На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

В Тверской области продолжается активное воспроизводство кряквы

Этим летом сотрудники безбородовского государственного опытного охотничьего хозяйства в Конаковском районе выпустили в охотничьи угодья около 2000 уток-крякв. Этот процесс называется интродукцией, или, как говорят специалисты, «выпуском на одичание».

Об успехе охотоведов старейшего в Тверской области государственного опытного охотничьего хозяйства мы побеседовали с Михаилом ХАРИТОНОВЫМ, директором «Безбородовского», заслуженным работником сельского хозяйства, заслуженным работником охотничьего хозяйства России, биологом-охотоведом.

ЗАПОВЕДНАЯ ТИШИНА

 — Михаил Анатольевич, почему вы выпустили на одичание именно крякву? Неужели это такая ценная птица?

 — Всякое создание живой природы бесценно, а численность кряквы в России, как и во всём мире, в последние годы снижается. Чтобы восстановить её присутствие, необходимо участие человека. Этим в числе прочего и занимается наше государственное охотхозяй-ство: мы «заселили» кряквой 4,6 тысячи гектаров водных охотничьих угодий. В этом у нас богатый опыт: в былые годы мы выпускали на одичание от 2 до 6 тысяч крякв и продолжаем активно заниматься воспроизводством этого вида.

 Мы воспроизводим и другие виды фауны. Например, пятнистого оленя, который успешно интродуцирован в верхневолжских лесах и отлично здесь себя чувствует. Завезли этих оленей аж с Дальнего Востока! Разводим и кабанов, правда, в последнее время меньше, это связано с африканской чумой свиней. В целом наше предприятие успешно сохраняет и воспроизводит копытных животных и водоплавающих птиц.

 — А медведи и волки водятся в конаковских лесах?

 — Медведю нужно уединение, покой, он предпочитает глухой дремучий лес, а таких густых чащ в Тверской области становится всё меньше. Поэтому медведи забредают к нам периодически. Природа любит тишину, но чем больше в округе автомобилей, скоростных магистралей, моторных лодок, тем меньше этой заповедной тишины. Если говорить о медведе, он зверь осторожный и в шумное место не пойдёт.

 Заходят к нам и волки. Практически для всего животного мира волк — враг номер один, потому что он режет самых слабых, беззащитных — маленьких лосят или заболевших животных. В голодные зимы волк нападает и на здоровых особей. Если он заходит в наш лес, надо бить тревогу. Хорошо, что у нас есть опытные егеря, которые отлично знают методы борьбы с серым разбойником, его повадки и привычки. Конечно, природа без волка будет неполной, своя роль в нашей экосистеме есть и у него. Но для нас как для опытного охотничьего хозяйства этот хищник может свести на нет результаты например, научного эксперимента, идущего не один год.

ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВСЕХ

 — Как долго работает ваше предприятие?

 — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Безбородовское опытное охотничье хозяйство» создано постановлением правительства СССР в 1957 году. Через три года мы будем отмечать 60-летний юбилей. Треть из этих лет я работаю директором охотхозяйства, приехал сюда ещё в 1983 году. Мы воспроизводим и оберегаем ценные виды животных, сохраняем разнообразие животного мира. Наше хозяйство включает в себя три производственных опытных участка на общей площадки 31,7 тысячи гектаров. В Тверской области работают ещё два государственных опытных охотничьих хозяйства — «Медведица» и «Селигер», не считая, конечно, частных охотничьих хозяйств.

 — Чем отличается работа государственных и частных охотхозяйств?

 — Мы — государевы люди, поэтому должны блюсти интересы страны. Богатый и разнообразный животный мир, среда обитания братьев наших меньших относятся к сфере государственных интересов. Кроме того, мы открыты для всех — в сезон к нам могут прийти поохотиться и приезжие, и местные. Частные же охотхозяйства в этом смысле более жёсткие, местным охотникам путь туда зачастую закрыт. С другой стороны, у частных хозяйств больше средств. Но они больше ориентированы на охоту, поэтому работы по разведению, научные исследования, выращивание маточного поголовья ведут в более ограниченных объёмах. Словом, у каждой модели есть свои плюсы и минусы. Хотя у государственных хозяйств, по опыту знаю, шире зона ответственности. Наша главная задача — не извлекать прибыль, а минимизировать ущерб природе от человеческой деятельности. 

 ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕМЫ

 — Наверняка у вашего хозяйства — немало проблем…

 — Есть вещи объективные, на которые мы повлиять не можем, и тактические, которые мы можем попытаться изменить. Например, мы давно хотим построить дичеферму, где смогли бы выводить поголовья видов, способных хорошо адаптироваться к местным условиям: крякву, фазана, серую куропатку… Мы уже несколько лет задумываемся о создании парковой зоны, максимально приближённой по своим характеристикам к условиям дикого леса, чтобы городские жители получили возможность окунуться в атмосферу первозданного леса. В нашем районе довольно много крупных предприятий, руководство которых заинтересовано в том, чтобы где-то неподалеку был ухоженный лес, куда работники могли бы приехать отдохнуть, побродить, подышать лесным воздухом…

 Мы надеемся, что территорию 42-го квартала, с которого в 1957 году начинался центр охотничьего хозяйства, переведут в категорию земель поселений. В этом случае появится возможность привлечь сюда ответственных инвесторов. Крайне необходимо также решить проблему посёлка охотхозяйства: люди живут на землях, которые запрещено приватизировать, поскольку они отнесены к категории гослесфонда. Земля, на которой прожили несколько поколений их семей, им не принадлежит. Получается, что дома они приватизировали, а распоряжаться земельными участками не могут! Мы уже несколько лет бьёмся, чтобы разрешить этот правовой парадокс.

 Есть вопрос и с рейдерскими захватами земель. Например, не так давно объектом подобного захвата стал участок, на котором расположены наши водно-болотные угодья. Суд, насколько мне известно, признал захват незаконным, и мы надеемся, что впредь таких посягательств на государственные земли не будет.

 — Какие меры вы предлагаете принять?

 — Сохранение богатства и разнообразия животного мира Верхневолжья — наша общая задача. Мы должны уважать те создания природы, которые живут с нами по соседству. Иногда это можно сделать, разработав, например, местный регламент. Этот документ должен запретить движение моторных лодок в воспроизводственных водных участках и рубку леса в охотничьих угодьях, входящих в состав водоохранной зоны. Ведь всё это — факторы беспокойства, приводящие к нарушению мест обитания животных. Это снижает численность дичи в период гнездования, то есть во второй половине апреля — мае. Лосям и оленям это наносит вред в период отёла, в мае — июне и очень неблагоприятно влияет на выкармливание молодняка диких копытных животных и водоплавающей птицы в июне-июле. В основе всего остаётся уважительное отношение к среде нашего обитания, воспитывать которое нужно у каждого жителя с самого раннего возраста. 

КСТАТИ

 Уток-крякв бережно выращивали сотрудники дичефермы. Опытные ветеринары следили за тем, чтобы все они были здоровыми. Биологи-охотоведы предварительно изучили природные и климатические условия, в которых предстоит жить будущим кряквам. Эксперимент закончился успешно: из двух тысяч крякв 99 процентов прижились в дикой природе.

Источник

Картина дня

наверх