптику, различное снаряжение.

Всего набралось 40 кг багажа.

Девятого сентября я отправился самолетом до Барнаула (Горно-Алтайск тогда не принимал), а дальше в ночь на легковой машине добирался 750 км до села Акташ.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Организатор охоты Денис встретил меня на стареньком уазе. Накануне в горах выпал снег, закрыл перевалы, поэтому в урочище Юнгур, (планируемое место охоты) через Джазатор мы не проедем, а будем пробовать пройти туда через реки Шавлу и Аргут низом, бродами. Конную часть пути начнем с зимовья для скота Ачик, где я был в прошлый приезд.

Загружаем уазик под крышу вещами и продуктами — и в путь, в горы. Съезжаем с Чуйского тракта по накатанной колее, отчаянно дымя выхлопными газами, на пониженной первой передаче лезем на перевал. Вокруг возвышаются разноцветные скальники, поросшие тайгой. Я потихоньку уплываю из реальности. Сказка начинается.

 

На перевале стоит кедр, обвешанный тряпочками (место силы), под ним сложена гора пустых бутылок. Традиции нарушать нельзя, поэтому выпиваем по стопке настойки на травах, и в воздух местным духам летят брызги спиртного. С перевала в Ачик скатываемся быстро. Дальше только верхом на конях. Нас уже ждут, мы навьючиваем и седлаем коней, едем.


На многих горных охотах передвижение происходит с помощью лошадей, поэтому перед поездкой не будет лишним взять несколько уроков верховой езды. Фото автора.

 

Караван у нас приличный: Денис, организатор охоты, на громадном рыжем коне, при нем еще заводной (грузовой) конь;
Эдик, теленгит по национальности, главный специалист по охоте;
Ирина, его жена кержачка из местного села Усть-Кокса, повар (у нее еще один заводной конь);
Ерген, теленгит, загонщик, на пятнистом коне, похожем на мустанга из фильмов про индейцев;
Юра, тоже теленгит, примкнувший к каравану, чтобы половить рыбу на Аргуте и Шавле; и я на трехлетнем коне по кличке Белый полумесяц (на алтайском я так и не смог эту кличку ни запомнить, ни выговорить) — итого 6 человек, 8 коней. Внушительное зрелище!

На первый перевал въезжаем верхом. За этот час я вспоминаю все прелести езды в караване. С непривычки видишь только задницу идущего впереди коня, колени, которыми сжимаешь бока лошадь, чтобы не свалиться с седла, болят. На перевале поправляем груз и бурханим за начало пути.

Я беру свой карабин CZ-550 под патрон 7 Rem Mag, c прицелом Burris 4х12, со встроенным дальномером, видеокамеру, и пешком иду один вниз по тропе. Тут же происходят интересные встречи — белки на кедрах, пищухи в траве, свежие медвежьи следы.

Спускаюсь в долину. Встаю у кедра и осматриваюсь. В вершине долины пасется пара косуль, один козел стоит напротив меня. Поднимаю карабин, включаю дальномер. До рогача 200 метров.

В это время слышу звуки приближающегося каравана, разговоры людей, бряканье снаряжения. Косули скрываются в тайге, козел уходит по долине. Решаю взять его на котел (лицензия есть). Опережение перед шеей, короткая поводка и выстрел.

 

 

Сибирская косуля отличается от европейской в первую очередь заметно большими размерами: длина 126–144 см, высота в холке 82–94 см, масса тела 32–48 кг и длина рогов 27–33 см. Фото автора.

 

Оптика встряхивается, и я козла больше не вижу. Не совсем веря в удачу, иду искать зверя, но в зарослях кустарника его не нахожу. Подъезжают наши и с высоты коней быстро находят трофей. Это крупный самец косули, пуля попала за ухо. Ура! В первый же день, с рук, за двести метров попал по идущей цели с первого раза. Не иначе бурханизм помог!

Принимаю поздравления, фотографируемся. Козла, не разделывая, грузим на коня и спешим к месту ночевки. В темноте приезжаем на летнее стойбище алтайцев. Немного разговоров, быстрый ужин, и я засыпаю. Длинный сказочный день закончился.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Утром осматриваюсь. Типовой алтайский сруб с печуркой внутри, у ручейка столб для коновязи и туалет из шифера. Косуля уже разделана, и наш главный егерь Эдик жарит печень, насадив ее на обычные вилы. Отрезаешь прожаренный кусок с краю и ешь, остальное жарится дальше. Вкусно! Так я и завтракаю.

Затем беру карабин и камеру и иду по тропе вниз дышать горами. Караван догонит меня в пути. Тропа проходит по долине ручья Сайлюгем. Вокруг разноцветье скальников, горный воздух.

За пару часов дохожу до реки Шавла. Вода оригинального голубовато-бирюзового цвета. Выпавший на перевалах снег тает, уровень воды в реке резко поднимается. Вот мимо меня несется сплошной бурлящий поток.

Подходит караван. Первым реку пересекает Ерген с заводным конем на поводу, которому вода по грудь; вторым — рыбак Юра, у него конь помоложе, но с рывка проходит нормально. Дальше идет Денис.

Его сильный конь спокойно переносит сто с лишним килограммов наездника и нагруженный скарб. Следом за ним начинает переходить реку легкая Ирина, и тут заводной конь оступается, его сносит течением, и он тащит женщину за собой.

Но она не теряется, ей удается и удержаться в седле, и не упустить заводного коня. У меня же от инстинктивного страха все сжимается внутри. Глотаю для храбрости коньяка, сажусь на коня, вцепляюсь всем чем можно в седло, наматываю поводья на руку.

Эдик берет моего коня за чумбур (веревка, привязанная к шее коня), как заводного, и мы вместе переходим реку. В сапогах воды столько, что я не могу вынуть ноги из стремян. В общем, экстрима хватает.

Перекуриваем, переобуваемся, перекусываем чаем с бутербродами и снова в путь. Караван уходит вперед обустраивать лагерь, а я за ним следую пешком. Шагается легко, вокруг потрясающие виды — нереальность бытия, сказка!

 

 

Жаренная на костре печень косули вкусна и питательна. Когда нет шампуров, сойдут и грабли. Фото автора.

 

Выхожу к устью Шавлы на берег реки Аргут. Здесь в осиновой роще, прямо у реки, уже горит костер, стоят палатки, накрыт стол, пасутся кони. Алтайцы расходятся ловить хариусов. Немного отдохнув, и я беру свой спиннинг, чтобы попробовать поймать кого-то покрупнее, ленка или тайменя.

Рядом интересное местечко под названием Ворота Аргута. Там крутит вода и небольшой затишок. Ставлю свой проверенный воблер от YO-ZORI твичинговый 70 мм 3D. Первый заброс делаю в сторону затишка — глубину проверить. Второй уже рабочий, на стык струи и тишинки, и тут же идет мягкая потычка.

Третий заброс туда же, но твич уже помягче, поклевка резкая, фрикцион срабатывает. Аккуратно вывожу на берег незнакомую мне рыбину — ускуча, местную форму ленка длиной 53 см, делаю еще несколько забросов, но поклевок нет. Темнеет, ухожу в лагерь.

Ночь сплю у костра, под открытым небом, под шум реки, на слегка морозном воздухе. Кусочек счастья на километровой высоте.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Утро ясное, светит солнышко. Вставать не тороплюсь. Народ уже на ногах, все занимаются делами. Завтрак из тушенной в собственном соку косулятины с лепешками на маральем сале. Эдик на соседней горе разглядел козерогов, я устанавливаю стократную подзорную трубу «Юкон» на штатив, и мы все наблюдаем за животными. Вроде недалеко, а в лоб не взять, в обход же три дня пути.

 

 

Ускуч, или тупомордый ленок — виды рыб рода ленков. Его длина в среднем составляет от 25–35 см до 55 см, а вес от 700–1200 г до 5 кг. Фото автора.

 

После завтрака алтайцы едут смотреть брод через Аргут, а я со спиннингом хожу по реке, кидаю без фанатизма, просто отдыхаю, отсыпаюсь, отъедаюсь.

Реальный мир где-то далеко, я в сказке. Алтайцы возвращаются к вечеру, сообщают, что воды очень много и Аргут нам не перейти, поэтому на Юнгур этой дорогой не пойдем. Решаем с утра отправиться вверх по Шавле и искать козерогов на левой половине южных склонов.

Опять сказочная ночь под шум реки, вкуснейшая уха из хариусов и ускуча. И, конечно, бесконечные охотничьи байки у костра.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Утро ясное. Проснувшись, быстро собираюсь и выхожу на тропу назад на Шавлу. Каравану снова меня догонять. Прохожу недалеко от скалы с козерогами, рассматриваю их в прицел карабина.

Расстояние до ближнего 480 метров, теоретически можно стрелять, но потом его оттуда не достать. Дохожу до брода через Шавлу, дожидаюсь караван.

 

 

Фото автора.

 

На конях переходим брод. Вода еще выше, на этот раз чуть не снесло Юрия на молодом коне. Поднимаемся на террасу долины, я опять спешиваюсь. Караван уходит вперед, а я пешком иду по сказке. Заблудиться здесь невозможно, тропа, выбитая копытами коней за сотни, а то и за тысячи лет, ведет единственно возможным путем.

Так не спеша, наслаждаясь видами и внутренней свободой, дохожу до лагеря, который наши устроили на берегу Шавлы. Оказывается, они высмотрели козерогов на противоположном берегу и дожидаются меня, чтобы решить, как охотиться дальше.

Устанавливаю подзорную трубу, вижу четырех козерогов, одного с хорошими рогами. С Эдиком залезаем на противоположный склон и оттуда рассматриваем пути подхода к козерогам.

Решаем утром перейти Шавлу на промежуточный лагерь, а оттуда подняться в скалы. Алтайцы в это время ловили хариусов и выгнали на нас маралуху с теленком. На ужин ели жареных хариусов.
Ночь провожу уже штатно — у костра, под шум реки. Реальность уходит все дальше.

 

 

Фото Shutterstock.com

 

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Небо ясное. Позавтракав, карабин за плечи и пешочком вперед. Дохожу до очередного брода, жду каравана. Верхом перебираюсь через Шавлу. Начинаю привыкать к верховой езде. Дальше только верхом, время поджимает. Охота начинается.

По пути видим пару козлят козерога, но не стреляем. Тропа по логу идет круто вверх, к кордону Турат. Подъем крутой, я вцепляюсь в седло и руками и коленями. Кони встают каждые 50 метров, отдыхают.

К 15 часам доходим до кордона с небольшой избушкой с печкой.

Высота 1900 метров. Погода портится, свинцовые дождевые тучи движутся прямо на нас. Ужин готовим на печке в избушке. За стеной бушует ветер с дождем, а внутри тепло и сухо.

Источник ➝

Незабываемое путешествие

Тяга к путешествиям у меня с детства. Благодаря отцу, заядлому рыбаку и охотнику, первое знакомство с лодочным мотором у меня состоялось в четыре года. Тогда отец купил мотор «Москва», и мы с братом с нетерпением ждали, когда у него будет выходной, чтобы поехать с ним на рыбалку на лодке «Казанка».

Свою первую лодку «Обь-М» с подвесным мотором «Вихрь-30» я приобрел в 1990 году. Затем у меня была «Обь-3» с таким же мотором. И все вроде бы было хорошо, но хотелось чего-то большего и надежного.

Места в этих лодках было мало, двигатели почему-то постоянно ломались и всегда, как на зло, в самом дальнем месте очередного путешествия. Поэтому в дальнее путешествие мне сходить так и не получалось.

И вот в 2006 г. на лодочной базе «Якорь» я увидел катер «Томь-605». Внутри что-то приятно шевельнулось, и я понял — это то, что мне надо. Я связался с предприятием-изготовителем, выпускающим катера «Томь», приехал в г. Юргу и познакомился со всеми выпускаемыми моделями, а также прошел на них по реке Томь.

Из всех катеров я выбрал «Томь-525» как модель, на мой взгляд, более подходящую для меня.

Применение российского «движка» от УАЗика в качестве стационара меня порадовало, так как двигатель мне хорошо знаком. Осмотрев «внутренности» катера, я остался доволен: надежное крепление узлов и механизмов, добротный монтаж проводов.

В мае 2007 г. я приобрел катер, и наступил долгожданный момент испытать то, что я так долго искал.

Сначала прошел акваторию Оби: от нашей ГЭС и до протоки Симан, что в Томской области, привык к управлению катером и, как говорится, узнал его поближе. Кроме того, оснастил катер отопителем и эхолотом, потому что производители не комплектуют ими катера стандартной комплектации.

К августу месяцу решил освоить маршрут р. Казыр, Саяно-Шушенское водохранилище и Красноярское водохранилище.

В путешествие пошли вчетвером: трое взрослых — все опытные рыбаки, «13-летний капитан» — мой сын и наш верный спутник — спаниель. Погрузив катер на трейлер и прицепив его к «Патриоту», двинулись в путь. Уже где-то на второй трети прицеп, одолженный у товарища, слегка прогнулся и просел под тяжестью катера. А ведь юргинцы предлагали свой прицеп, честно предупреждая, что он немного дороже аналогов из-за большего запаса прочности, заложенного в конструкцию. Мы, слегка поумерив пыл «Патриота», а также переложив часть поклажи из катера в машину, продолжили путь чуть с меньшей скоростью.

И вот река. Спуск катера на воду прошел без сучка и задоринки. Переносим вещи на катер и снаряжаем его в поход. Сразу же оценили прелесть релингов на крыше сдвижной рубки, нагрузив ее не сильно тяжелым, но объемным грузом. Катер и команда готовы к отплытию. На ум пришел отрывок из Марк Твена и, немного перефразируя, получилось: «Катер — лучший дом», тем более что нам предстояло провести на нем в ближайшее время не один день.

Итак, по Казыру нам предстояло пройти от деревни Гуляевки через Убинский порог и до Базыбаевского порога.

Катер, мерно работая и добросовестно поедая бензин, идет без сюрпризов, четко подчиняясь всем поворотам руля. Еще на протоках Оби мы убедились, что заявленная катеростроителями как достаточная глубина в 30 сантиметров на глиссере, на наш взгляд, завышена — вполне хватает воды «по щиколотку» (15—20 см). Поэтому идем по фарватеру смело. Пороги реки преодолеваем безбоязненно, но соблюдая все же предельную внимательность.

Однажды, решив чуть срезать путь, вышли на такое мелководье, что слышно было, как шумят камни, поднимаемые кильватерной струей водомета. И… оказались на мели. Первой была мысль: «Как там водомет и импеллер в частности?» Осмотр показал, что все в порядке. Решетка была забита камнями, но ни один из них не повредил водомет изнутри. Уф, пронесло! Раскачивая катер из стороны в сторону, мы сантиметр за сантиметром затолкали его в русло. На будущее уяснили для себя, что катер может проскочить мель и в 10 сантиметров, но идти все же надо на глубине не менее 15—20 см.

Герметичная рубка несколько раз надежно защищала нас от непогоды. Капли дождя яростно колотили снаружи, а внутри, расположившись кому как удобно, мы устраивали себе отдых. Места хватало всем.

Бывали случаи, когда, утомленные рыбалкой, мы, причалив к берегу, ночевали в катере. Разложив сиденья, мы получили довольно комфортное для всех спальное место. В очередной раз были довольны выбором именно этого катера.

За время нашего путешествия двигатель и водомет работали исправно. Даже наш четвероногий друг оценил по достоинству катер. Во время пути он занимал место на носу, и ни в какую не хотел идти к нам в салон.

И вот позади Казыр.

Катер вновь на трейлере, прицеплен к «Патриоту», и мы едем дальше, на Саяно-Шушенское водохранилище. Оно находится среди гор, в 120 километрах от г. Абакан. Глубина достигает отметки 250 метров. Единственным, но, пожалуй, самым главным недостатком водохранилища является обилие топляка. Целые острова из бревен плавают по его поверхности, гонимые ветром. Для нашего катера замусоренный фарватер не помеха.

Но зато какие там щуки! Экземпляры от килограмма до пяти мы ловили без проблем, а вот к более крупным наши снасти были не готовы. Попадались очень большие особи. Для примера, ведешь блесну — удар и тишина. Думаешь, что это зацеп за очередное бревно. Начинаешь подтягивать катер, чтобы отцепиться — и в этот момент из воды вылетает огромнейшая щука, все рвет, ломает и уходит в бездну, оставив нас без снастей, но с изрядной долей адреналина. И так было несколько раз.

В это же время мы ходили в устье реки Кандегир, на Красноярском водохранилище, на реке Енисей, где брали в основном окуня.

Вернувшись из Хакасии, уже в сентябре 2007 г. мы ходили в Венгеровском районе Новосибирской области, прошли по речкам Тартас и Омка. Рыба — щука. На Тартасе щука крупная, а на Омке — мелкая.

Я не обманулся в выборе: за сезон 2007 г. катер и двигатель меня не подвели ни разу. Выбор же в качестве топлива бензина АИ-80 оправдал себя на все сто. Заправляясь в отдаленных деревнях, мы не раз обращали внимание на отсутствие 92-го и тем более 95-го бензина.

В планах этого года — пройти по Телецкому озеру.

Станислав Бабушкин, г. Новосибирск

Картина дня

))}
Loading...
наверх