На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Первые шаги или очередная байка рыбака

Если спросить меня, сколько лет я ловлю на воблеры, честно говоря, я затруднюсь ответить, мне самому уже кажется, что я ловил на них всегда, сколько себя помню. Но, разумеется, это не так - точного срока не назову, но лет десяток воблерного стажа имею, причём, последние сезона четыре ловлю с ранней весны по глубокую осень исключительно на воблеры, не изменяя им с другими классами приманок.
Общий же спиннинговый стаж у меня тоже немаленький - свою первую в жизни килограммовую щуку я поймал на колебалку в далёком 1983 году, и с тех пор на другие виды рыбной ловли я не разменивался, в течение всего сезона открытой воды охотясь за щукой с искусственными приманками. В те времена проблема выбора приманки не стояла так остро, как сейчас - в ходу были либо колеблющиеся, либо вращающиеся блёсны, и на эти «железяки рыба прекрасно ловилась, так как её было много. Спиннингистов на берегах водоёмов было на несколько порядков меньше, чем сейчас; электриков, выбивающих в реках и озёрах всё живое, не было ещё и в помине; не замывали ещё под застройку нерестилища.

Начиналось всё с того, что меня заинтересовала статья Виктора Иванова об американских воблерах: я поехал на киевскую «Бухару» и в одном из павильонов нашёл модели, описываемые в статье. Мне тогда повезло - продавец, отношения с которым впоследствии переросли в приятельские, оказался любителем и знатоком воблерной ловли с богатейшим опытом, обучение с ним со временем сделало своё «чёрное дело» - я всё плотнее «присаживался» на воблеры.
На то время какой-либо мало-мальски внятной информации о воблерах и способах ловли на них не было, практически до всего приходилось доходить своей головой, методом проб и ошибок. Это сейчас для новичков раздолье: в Интернете и рыболовной периодике накопилось столько полезной информации, что только успевай впитывать. Снасти у меня тогда, как и у подавляющего числа спиннингистов, были самые немудрёные - ленинградский дюралюминиевый спиннинг и инерционная катушка «Невская» с монофильной леской, но управлялся я с этой снастью виртуозно и на приличное расстояние забрасывал даже лёгкие парусящие приманки.
С покупкой первых вобперов я решил сменить удилище и купил китайский стеклопластиковый спиннинг с неопреновой рукоятью, с непонятным тестом 20-40 граммов, но с гордым названием Sea Hawk (морской сокол). С «Невской» же расстаться я всё никак не мог - уж очень я к ней, простой, надёжной и мощной, привык; безынерционка казалась хлипкой. Несколько рыбалок я отловил такой снастью и считал её чуть ли не верхом совершенства - более длинным и лёгких стеклопластиковым удилищем забрасывать колебалки было легче, но всё познаётся в сравнении: однажды на рыболовном базаре я взял в руки спиннинг польской фирмы Robinson и понял, что «попал» - по сравнению с моим «китайцем» он казался изящной и невесомой палочкой, и в то же время не был хлипким. На такой спиннинг «Невскую» уже не поставишь - выглядеть это будет, по меньшей мере, нелепо. Поэтому пришлось разориться ещё и на бюджетную безынерционную катушку фирмы Daiwa с пятью подшипниками, которая, кстати, прослужила мне верой и правдой три сезона, пока её намертво не заклинило. А венцом моих покупок на то время стало приобретение резиновой лодки «Сиверянка» - теперь я мог ловить в любом понравившемся мне месте.
На первую свою воблерную, а заодно и лодочную, рыбалку, я взял с собой прежний комплект: китайский спиннинг с «Невской» катушкой - это было своеобразное прощание со старой снастью. Местом поездки были выбраны излюбленные, проверенные по щуке места - днепровские плавни в тридцати километрах южнее Киева. Ехать я собирался с ночёвкой, чтобы всласть отвести душу и не спеша потренироваться в воблерной ловле. Как всегда бывает при выезде на несколько дней, барахла с собой приходилось тащить достаточно много: лодка и палатка были уложены в тележку-«кравчучку», за спиной -увесистый рюкзак со снастями, тёплыми вещами, едой, питьём... Путь предстояло проделать неблизкий: сначала поездка в метро и автобусе, а потом семь километров пешком через луга с дубовыми рощами. Но трудностей я никогда не боялся, энтузиазма было хоть отбавляй, поэтому путь до места я преодолел довольно быстро, несмотря на нелёгкий груз.
Прибыв на место, я накачал лодку, уложил в неё все свои пожитки, собрал спиннинг и отчалил от берега. С непривычки (до этого я всегда ловил с деревянных лодок «Утёнок», которыми тогда были укомплектованы базы УООР) резиновая лодка казалась мне очень ненадёжной, и я боялся лишний раз пошевелиться - борта низкие, сидишь чуть ли не на уровне воды, места катастрофически мало... Но затем я освоился, и мне даже понравилось: надувнушка была очень лёгкой на ходу и маневренной, а передвижение по воде- почти бесшумным.
Воблеров у меня было целых три: Float2A от Bomber, Jointed Crankbait от Mirrolure и составник Horn от польской фирмы Jaxon. Весь мой багаж знаний относительно этих приманок ограничивался тем, что мне было известно их паспортное заглубление, остальное предстояло выяснять экспериментальным путём - в процессе ловли, сейчас, спустя много лет, я понимаю, что тогда мне очень повезло - свою первую «воблерную» щуку я поймал со второго заброса. Забросил польский составник под кувшинки, и после первого же оборота его схватила не какая-нибудь мелочь, а серьёзная двухкилограммовая щука. Почему повезло? Да очень просто: одно дело - читать статьи в журнале и совсем другое - самому поймать щуку на воблер, что сразу заставило поверить в этот класс приманок.
Через некоторое время после поимки щуки я сместился на более мелководный участок плавней - под лодкой было от силы полметра воды. Попробовал побросать здесь Horn, но он сразу набирал на крючки травы, так как его заглубление было слишком велико для этого места. Игра у воблера была красивая - он шёл приблизительно в шестидесяти сантиметрах под поверхностью, сгорбясь и очень активно «колбасясь» с большой частотой всем телом. Бомберовский воблер ставить не имело смысла - его заглубление было ещё большим, поэтому ничего не оставалось, как пробовать ловить на медленно тонущий составник от Mirrolure. Этот воблер впоследствии много лет подряд выступал у меня по щуке и крупному окуню под номером один, настолько он привлекателен для рыбы - сверхактивная собственная игра на самой малой скорости проводки, плюс возможность провести его в любом горизонте - от метра с небольшим до двадцати-тридцати сантиметров под поверхностью; на паузе приманка тонула с небольшой скоростью.
Пристёгиваю его к поводку и забрасываю под самые камыши, где глубина была даже меньше полметра, и сразу же начинаю проводку, подняв кончик удилища вверх. Атаку рыбы на такой мели было хорошо видно:- наперерез воблеру пошла волна, и щука схватила приманку, на миг вылетев с воблером в пасти из воды. Секунд пять дав ей побрыкаться и побегать на леске из стороны в сторону, беру её в подсак - в рыбе на вид чуть меньше килограмма. Теперь я знал точно - на воблеры щука ловится не хуже, чем на проверенные вертушки с колебалками, к тому же, они допускают очень медленную проводку. Бросаю в другую сторону - сразу цепляю на тройники пучок травы и ускоряю подмотку, чтобы скорей вытащить воблер из воды и сделать новый заброс. Воблер вместе стравой глиссером идёт по поверхности, и тут на этот комок бросается здоровенная щука, но промахивается. На сердце аж похолодело - ну и дела! Решаю ловить на этот составник до конца рыбалки, так как его можно вести на разной глубине, а это очень удобно.
Заплываю в тупиковый залив с метровой глубиной и ловлю двух полукилограммовых щучек, которых отпускаю, ещё одна такая же сходит. Нет, отсюда нужно уходить - там, где много мелкой щуки, наверняка нет хороших экземпляров, поскольку щуки-известные каннибалы, и щучья мелочь никогда не держится рядом с солидными хищниками, которые запросто могут её сожрать.
Переплываю на соседний залив, где под стеной камыша проходит извилистая канава с глубиной до двух метров; бросаю якорь на свале, чтобы иметь возможность облавливать и мелкое место, и глубину. Делаю заброс на мель -на первых же метрах проводки на воблер садится совсем прозрачный щурёнок, которого я стряхиваю с тройника возле борта лодки. Такие «крокодилы» мне явно не нужны. Начинаю облавливать канаву, медленно смещаясь вдоль свала на глубину, и на одном из забросов ловлю полуторакилограммовую щуку - она хватает воблер у самой лодки, когда я уже почти готовился вытащить его из воды.
А между тем, время близится к вечеру, мартовский день не очень долгий -пора плыть к берегу, ставить палатку и готовиться к ночлегу. К тому же, ловить уже не очень хочется, меня переполняют эмоции - первые щуки на воблер пойманы, я на собственном опыте убедился, что приманки рабочие. К тому же, доказал себе, что и мы «кое-что могём». Причаливаю к берегу на глубоко вдающемся в плавни небольшом мысу, заросшем ивняком, вытаскиваю лодку наполовину из воды, привязываю к здоровенному корню, торчащему из воды. За считанные секунды ставлю свою палатку-зонтик и заношу в неё снасти и рюкзак. Теперь можно и отдохнуть: из сухих веток развожу небольшой костёр и кипячу в ковшике воду для чая. Только успел налить в кружку кипятка и заварить чай, как из-за камышей напротив мыса выплывает резиновая лодка с двумя мужиками и направляется ко мне - никаких снастей в лодке не видно, значит, ставили сети. Лодка причаливает к берегу возле меня, мужики подходят, знакомимся. Они местные, действительно, проверяли сети, которые стоят уже сутки. Пожаловались, что в сети рыба сейчас не идёт, посмотрели моих щуки, пожелав мне удачи, погребли к своей машине, стоящей неподалёку. А я, посидев ещё минут десять, забрался в палатку, застегнул вход и, укрывшись шерстяным пледом, постарался уснуть, правда, сделать это удалось нескоро - предзакатные плавни жили своей жизнью: в камышах кто-то массивный возился, вздыхал и чавкал, всплёскивала рыба, жутко прокричала выпь.
Проворочавшись минут сорок, я как-то сразу провалился в глубокий сон, из которого меня вывели громкие всплески возле кукана, на котором были привязаны мои щуки. Немного замешкавшись спросонок, выхожу из палатки и вижу такую картину: ондатра, вцепившись зубами в одну из щук, терзает её, стремясь сорвать с застёжки; остальные рыбины в панике с плеском мечутся из стороны в сторону. Что интересно, увидев меня, крыса только покосилась в мою сторону, не выпуская щуку из зубов. Ах ты! Хватаю лежащую рядом вырезанную кем-то из ивовой ветки подставку для удочки и запускаю ею в хищное животное. Вырвав на прощанье у щуки кусок брюха, ондатра ныряет и исчезает из виду. Вытаскиваю кукан из воды и, сняв с застёжки истерзанную килограммовую щуку, бросаю её в воду - жри, тварь!
Развожу костерок, кипячу воду для чая, обдумывая, где сегодня ловить? Решаю проплыть пару сотен метров по узкой канаве, идущей вдоль бетонки, до соседней группы мелководных заливов - иначе туда не попасть, мешает непроходимый густой «лес» из высоченных камыша с тростником. Быстро складываю палатку, гружу барахлишко в лодку и отчаливаю от берега, не забыв залить водой костерок. Минут пять спокойной неторопливой гребли по канаве, и я заплываю в первый заливчик, который соединяется с десятком таких же заливов, обрамлённых высоким камышом. Он небольшой, якорюсь посередине, отсюда можно будет добросить воблер в любую точку залива, что очень удобно. Воблер я не меняю - всё тот же медленно тонущий составник от Mirrolure расцветки Fire Tiger. Веером пробрасываю водное пространство вокруг лодки, и на одном из забросов почти в самом конце проводки садится щука под два килограмма весом и с бешеным норовом - она так активно кувыркается, что взять её в подсак удаётся только с третьего раза. Пытаюсь ловить ещё - результат нулевой.
По узкому канальчику, спрятанному в камышах, проталкиваю лодку в соседний залив и бросаю якорь на входе в него. Пока вытирал мокрые руки полотенцем, метрах в двадцати вижу веер рассыпающегося в стороны малька и бросаю чуть дальше этого места воблер. Первые сантиметры проводки, приманка только успевает включиться в работу, и сразу с сильным ударом, выбив рукоять катушки из пальцев, берёт крупная щука. Пытаюсь силой форсировать вываживание, чтобы не дать ей забиться в густую траву. Она выходит на поверхность, показав свой широченный бок, коротко дёргает, и сходит, а воблер с разогнутым задним тройником вылетает из травы. Чтоб ты была жива-здорова! Досада почему-то совершенно не ощущается - хоть эта щука и сошла, всё равно удовольствия за два дня рыбалки получено столько, что его хватит, как минимум, на неделю.
Замечаю надвигающуюся с северо-востока свинцово-чёрную грозовую тучу, и пока гребу к берегу, ветер в одно мгновенье усиливается, пригиная камыши чуть ли не до воды. Лишь бы успеть доплыть до грозы! К счастью, успеваю: выскочив на берег и выбросив из лодки вещи, переворачиваю её вверх дном и накрываюсь ею вместе с вещами. И вовремя - дождь начался такой сильный, что на расстоянии пятнадцати-двадцати метров ничего не было видно. Побушевав минут двадцать, ливень закончился так же внезапно, как и начался - ветром тучу уносило всё дальше, и над рекой засияла многоцветьем красок радуга: от такой красоты у меня даже дух захватило!
Ловить дальше я не стал - несмотря на импровизированный навес из перевёрнутой лодки, и я, и вещи основательно подмокли, уж очень сильным был ливень. Высушив и сложив лодку, я неторопливо зашагал по направлению к шоссе - дорога предстояла неблизкая. Настроение было приподнятым: с воблерами у меня получилось как нельзя лучше, рыбу поймал, удовольствие и адреналин получены - что ещё нужно рыбаку для счастья? Именно в тот день я и «заболел» воблерами, всё время открывая для себя всё более новые и интересные горизонты. Но «болезнь» была очень приятной - каждое самостоятельное открытие приносило мне огромное удовлетворение и подталкивало к новым экспериментам с этим интереснейшим классом приманок. «Болезнь» прогрессировала.

Автор: Андрей Швец
 

Картина дня

наверх