Особенности рыбалки в марте

Как сказал кто-то, кто - не помню, но явно кто-то умный, у нас в стране две беды - дураки и дороги. Я на собственной шкуре убедился в справедливости этого изречения, когда мы с друзьями решили отправиться в окрестности рыбинского водохранилища, порыбачить по последнему льду. Точнее, насчет дураков не знаю, а вот дороги - это да. Наш джип, который "кушает" 22 литра на сотню км и который я лично всегда считал танком, завязал не один раз, пока мы в поисках какого-то "клевого" места, которое "знал" один из нашей компании, наречённый нами "Картографом", колесили по размокшим дорогам. Наш "Картограф" вскоре привез нас на участок открытой воды. Рыбалка в марте, как-никак. На дворе весна.

Фото: ice-fisher.ru

Нас такой расклад не устраивал однозначно, ибо на четверых человек снастей для открытой воды, у нас аж ни одной, так что было решено, искать местечко, где есть лед. Ловить в местах людных неинтересно, так что мы поехали в какую-то глушь, бог знает куда, не столько ехали, сколько толкали машину, но нами двигала общая цель - по версии нашего картографа, где-то дальше, река становится шире, течение в разы слабее и есть шанс, что там лед еще остался.
На водоеме
Приехав на место, мы увидели, что лед действительно остался, но вот местечко настолько "дикое", что едва ли не каждый квадратный метр занят рыболовом. Ступать на тонкий лед, который еще и нагружен не самыми легкими тушками рыболовов, было боязливо, а учитывая, что на льду едва ли не по колено водно-ледно-снежного крошева, радости от этой затеи вообще никакой. Рыбалка в марте начинала меня раздражать. Тем не менее, расположились и разбурились. Пробурив лунки, с ужасом наблюдаем, что лед даже меньше 10 сантиметров в толщину, но, тем не менее, остаемся ловить.
Клюет плохо. Ёрш размером с палец и изредка миниатюрный окунь. Выброшенная на лед рыба свободно плавает в глубоком слое шуги, время от времени приходится пинками сгонять ее в кучу, что бы особо не расплывалась. Ловить микроершиков занятие не самое интересное, но все равно ловим, так как у нас с собой порядочное количество жерлиц, которые надо бы чем-то наживить.
Жерлицы собираемся ставить на налима, а он, как известно, к ершам неравнодушен, так что какая-никакая, но польза от такого времяпрепровождения есть. Повозившись, какое-то время, с ершом, меняя места и мормышки и так и не дождавшись крупной плотвы или окуня решаем, что пора с этим завязывать и искать другое место.  Бродить по льду, кучкуясь рядом с теми, кто хоть что-то стоящее, но вытаскивает, интереса никакого, да еще  и опасно, толпой на небольшом пространстве - обязательно искупаемся. Собрав ершей и прочих рыб в небольшую фляжку, грузимся в машину и едем по велению картографа "туда, где есть налим".
Расставив жерлицы с наживкой из ершика, решаем отъехать чуть дальше и снова попытать счастья с плотвой. Наш танк снова засел в грязи, и сдвинуть его с места своими силами в этот раз уже не удалось. Спасение замаячило в дали, в виде синего трактора, какого-то местного жителя, который и согласился довезти нас до сухого места, в обмен на энное количество денег, конечно. Он сказал, что лучше дотащит нас до деревни, ибо сегодня он уже таскал на привязи УАЗ, и тот завяз буквально через сотню метров. Вняв совету умного тракториста, доезжаем до деревни, потом проехав немного дальше, и правда, видим у реки УАЗ. Проехав еще с километр, останавливаемся и мы. Решили ловить тут до вечера и заночевать здесь же, а утром проверить жерлицы.
Пробурив лунки, мы начали методично проверять толщу воды, периодически меняя мормышки, глубины и технику игры. Не считая вездесущего ерша, ничего не берет. Так продолжалось минут сорок, но удача нам все же улыбнулась и на желтого чертика схватил довольно крупный матрос.
Я продолжаю облавливать лунку чертом, в то время как картограф опускает в свою лунку балансир. Поиграв немного, он вытянул на лед окуня, немного больше моего, вполне солидный. Мы дружно сменили снасти и вот уже четыре балансира, трепыхаются в лунках. Клев не то чтобы улучшился, но балансиры отсекли мелкого ерша, и мы, вынимая только крупных окуней, (пусть и не часто) немного повеселели. Клев "средней вялости" продолжался до самых сумерек, и когда уже совсем стемнело, мы, собрав снасти, забрались в машину и уснули, не поужинав, обойдясь только чаем из термоса.
С раннего утра несемся проверять жерлицы, пока еще прохладно и замерзшая грязь не оттаяла на солнце. Приехав туда, где ставили жерлицы, снова встречаем вчерашний УАЗ. Надеюсь что мужики нормальные и наши жерлицы не "проверили" хотя мы их и припрятали слегка. Жерлицы оказались на местах. Катушки на большей части из них упали. Налим берет всегда крепко, так что о сходах рыбы не беспокоимся.
Проверяем жерлицы. На паре из них - небольшие налимчики, граммов по 500. На трех находим налимчиков покрупнее, грамм по 700-800, но вершиной стал крупный налим, весом более двух килограмм. Налимы лениво ворочаются на льду, в медленно растаивающей снежной каше, словно толстые пятнистые змеи. Мы собираем жерлицы, и время от  времени, бросаем взгляды на рыбаков с уазика, ловящих поодаль.  Периодически кто-нибудь из них вскакивает, вытягивая с глубин рыбу. Решаем подойти поближе и тоже попытать счастья. Пробурив  лунки, пробуем поймать что-нибудь на некрупную, темную мормышку. Результат долго ждать не пришлось и вскоре на леске, подо льдом, заходило что-то тяжелое и сильное. Гася пальцами рывки рыбы, и второпях сматывая леску, выбрасываю на лед крупную плотвицу, граммов так на 300. Рядом вытаскивают по своей плотве остальные ребята из нашей команды, без улова видимо не уедем. От греха подальше меняю удочку с леской 0,06, на удилище с леской потолще - 0,08, и продолжаю облавливать лунку. Клев, с переменным успехом, продолжается, периодически к плотве подмешивается средних размеров окунь, но что странно - нет ерша.
До обеда от лунок было просто не отойти, но мы ждали вечера, что бы снова выставить жерлицы и приготовить уху из уже пойманных налимов. Ближе к вечеру, когда клев стих и вдруг клюнул мелкий, пальчиковый ерш, мы даже немного обрадовались - есть наживка для жерлиц. Когда ершей скопилось достаточно, мы разделились - половина поехала на машине устанавливать жерлицы, а мы остались на месте, чистить рыбу и собирать дрова для костра. Когда стемнело, жерлицы были установлены, и уха из налима, с налимьей печенкой, побулькивала в котелке.  Сидя в машине и уплетая ароматную горячую уху, думали, что выбраться снова уже не получится. Рыбалка в марте, последняя ловля по льду в этом году и надо постараться сохранить только положительные эмоции. Думать о том, как завтра будем толкать сквозь грязь засевший по самые крылья "танк", нам не хотелось.
Утром, проверив жерлицы и найдя всего пару налимов весом по пол кило каждый, настроение у нас немного упало, но это было только началом его падения - дорогу домой, никто не отменял.
Итоги
Приехав домой, и, проведя некоторый разбор полетов, составили, что-то вроде отчета самим себе о прошедшей рыбалке. Итак. Результат нас не очень устроил. На улице было сыро и зябко. Рыба клевала не очень хорошо, хотя на второй день клев, вроде как, улучшился. На будущее отметили для себя желтых чертиков и небольшие мормышки темных цветов, которые понравились плотве.  Окунь хорошо брал на балансир, и это тоже стоило учитывать на будущее, как и то, что клев хоть и продолжался с переменным успехом весь день, но самым активным был  с утра. Вывод, а точнее некий план на следующий раз напросился сам собой  - ловить лучше всего с раннего утра на мормышку средних размеров. Если солнце светит ярко, то лучше использовать темные мормышки, так как лед уже тонкий и хорошо пропускает свет. Если попадаются окуни размерчиком выше среднего, то стоит попытаться использовать балансир. Есть некоторая доля вероятности, что в стайке есть окуни побольше и на балансир соблазнятся.
Да, и, кстати, не стоит забывать, что рыбалка в марте - это грязь, слякоть и застрявшие машины, поэтому нужно быть готовым к этому не только технически  (тросы, лопаты и прочее), но  и чисто морально.