Рыбалка на озере Плещеево

Выловленный лещ

Надумала наша команда в апреле побывать в Ярославской области. Родина Александра Невского, славный город Переславль-Залесский, стоит на берегу озера Плещеево. Почему именно в апреле? Потому что там водится много рыбы. И нам хотелось застать этап последнего льда на озере.

В наш родной город весна приходит на две недели раньше, чем в Переславль-Залесский. Важно было угадать время и приехать на водоем не в зиму, а в период бурного таяния снега.

У меня имелся верный способ, позволяющий не прозевать столь важное событие, — звонок троюродному брату Андрею в Кольчугино. У него с друзьями появилась своя уже устоявшаяся традиция — рыбалка по последнему льду. Они всегда находили время, чтобы половить в апреле на озере Плещеево.

Местные достопримечательности

Дело в том, что в весенний период, когда лед отходит от берегов и прибрежная вода насыщается кислородом, закраины всегда посещаются лещом, густерой, плотвой и окунем. Кстати, на этом перечне список обитателей озера не заканчивается. В Плещеево водится и ценная рыба ряпушка. И даже сохранилась реликтовая болотная черепаха. Но это так, к слову…

Водоем имеет круглый внешний облик в форме чаши с пологими берегами. Глубины составляют в среднем 11 метров, а на середине — 25. Это результат карстового провала, который произошел еще 30 тысяч лет назад.

Брат Андрей сообщил, что закраины уже составляют пять метров. Можно ехать и в этот, и в следующий выходные. Только нужно обязательно взять с собой болотные сапоги или лодку для форсирования открытого водного пространства. Вся рыба кормится на мели в траве, и ловить ее надо на латунные и черные мормышки с подсадкой мотыля.

— Езжайте до «Ботика», — добавил Андрей. — Мы там ловим.

В километре от Переславля-Залесского по левую сторону есть одна достопримечательность. Там расположен музей-усадьба «Ботик Петра I». В настоящее время сохранился только один корабль, составляющий основу экспозиции. Бот «Фортуна» — это единственное, что уцелело от царского флота после пожара.

Вспоминая историю страны, упомяну, что в конце XVII века на озере молодой и энергичный Петр учинил строительство кораблей. Сам принимал участие в работе и первый раз в жизни взял в руки топор. На Переславской верфи была построена потешная флотилия царя. Даже сейчас, глядя на озеро, трудно представить себе, что по нему плавали военные суда, оснащенные пушками…

Три Сергея

Мы решили отправиться на машине вчетвером, чтобы было не так накладно по деньгам на бензин и парковку. Наша обычная команда — это три Сергея, включая меня, да Вова. Чтобы не путаться, мы придумали друг другу прозвища. Одного Серегу кличем Егоркой из-за фамилии. Второго — уже давно и почему-то именуем Васькой.

Третьего Сергея мы «окрестили» Прапором, поскольку именно до этого звания он успел выслужиться в армии до своей отставки. А иногда еще добавляем эпитет «чертов» — не только за плоды его хитрой и наглой деятельности среди друзей, но еще и за труды «праведные» на рыбалке.

Прапора мы обычно возим с собой лишь в случае непредвиденных обстоятельств. Неоднократно уже зарекались не брать его на рыбалку, но, сколько раз на грабли ни наступи, они все равно под ноги попадутся…

Этот человек никогда не раскрывает свои личные клевые точки. А когда оказывается на водоеме, то не ищет собственное место, где-нибудь в стороне, а занимает твое, насиженное годами. Насадку отставной прапорщик всегда берет у друзей, хотя и у самого есть чем поживиться. Еще он припрятывает самые ценные припасы, чтобы лакомиться ими в одиночку, когда заканчивается совместный запас.

В общем, мы считали Чертова Прапора недостойным своего внимания. И тотчас же ответили отказом, как только он заикнулся об участии в поездке. По нашему мнению, лучше было его не брать. Немного выросли бы расходы на экспедицию для всех остальных, зато на душе стало б спокойнее.

Утомительная дорога к озеру

Начали мы обсуждать, кто и что повезет с собой. А в последний момент выяснилось, что Серега, который Васька, ехать не может. Его внезапно вызвали на работу. Так что в машине освободилось еще одно место…

Путешествие у нас всегда начиналось с утреннего визита в только что открывшийся магазин рыболовных товаров на рынке. Там мы обычно закупали свежего мотыля. Загрузив снаряжение, выезжали еще затемно, чтобы к нужному времени добраться до места.

Прапор прекрасно знал наши традиции, поэтому караулил у дверей торговой точки, желая убедиться, что его не обманывают и машина действительно полна народу. Он сидел на рыбацком ящичке, держа на коленях неизменный ледобур сотого диаметра. Нам пришлось сдаться и взять этого бывшего военнослужащего.

Весь путь для спящих пассажиров обычно пролетает в один миг. Однако Прапор на радостях сделал все возможное, чтобы этого не случилось. Пока ехали, балагурил и трещал без умолку, не давая дремать. Вроде все бы ничего — веселая, компанейская душа, но есть одно «но». Это процесс активного вмешательства в личное пространство.

Дорога от Переславля-Залесского тянулась вдоль всего огромного озера. Налево — к «Ботику», направо — к огромному Синему камню. Как и когда он там оказался, никто не знает. Считается, что эта достопримечательность появилась в окрестностях города в далеком прошлом. Камень обычного серого цвета после дождя становится синим. А местные старожилы уверяют, что длительное прикосновение к валуну якобы может исцелить от ряда болезней…

На базаре

Мы повернули направо. На нашем пути перед каждым сходом на лед были расчищены площадки под автостоянку. После того как миновали четвертую по счету остановку, увидели базар на водоеме.

С берега стекали остатки былой пушистой роскоши, превратившейся в серую раскисшую массу. Лед подтаял уже на целых 10 метров. Однако вновь прибывшие рыбаки смело шли по воде в болотных сапогах. Мы посмотрели на эту картину и успокоились, решив не надувать лодку. Возиться с ней и таскать ее с собой — это же настоящее мучение!

Берега и дно озера были покрыты песком. Так что весь «мокрый» путь мы прошли, как по асфальту. Ноги не вязли, а глубина у ледяной кромки оказалась небольшой — чуть выше колена.

Выбравшись на лед, я посмотрел на скопление людей, сидевших в 300 метрах от нас на длинной мини-бровке. Они вытянулись полукруглой вереницей, насколько хватало глаз. Небольшая, всего с полметра бровочка была посещаемым местом у рыб. Соответственно, сюда подтягивались и удильщики.

Там стояло много разноцветных палаток любителей ночной ловли леща. Его неделями кормили и ловили на стационарные три-четыре удочки. Глянув в ту сторону, я тут же предупредил своих друзей:

— Андрей из Кольчугина сказал, чтобы мы никуда не ходили и время не тратили. Вся рыба — у берега. Чего решим? Тут начнем искать или на глубине попробуем?

Егорка ответил:

— Если б рыба вся собралась у берега, то и базара б никакого не было!

— Логично! — согласился я. — Тогда идем.

Легкие и сложные лунки

Лед покрывала каша из таявшего снега. Я помню случаи, когда у меня не хватало сил пробурить до конца и одну-единственную лунку в такой поверхности. Весенний лед, пропитанный водой, очень плохо подходит для сверления.

Причина, которая держала рыбаков так далеко от берега, сразу открылась, как только мы подошли к ним вплотную. Сюда еще не проникала весна в полную силу. И ножи ледобура легко вгрызались в твердую поверхность, покрытую чуть подтаявшим снежком. Сверлить было одно удовольствие!

Однако рыба не клевала ни у кого. Мы «издырявили» базар со всех сторон в пределах сотни метров, пока не выбились из сил и не сели перекусить. Над нашими головами парили дельтапланеристы.

— Может, все-таки пойдем к берегу? — предложил я. — Кольчугино врать не будет. Правда, там лед с водой, но ведь есть же готовые лунки? Кто-то наверняка ловил!

После завтрака, отдохнув и напившись горячего чая, двинули поближе к берегу. Под ногами зачавкало. Прошли около 100 метров — сверленых лунок нигде не было. Так же как и рыбацких следов.

Егорка не выдержал первый, за ним — Вова. Ну и мне не терпелось поскорее начать ловить. Лед пропитался влагой насквозь, сверху донизу. Обогащенная кислородом вода должна была поднять рыбу поближе к нижней кромке. Я тоже взялся за ледобур.

С почином!

Хитрый Прапор с нами не пошел — остался облавливать готовые старые лунки на глубине пять метров. На самом деле ему просто не хотелось напрягаться. Он не отводил от нас свои зоркие глаза и внимательно следил за тем, когда же мы найдем рыбу.

Наконец, начальная лунка была пробита. Я сразу подсыпал немного панировочных сухарей, а потом начал готовить удочку. Вместо обмедненной вольфрамовой мормышки, предназначенной для глубины, привязал черную «уралку» с круглой латунной коронкой. Насадил сразу трех мотылей.

Сухари по мере набухания медленно опускались на дно. Я, так же не торопясь, погружал в воду приманку, отмотав полтора метра лески. Не достав дна, добавил еще 100 см. Мормышка легла на песок.

— Серега! — закричал Егорка. — Смотри, какой окунище!!!

С этими словами он поднял рыбу и потряс трофеем над головой. Поздравив друга «с почином», я принялся за первую проводку удочкой вверх. «Сначала надо приманить активной игрой», — посетила меня здравая мысль. Стал делать частые широкие колебательные маневры кивком. Как и предполагал, поклевки не последовало. Застопорил движение на вытянутой руке, чтобы снова опустить насадку на дно.

Отчаянная борьба с рыбой

Удочка пошла вниз и жилка сечением 0,1 миллиметра при этом свободно провисла. На всякий случай сделал подсечку и ощутил зацеп! Я почувствовал, что рыба вильнула хвостом только один раз. Но леску пришлось стравить почти на метр.

Через короткую паузу последовал еще рывок. Удочка дошла до лунки, остановилась и вернулась вверх. Похоже, что попавшийся экземпляр делал под водой дугу.

Не ослабляя натяжения, я постарался подвести рыбину к нижней кромке льда. На руках у меня были надеты беспалые перчатки. Не стоило и помышлять о том, чтобы снять их и, тем более, залезть в лунку, где толщина льда превышала мои физические возможности.

Держа пальцами звенящую леску, ощущал удары рыбьей головой о нижний край широкого отверстия. Похоже, что попавшийся лещ бился лбом об лед… После непродолжительной борьбы я остался без мормышки и желанной добычи!

К нам стали подтягиваться рыболовы, и через 20 минут рядом образовалась небольшая группа «соискателей». Все сидели порознь, по два-три человека. Егорка, продырявив толстый лед еще раз, выловил такого же большого окуня.

Я решил, что пару свободных лунок иметь просто необходимо. «Буду подсыпать сухарей и ходить от одной к другой — облавливать», — мелькнула в голове идея. Однако со вторым бурением запарился.

Крик победителя

Сел передохнуть на ящике на первом, уже проверенном месте. Старательно работал новой мормышкой, но рыба молчала. Подсыпав еще прикормки, оставил лунку отдыхать, положив около нее черпак. А сам снова взялся за бур и подготовил вторую точку лова. Опустил в воду удочку, и после двух проводок последовала поклевка, но рыба не засеклась.

По истечении пяти минут, когда было подготовлено три закормленных места, а я сидел посередине, отдуваясь и попивая крепкий чай, за спиной у моей лунки раздался торжествующий вопль победителя. Это был Прапор. На льду рядом с ним прыгал выловленный лещ весом около килограмма. Мало того, что все слышали, кого поймал отставной военный. Он еще не поленился сбегать к Вовке с Егоркой, чтобы похвастаться им своим успехом.

— А это ничего, что мой черпак рядом с лункой, где ты обрыбился? — спросил я вернувшегося Прапора.

— Он мне не мешает, пусть лежит! Смотри, какой лещ!!!

— Между прочим, я закормил лунку. И специально положил черпак возле нее.

— Да? — изумился Прапор. — А я думал, что ты забыл его!

С этими словами он стал сматывать удочку. Я перешел на третью, еще не обловленную лунку, предварительно сыпнув крошек во вторую и воткнув рядом с ней ледобур, чтобы место наверняка не заняли. После активной проводки переключился на размеренную спокойную игру.

Триумфатор

Поклевок пока не было. Попробовал шевелить насадкой, опуская ее с вытянутой руки. Неожиданно за спиной вновь прозвучал клич триумфа. Я повернулся и увидел ликующего Прапора, скачущего возле моего ледобура и орущего во все горло:

— Еще одного поймал!

— Ты зачем опять в моей лунке рыбачил?! — крикнул я, возмущенный до предела.

— Ты же ушел отсюда?

— А мой бур здесь какого лешего торчит, по-твоему?

— Вот видишь, ты не смог поймать, а я сумел! — ответил Прапор, вытаскивая мормышку извыловленного леща и пряча трофей в ящик.

— Иди куда-нибудь и сверли там! Здесь закормлено! — объявил я.

— А чего же ты не ловишь тогда? Я вон уже двух вытащил! Теперь и домой не стыдно ехать, — заметил Прапор и, собрав свои вещи, направился к ребятам.

Подсыпав немного корма, я тоже пошел их навестить и узнать, как идут дела. Отставной военный почти бегом добрался до Егорки и, похваляясь заслугами, опустил в его лунку свою удочку. Тот не стал терпеть такой наглости и выпалил:

— Слушай, Прапор, ты хоть одну пробурил сегодня своей соткой?

— А как же! И не одну! Давай, отойду подальше, если не нравится, — обиженно заметил Прапор.

Володьке уже надоело выдразнивать рыбу, и он в развалочку, устало шаркая ногами, приплелся к нам.

— Ну чего, сэр Юрич? Выловил чего-нибудь? — утомленные солнцем глаза Вовы сощурились, когда он взглянул мне в лицо.

— Нет. Прапор поймал. У меня был обрыв и один раз скользнуло по губам. А у тебя как?

— Я тоже пустой. Может, к берегу пойдем?

— Давай. Только еще раз проверю свои лунки.

Завидный трофей

Между нами по льду в это время медленно проползал здоровенный мясистый паук. Весна, пригретая солнышком, постепенно пробуждала дремлющую живность. Только что муха умывалась, сидя на черпаке. Теперь вот паук нарисовался. Очередь за бабочками.

У Егорки попались четыре окуня, и стайка уплыла. В ответ на это он проделал во льду новую порцию свежих лунок в разных направлениях. Егор не отличался хрупким телосложением и пробуривал всю толщину на одном дыхании. Я вернулся к себе. Прапор, наконец, взялся за свое «шило» и проковырял им лед в трех шагах от моей средней лунки.

В это время в стороне сбежался в кучу народ. Причина оказалась одна — хороший трофей! Даже когда все разошлись, и то было видно: рыба серьезная. Желая рассмотреть ее получше, я подошел к счастливому удильщику. На льду лежала огромная плотва, на первый взгляд, более двух килограммов весом!

Я не поверил своим глазам. Правда, мне почудилось, что плавники у нее были как у язя — алые. А вот глаза — точно плотвиные. Меня уже расстроил этот день, а большей печали нельзя было и придумать. Триумф другого рыболова тут оказался как нельзя кстати.

Промучившись бесполезной игрой на своих трех лунках, я дал отмашку друзьям. Все стали собираться, кроме Прапора. Он деловито предупредил нас:

— Еще посижу немного и догоню.

«Лучше не надо», — подумал я. Было ясно, что он собирается занять наши прикормленные лунки.

Стайка плотвы

Однако мы все же решили сменить место. За 30 метров до схода в воду принялись за дело, обнаружив, что плотва стояла прямо подо льдом. Лучше всего работала «кобра». Это такая вертикальная мормышка, скорее чешуйка, расширенная книзу с каплей свинца ближе к цевью крючка.

У меня была приманка коричневого цвета, а у Егорки — черного. Основная масса рыбы оказалась поймана именно на наши темные мормышки. Вова менять ничего не стал. Поэтому улов распределялся не в его пользу. В среднем на каждую пойманную им плотву я добывал два подобных экземпляра, а Егорка — три. Мы успешно рыбачили, когда рядом нарисовался Прапор.

— О! Как у вас тут клюет! — заметил он. — А там еще один подлещик попался и все! Рыба ушла на дальний кордон! — со смехом добавил наш приятель.

Лунка, на которую он приземлился, оказалась Егоркиной. Мы, не сговариваясь, посмотрели друг на друга. Я мог бы поклясться, что еще чуть-чуть, и у Егора из глаз посыплются искры. Представляю, сколько мужества потребовалось, чтобы и на сей раз отвернуться и продолжать спокойно ловить плотву.

Время возвращаться

Наша миссия подходила к концу. Рыбу мы нашли. Надо было выехать засветло, чтобы преодолеть половину пути «бодрячком». А дальше начинались знакомые места. Остальную часть дороги можно будет проехать уже в темноте, чуть ли не с закрытыми глазами.

— Вы идите, машину грейте. Я вас догоню! — крикнул нам вслед Прапор.

— Сматывай удочки! Ждать не будем! — ответил Егорка.

Пока дошли, уложили вещи, попили чайку с оставшимися бутербродами, прогрели двигатель машины — пролетело минут 40. А нашего задержавшегося спутника все не было!

— Где этот чертов Прапор?!! — во все горло проорал Егорка.

Через семь минут примчался запыхавшийся отставной военный. Однако, вместо того чтобы упаковывать вещи, он принялся выкладывать трофеи для фотосессии.

— Дома «нащелкаешь» кадров! — накинулся на него Володька.

— Вы что? — удивился Прапор. — Дома совсем не то. Надо здесь — на природе. Давайте, давайте — пара минут всего!

Примерно через полчаса мы, наконец, выехали. Удовлетворенный удачным днем и убаюканный гулом мотора автомобиля, прапорщик заснул. И лишь тогда мы почувствовали, что остались одни. По справедливости, стоило бы разбудить его, чтобы он своими рассказами не давал задремать водителю. Но нам показалось, что лучше не связываться и справиться собственными силами…

До свидания, Синь-камень! Еще увидимся, Переславль Залесский! До новых встреч, славное озеро Плещеево!

Сергей Мокеев, Владимирская область.