На Братском водохранилище

Выловленная щука

Мы в очередной раз собираемся на подледный лов. Выезжаем на Братское водохранилище. В Куйтунском районе, где я проживаю, протекает река Ока, которая впадает в Ангару. По руслу ее и располагается водохранилище. Подпор находится в 50 километрах от районного центра.

«Таежный» маршрут

Выбрали интересное место для рыбалки. Решили устроиться с удочками на границе Куйтунского и Братского районов. Это за 150 километров от нашего дома. Расстояние, конечно, приличное, есть места и ближе.

Но преимущество его в том, что там глубина доходит до 30 метров! А нам хорошо известно, что при резком перепаде атмосферного давления на мелководье рыба не ловится. А на глубине от 10 метров и более клев должен быть при любых погодных условиях.

Есть и другой маршрут к месту нашей рыбалки. Он короче километров на 30, но последние 12 из них пролегают по льду водохранилища. А дорога не расчищается. Бывают периоды, когда проехать просто невозможно.

Вообще вся вторая половина маршрута к выбранному нами месту проходит по территории, где нет населенных пунктов. Мы называем эту землю «тайгой». Хотя, разумеется, такой термин использовать неправильно. Дорога проходит по территории, где больших хвойных деревьев уже нет. Есть только молодая поросль на место бывших вырубок да островки лиственного леса.

Первые окуньки

Наш излюбленный участок для рыбалки — устье небольшой реки, когда-то впадавшей в Оку. Сейчас это залив длиной в 9 километров. Здесь можно выбрать любую глубину для лова.

Автомобиль мы оставили на берегу, а сами разошлись. Я выбрал место напротив нашей машины, а два моих спутника ушли правее. Пробурил лунку в 20 метрах от берега. Толщина льда оказалась около 70 см. Глубина на этом месте доходила до пяти метров.

Минуты через две я вытащил окунька граммов 100 весом. На водохранилище в холодное время ловятся полосатики примерно такого размера. Более крупные особи попадаются редко. Второй окунь взялся секунд через 20 после опускания блесны. Дальше наступила тишина.

Я пробурил лунку метрах в пяти… поклевок не было. Тогда сменил приманку и уже через минуту выловил окуня стандартного размера. Закрепил мормышку на 50 сантиметров выше блесны, но на результаты это не повлияло. «Матросики» лучше брать не стали. Из 7 лунок я вытащил 12 окуньков.

Пошел узнать, как обстоят дела у моих товарищей. Да и проголодался к тому времени — пора была перекусить. Оказалось, что друзья наловили примерно столько же: у одного — 10, у второго — 14 экземпляров: чуть больше, чем пробуренных лунок.

Установка жерлиц

Решили после обеда перейти в другой залив, который находился за поворотом в полукилометре. У меня имелись жерлицы, и я намеревался их поставить там. На новом месте клев вначале не радовал. Из пробуренной лунки удавалось вытащить несколько окуней, и опять наступала тишина.

Передвигаясь по заливу, после очередного поворота я увидел одинокого рыбака, до которого было около 400 метров. Направился в сторону незнакомца, буря по пути лунки в шахматном порядке. Из одной выловил штук 30 окуней! Между делом продолжал наблюдать за рыбаком. Я заметил, что он курсировал почти на месте, передвигаясь лишь на незначительные расстояния.

Когда солнце коснулось горизонта, вспомнил про жерлицы, которые приготовил для вылавливания щук. Первую поставил в 50 метрах от берега, вторую — в 30, третью — в 10. Увлекшись настройкой снастей, совсем забыл о другом удильщике. А он тем временем подошел вплотную ко мне.

Мы поздоровались и разговорились. Выяснилось, что на водохранилище мужик приехал из ближайшего населенного пункта. Сам рыбак обосновался в зимовье, стоящем на берегу.

Новый знакомый дал мне совет: расположить жерлицы, которое местное население называет слово «уды», не далее пяти метров от берега. Передвигать уже установленные орудия лова я не хотел: не было сил и времени. Зато еще две жерлицы, имевшиеся в моем распоряжении, пристроил именно так, как рекомендовали, — в трех метрах от берега.

Эффективная приманка

Я поинтересовался у мужика его результатами. Он ответил, что из четырех лунок добыл штук 300 окуней!

— На какую же снасть и приманку можно столько наловить? — удивленно спросил я.

Рыбак объяснил, что использует блесну, изготовленную из обычной столовой ложки, которая была сделана из нержавеющей стали. Видя сомнение в моих глазах, мужик предложил пойти и лично убедиться. Он указал, что удочка еще лежит на месте ловли.

Я призадумался. День уже шел к концу, и светового времени оставалось немного. Да мне еще предстояло идти к автомобилю почти километр. Однако любопытство все же взяло верх. Мы вместе проследовали к тому месту, где рыбачил мой новый знакомый. Там на снегу виднелись четыре горки окуней.

Мужик показал мне блесну. Она действительно была сделана из стальной столовой ложки с желтым рисунком. Длина приманки с тройником составляла около 10 сантиметров.

— На эту блесну поймана вся рыба?! — задал я вопрос и получил утвердительный ответ.

Меня это поразило. Я опробовал разные блесны и мормышки, а мой улов оказался почти в 10 раз меньше! Здесь же мужик использовал приманку из обыкновенной ложки размером с небольшого окуня. И добивался прекрасных результатов!

Опыт «аборигена»

Под впечатлением этой встречи я пошел к нашему автомобилю. Он был с будкой, в которой стояла буржуйка. Так что мы могли с удобством устраиваться на ночлег, не возясь с палатками. В машине рассказал товарищам о блесне, с помощью которой ловил «абориген». Мои спутники тоже очень удивились.

Утром я отправился проверять жерлицы. Начал с дальней от берега… она оказалась пустой. Та же судьба постигла вторую и третью. А вот четвертая и пятая жерлицы, установленные в трех метрах от берега, меня порадовали.

С одной снял выловленную щуку весом в пару килограммов. С другой — еще одну зубастую разбойницу, которая потянула примерно на 1,5 кг. Местный рыбак оказался прав. Хищница реагировала только на ту приманку, что находилась возле берега.

Я вернулся к товарищам, и мы продолжили ловить окуня. Клевало почти так же, как и накануне. Во второй половине дня пришло время сворачивать удочки и собираться домой.

По дороге мы обсудили завершившуюся рыбалку и решили, что к следующей поездке необходимо воспользоваться опытом «аборигена» и изготовить себе точно такие же блесны, как были у него. Тогда и у нас, возможно, улов окажется получше!

Валерий Минеев, Иркутская область.