Поединок

У человека на затылке, наверное, есть третий глаз, про который мы не знаем. А может быть, в каждом из нас внезапно в нужный момент просыпается чувство опасности, или подает свой знак ангел-хранитель. Я затрудняюсь это объяснить, но вот какой случай произошел со мной на берегу Ладожского озера, на рыбалке в майский теплый и солнечный день.
Мы с другом Мишей ловили рыбу на западном берегу Ладожского озера, немного южнее деревни Пятиречье. Берег там каменистый, заросший ольхой и мелким ельником. Чуть подальше от озера метрах в десяти растут могучие сосны и ели, а за ними опять низина и ельник на болоте. Вдоль этой приозерной возвышенности идет старая заброшенная со времен 2-й мировой войны финская дорога, по которой снабжались боеприпасами стоявшие здесь финские войска. Вдоль берега Ладоги много разрушенных блиндажей, траншей, окопов, колючей проволоки – черт ногу сломит.
В тот год после весеннего половодья вода в Ладоге поднялась высоко до самой кромки леса, и выбрать чистый подход к воде для рыбалки было трудно. В одном месте на берегу во время шторма выбросило толстое осиновое бревно, и заклинило его у самой воды между деревьев. Об камни с дерева ободрало кору, и оно обглоданной костью белело среди зелени. Я его использовал как удобную скамейку.
Впереди дерева – вода, позади – маленькая каменистая полянка. С бревна я поставил две донки с амортизатором – резинки. На крючки на одной из них я насаживал тесто, чтобы попадалась только одна плотва, а другую – на червей, чтобы наловить мелочи на уху. На червя попадались та же плотва, окушки, ершики, ельцы и даже бычки подкаменщики.
Ловить было удобно, рядом слева на кусте висел садок, справа к берегу был прислонен спиннинг с безынерционной катушкой и блесной, на него я пытался с утра поймать хариуса, но не поймал.
На резинки клевало хорошо, плотва шла крупная, граммов по 300. Она недавно отнерестилась и была еще шершавой, на чешуйках виднелись белые пятнышки нерестового наряда. Сигнализатором поклевки были простые гибкие ветки, вставленные между камней.
Я так увлекся процессом рыбалки, что не замечал ничего вокруг. Друг Миша так же успешно ловил метрах в 100 правее меня с большого плоского камня, выступающего из воды. Погода благоприятствовала рыбалке. Дул слабый юго-восточный ветерок, он гнал к берегу теплую, за день нагретую солнцем воду. Мелкие волны плескались о камни, поднимали муть, вымывали личинок, и рыба подошла в поисках корма к самому берегу.
Солнце клонилось к лесу, пора разводить костер, готовить ночлег, варить уху, но от клева уходить не хотелось. Только я отправил очередную крупную плотву в садок и отпустил резинку в воду, как почувствовал спиной или скорее затылком, что кто-то на меня сзади смотрит. Я резко обернулся и увидел в трех метрах от себя смотрящую на меня змею. Это была полуметровая серая гадюка-самка. Самцы обычно окрашены в темный, даже черный цвет.
От такого соседства мне стало не по себе. Я крикнул на нее: «Убирайся» и махнул рукой, хотел разойтись с ней по-хорошему. Никакой реакции не последовало, только она немного подняла голову. Я схватил двухметровый спиннинг, быстро поддел ее под середину и отбросил метра на четыре. Змея шлепнулась на мелкие камни и мгновенно бросилась ко мне. Расстояние, нас разделявшее, она проползла за секунду. Я перепрыгнул через бревно и очутился в воде. Холодная вода быстро наполнила сапоги, а якорек блесны, по закону подлости, крепко зацепился мне за брючину. Спиннингом защищаться я больше не мог – руки были связаны, ноги скользили на гладких камнях, поросших водорослями.
Меня охватила паника, я страшно заорал. Гадюка подползла под бревно к воде, но мелкие брызги видимо охладили ее пыл. Подумав, что прогнала врага со своей территории, она медленно, с чувством собственного достоинства, развернулась и поползла прочь от берега. Я же перенес стресс, был возбужден от страха, оскорблен и унижен. Завтра утром еще предстояла рыбалка, и такое соседство мне как-то не понравилось. Я же не могу знать, что у нее на уме. Или я, или она – закон джунглей, выживает сильнейший. Я вывернул из земли приличный камень и с криком придавил змею к земле, вторым камнем я ей размозжил голову.
На Руси бытовало мнение, что кто убьет змею, с того Господь Бог три греха снимает. Видимо наши предки боялись и не любили змей за их подколодный характер. Чего только «Песнь о Вещем Олеге» стоит, и не зря Георгий Победоносец убивает змею копьем, как аллегорического врага народа.
В детстве я был очень напуган змеей, мне тогда было семь лет. Жили мы в Архангельске. Держали корову. Летом всей семьей косили траву на острове Муравый, что рядом с известным островом Мудьюг в устье Северной Двины у Белого моря. Заготавливали сено 14 процентов для своей коровы и 86 процентов для государства – каторжный, рабский был труд. Из техники нам привозили на барже только коня для подвозки копен сена при помощи веревки-волокуши к будущим стогам, а так были косы-литовки да грабли.
Комары да мошки ели нас днем и ночью поедом. Однажды, по пути на сенокос, проезжая узкой протокой, мы на катере пристали к берегу нарубить запасных косовищ и грабовищ для ремонта соответственно кос и граблей. Был солнечный июльский день. Как только катер носом мягко ткнулся в крутой угор, я и наша собака Тузик выскочили на берег. Тузик быстро углубился в еловый лес по своим собачьим делам, а я увидел красивую большую черно-красную бабочку, которая медленно перепорхнула с цветка на цветок рядом с еле заметной тропинкой вдоль берега. Я решил ее поймать.
Не успев сделать и двух шагов, как рядом увидел свернувшуюся в кольцо змею. Я увидел живую змею впервые в жизни, она была по-своему красивая, ее темно-серый узор ярко выделялся на блестящей чешуйчатой шкуре. Но видимо страх, заложенный в подсознании, заставил меня остолбенеть и броситься бегом назад, в катер.
Отец с топором в руках собирался выходить из катера рубить палки. Я ему крикнул:«Там змея», – и указал рукой место. Дядя Петя, муж моей тети, громко сказал: «Врет опять!»
В детстве я был не то чтобы неисправимый, но большой фантазер, и иногда нечаянно жестоко «разыгрывал» взрослых. Я любил выдавать желаемое за действительное. Однажды к нашей избушке на острове Муравый пришли два лося с лосенком. У отца была двустволка, и дядя Петя предложил завалить сохатого с крупными рогами на мясо – надоела жирная свиная тушенка «Китайская стена». Отец не разрешил, сказал: «Зачем нарушать такую красоту, да и дело это подсудное». Времена тогда были суровые, голодные – за горсть колосков пшеницы, подобранной на поле или украденный стакан соли давали большой срок. Лоси постояли на берегу, не спеша спустились к протоке и поплыли в сторону леса.
Для меня, пацана, это было событие, и я побежал к тете Дуне похвастаться увиденным, а заодно попить козьего молока. Рядом с деревянным складом стоял их маленький домик. Они держали коз и выращивали картофель. Тетя Дуня угостила меня козьим молоком, а дядя Саша спросил, чем отец занимается. Я сказал, что они подстрелили лося и готовят мясо. Дядя Саша, как потом оказалось, был коммунистом, ответственным партийным работником. Только такому человеку могли доверить прием ценной рыбы для Москвы, на счету была каждая семга, на уху можно было брать только потроха. И вот дядя Саша пришел со мной в нашу избушку, осмотрелся, заглянул в кастрюлю, под нары и спросил отца, где лосятина. Меня быстро вывели на чистую воду, хорошо, что бить не стали. Так я потерял всякое доверие. Но в данном случае отец поверил мне, увидя мой страх. Он взял багор и топор.
Змея лежала на указанном мной месте. Отец прижал багром голову змеи к земле, и выскочивший из леса Тузик, поняв в чем дело, мгновенно разорвал ее пополам. Тузик ненавидел змей больше, чем кошек: найдя змею, он лаял на нее со злостью до тех пор, пока не подходил отец и не убивал ее.
Когда я вырос, то на охотах, рыбалках и в походах за грибами и ягодами, повстречав на своем пути змею, я всегда обходил ее стороной – любая божья тварь имеет право на жизнь. В данном случае у меня не было другого выхода.
На мой крик и шум подбежал Миша. Мертвую змею мы бросили на большой муравейник и пошли готовить ужин, устраиваться на ночлег. Через неделю мы опять приехали на рыбалку на это же место. Подошли к муравейнику. От хозяйки прибрежной полянки осталась одна шкурка!