Тяга к перемене мест в большей или меньшей мере свойственна каждому из нас. Kонечно, хорошо, если вы знаете каждый бугорок и каждую коряжку на своем «домашнем» водохранилище, где ловите не один десяток лет. Но однообразие рано или поздно приедается. Каждая последующая рыбалка несет в себе все меньшую интригу… И однажды вы решаетесь: собираете свою рыболовную амуницию и отправляетесь на вокзал или в аэропорт.
Как все начиналось
В 1980-е годы я часто практиковал такую рыбалку. В пятницу в середине дня на электричке уезжал на водоем, ловил до темноты, спал несколько часов под открытым небом, ловил всю субботу, опять ночевал под луной и звездами, а после полудня собирал спиннинг и отправлялся домой. При этом рыбалка была чисто ходовой: за двое суток я покрывал по сильно пересеченной местности расстояние порядка 20–25 км, поэтому каждый лишний килограмм поклажи чувствовался и ни о какой палатке не могло быть и речи. Какие тогда были карты — чистое издевательство! А понятие GPSзанимало в нашем сознании нишу ту же примерно, что летающие тарелки с зелеными человечками. Ориентироваться на местности приходилось так, как учили в школе: по солнцу, мху на деревьях и т. п. Но несмотря на все это мы находили в такой рыбалке свою прелесть, а отсутствие комфорта воспринимали как непременную составляющую туристской романтики… Прошло некоторое время, и я стал понимать, что прагматик во мне явно начинает подавлять романтика. Отчасти это можно было объяснить возрастом, но все же основным фактором здесь стало нечто иное. Мало того, что брезентовая штормовка и вязанный бабушкой свитер уступили место мембране и флису, появились подробнейшие карты и средства навигации, но главное — заработала целая туриндустрия. Если прежде мы были обречены на «дикий» отдых с «дикой» рыбалкой, то теперь появилась масса возможностей организовать и исполнить все гораздо цивильнее — с учетом всех наших запросов и пожеланий. Конечно, если вас притягивает походная романтика с костром на берегу речки и песнями под гитару, — на здоровье. Но мне гораздо ближе другое, а именно то, что можно назвать «тотальной рыбалкой», когда практически все мало—мальски пригодное для нее время посвящается именно ловле, а не ее «обеспечению».
Первое, с чем необходимо определиться, планируя поездку в дальние (или не очень) края, — это вид основного транспорта. Понятно, что самым удобным со всех точек зрения представляется автомобиль. В него можно и загрузить максимум вещей, и от всяких расписаний с ним не зависишь, плюс еще, если ехать по несколько человек в одном авто и так, чтобы не «кормить» гаишников, экономия в деньгах получается очень заметная. Однако приведу лишь один, но очень веский и прискорбный аргумент против: только на трассе Москва — Волгоград (едва ли не самое популярное «рыболовное» направление) погибли шесть (!) человек, которых я лично знал, включая Оскара Соболева. Автомобиль — крайне опасный вид транспорта, особенно с учетом состояния наших дорог и стиля вождения.
Поезд в этом отношении на два порядка надежнее. Проблема возникает только после схода на перрон: как-то не очень принято прокладывать рельсы непосредственно к местам рыбалки, поэтому на место приходится добираться уже автотранспортом. Это может быть или входящий в перечень услуг рыболовной базы трансферт, или кто-то из местных знакомых на своих «колесах», или частник либо таксист, цены на услуги которого обычно падают вдвое, если отойти от вокзала на сотню метров и поймать машину там. Разумный предел расстояния, при котором имеет смысл делать выбор в пользу поезда, а не самолета, порядка 1000 км. Если больше, то и времени жалко, и дорога выходит очень утомительной. Парадоксы ценообразования таковы, что иногда билет на самолет из пункта, А в пункт Б стоит тех же или даже меньших денег, чем билет на поезд. Полезно поискать в интернете «специальные предложения» по тарифам. Я, вообще, при прочих равных условиях предпочитаю самолет, а не поезд. Объективный минус один: более ограниченный максимальный вес багажа. А некоторые авиакомпании вообще склонны заниматься крохоборством: включают в прописанные 20 кг и багаж, и ручную кладь, а если имеется хотя бы килограммовый перевес, заставляют его оплачивать. Так что постарайтесь не брать лишнего, дабы не давать авиаперевозчикам повода залезть к вам в карман.
В отличие от курортников и коммивояжеров, мы берем с собой в полет рыболовные снасти и приманки, а они по чьему-то очень «мудрому» решению отнесены к группе опасных предметов. Действует особый циркуляр, который не оставляет ничего иного, как сдавать удилища и оснащенные крючками приманки в багаж, то есть в салон их брать запрещено. На внутренних рейсах на это еще могут закрыть глаза, а на международных все куда строже: спиннинги с блеснами почти наверняка завернут при посадке на борт самолета. К этому надо быть готовым. Ничего иного, кроме жесткого тубуса для удилищ, придумать нельзя. Ну разве что спиннинги класса «трэвел» или «телескопы», которые помещаются в чемодан. Тубус же должен быть именно жестким, так как обращение грузчиков с багажом просто кошмарное: его бросают с высоты на асфальт или бетонный пол. Со временем даже добротный тубус начинает растрескиваться. А «не очень добротный» — это прямая перспектива получить вместо спиннингов кучу обломков уже после первого же полета.
Еще одна проблема перевозки тубусов со спиннингами — их негабаритный размер. Обычно такие вещи загружаются и разгружаются через отдельный транспортер. Все бы ничего, только вот достаточно часто их забывают погрузить или разгрузить. Вы прилетаете на место, ваш чемодан прилетает с вами, а снасти остаются в пункте отправления или, того хуже, улетают куда-нибудь в Бангладеш. Все это могло бы вызвать улыбку, только вот когда мы прилетели в Лиссабон на чемпионат мира, а наши спиннинги, как выяснилось, лежали в транзитном аэропорту во Франции, было совсем не до смеха. Стоит поэтому по возможности выбирать прямые рейсы, а не с пересадкой и перегрузкой багажа. И не помешает лишний раз обратить внимание сотрудников аэропорта на то, чтобы они проследили за вашими тубусами и проверили наличие на них правильных бирок или стикеров.
Наконец, надо иметь в виду, что среди аэропортовских грузчиков есть свои «любители рыбалки». Как-то один из членов нашей команды по душевной наивности сдал в багаж большой ящик с приманками. До пункта назначения ящик долетел изрядно облегченным: половины блесен и воблеров в нем не оказалось. А все потому, что многие отсеки были из прозрачного пластика, и их содержимое уж больно провоцирующе поблескивало. Такой багаж надо непременно упаковывать и заклеивать непрозрачным скотчем, дабы не привлекать к нему лишнего внимания.
Теперь перейдем к непосредственной теме. Итак, есть желание отправиться туда, где «рыбы валом», «клев сказочный», «ловится на голый крючок» и т. д. Надо только придумать, как это желание реализовать. Самое простое — это ничего заранее не продумывать, не согласовывать, а просто в один прекрасный день сесть в автомобиль, автобус или поезд и взять курс на населенный пункт N, расположенный на берегу нужной нам реки, озера или водохранилища. Наполеону приписывают изречение: «On s’en-gage et puis on voit», что можно перевести как: «Начнем, а дальше видно будет». Наш случай — из этой серии. Добравшись до места, стучимся в первый попавшийся дом и интересуемся, можно ли остановиться на постой и взять в аренду лодку, если она нужна. По оценкам жителей больших городов, это отдает наглостью и бесцеремонностью, поэтому изначально испытываешь опасения, не придется ли, получив везде единогласный отказ, возвращаться в родные края. Однако в провинции народ проще и отзывчивее, и если не в первом доме, то в третьем вас примут. Более того, за очень небольшую дополнительную плату еще и на довольствие поставят. Короче говоря, и хозяевам хорошо — они (по деревенским меркам) зарабатывают очень приличную прибавку к своему весьма скромномузарплатно-пенсионному бюджету, и у нас бытовые вопросы решены
Именно по такой схеме начиналось, например, для многих столичных спиннингистов освоение «Рыбинки», когда на берегах этого водохранилища еще не было рыболовных баз. Да и сейчас некоторые мои знакомые продолжают ездить на неохваченные организованным рыболовным туризмом водоемы по предложенной Бонапартом схеме: главное — решиться, а там разберемся. Кстати, вовсе не обязательно в качестве резиденции выбирать деревенскую избу. Была у меня, помнится, одна поездка на Среднюю Волгу. По дороге мы заплутали и никак не могли найти базу, с которой договаривались. Мы заруливали на все попадавшиеся турбазы и во все дома отдыха, и везде нам предлагали «полный пансион» за более чем скромные деньги.
Если у вас нет ни родни в «рыбных» краях, ни чувства авантюризма, позволяющего сорваться в дальнюю даль на свой страх и риск, ни средств, дающих основания решить все вопросы на рыболовной базе, стоит вспомнить про интернет. Очень многие из нас регулярно общаются друг с другом в рыболовных сетевых конференциях, и достаточно часто результатом такого общения становятся поездки друг к другу в гости, разумеется, не для осмотра достопримечательностей или посещения музеев, а для рыбалки. Получается максимально дешево и эффективно. Ваш «сетевой» приятель знает в своем районе если не все, то очень многое, касающееся мест ловли, тактики, приманок и пр. С другой стороны, ему самому интересно, как на его акватории будут ловить гости — ведь у хозяев нередко «замыливается взгляд», и они чего-то важного не замечают. Короче говоря, такие контакты оказываются взаимовыгодными. Я за один лишь год благодаря интернету расширил свою практическую рыболовную географию на три области России, где прежде бывать не доводилось.
Свежие комментарии