На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

«Три богатыря»

полосатый разбойник

Проживая в городе Братске (Северной Пальмире Иркутской области), куда меня вместе с семьей забросила судьба по рабочей стезе в начале 2000-х годов, мы с моим отцом, как заядлые рыбаки и охотники, стали зондировать почву: где тут можно половить.

Персонал предприятия, на которое нас пригласили трудиться по контракту, в основном не разделял наших увлечений. Коллектив примерно на 98 процентов состоял из женщин и девушек. Были, конечно, и мужчины, но в малом количестве, и из них лишь один оказался рыбаком, но зато каким!

Андрей Леонидович Фальков трудился водителем на этом предприятии, а в свободное время изготавливал «мух» и «нимф» и сдавал их на реализацию в специализированные магазины. Приманки получались качественными, а главное — уловистыми, поэтому увлечение приносило стабильный и неплохой доход.

Фальков старался воспользоваться любыми паузами и простоями, прерывавшими рабочий процесс, на руль автомобиля крепил специальные тиски, чтобы не терять зря ни одной появившейся минуты. Весь необходимый для намотки приманок материал всегда имелся под рукой.

Как-то мы разговорились с Андреем Леонидовичем в столовой. Он рассказал, что в этих краях до строительства Братской ГЭС и затопления территории водились хорошие хариусы и ленки. А каких окуней можно было поймать! Мы испытывали прямо зависть белую, когда слышали про лов полосатых разбойников весом в килограмм, а то и в полтора!

— Погода вот только была ни чета сегодняшней… — говорил Андрей Леонидович. — Зимой нередко устанавливались 50-градусные морозы, да еще с ветром. Дышать приходилось через рукавицу.

После строительства ГЭС и появления Братского водохранилища, которое иногда называют морем, климат сильно изменился. Средняя температура зимой поднялась до минус 30 градусов. При этом повысилась влажность воздуха, и ветер, дующий с залива, даже в сравнительно теплые дни пробирал до «костей».

— А вот с рыбой проблема, — признал Фальков. — Ленка с хариусом уже здесь не половить! Они встречаются теперь только ниже — в районе Усть-Илимска. Окунь намного мельче стал, обычно граммов 200-300 и не более того. Сразу после затопления территории еще ловились хорошие экземпляры, считай на «голый крючок». Сейчас все иначе, погода изменилась и рыба не та. Но еще остались места, хотя и немного, где можно поймать полуторакилограммового окуня.

Посторонний человек вряд ли отыскал бы эти перспективные для лова участки. Андрей их знал и пообещал взять нас с собой, когда будет хороший лед, собираясь показать «хорошую рыбалку» и достойных обитателей водоемов, с которыми не сравнятся местные пескари и окуньки.

Ранняя подготовка

Теплая осень в городе Братске заканчивается быстро. Пока на юге Красноярского края и в той же Хакасии температура не опускается ниже плюс 15 градусов и дачники собирают груши и поздние яблоки со сливами, на севере Иркутской области уже устанавливается холодная погода.

Местные жители переодеваются в кожаные куртки и пальто. Листья меняют цвет на желтый, а потом и вовсе облетают. Лишь елки не меняют своего величавого наряда, поэтому зелень тайги окружает город.

В ожидании предстоящей поездки на рыбалку мы решили подготовить свои снасти. При переезде в Братск они были упакованы в коробки и складировались в одном из специальных помещений в бомбоубежище, оставшемся еще с советских времен. Теперь пришла пора проверить этот «арсенал».

Выбрав один из выходных, мы с отцом забрали несколько ящиков, отнесли домой и стали осматривать снасти. Какие-то были в идеальном состоянии, другие нуждались в небольшом ремонте. В некоторых случаях требовалось просто заменить леску. Я сразу сматывал старую и готовил новую, купленную заранее в магазине. Леску решено было использовать разную — от 0,2 до 0,5 мм, в зависимости от того, какого «зверя» будем ловить.

Не зная местных реалий, мы собирались экспериментировать и цеплять на удочки по две или три мормышки, отличающиеся типом и размером. Некоторые приманки были обыкновенные, другие — светящиеся или с бусинами. Одну из удочек «экипировали» блесной, которая, по нашему рыбацкому мнению, могла бы привлечь хищников, включая хороших окуней. На другую снасть поставили балансир с «мухами» на поводках…

Час «Х»

Зима наступила уж давно, и лед сковал реки и озера, промораживая воду все сильнее и сильнее. В Братске установилась очень холодная погода, температура воздуха держалась у отметки в минус 40 градусов.

Я пользовался общественным транспортом и не раз замечал непривычную для меня картину. В подъехавший троллейбус заходили люди, спешащие на учебу или работу, и спокойно стояли, держась за поручни, не старались поскорее занять свободные места. «Какие вежливые пассажиры в Братске! — с удивлением думал я поначалу. — Видимо, уступают сиденья пенсионерам, а сами не садятся…».

Хотя считается, что первое мнение всегда верное, тут моя догадка оказалась далека от истины. Мне, выросшему на юге Сибири, разъясняли, что в северных городах в сильные морозы люди просто опасались ехать сидя. В те времена пластиковые кресла в троллейбусах обычно не обогревались, поэтому был риск «заработать» не только легкую простуду, но и кое-что посложнее…

И вот, наконец, в начале недели Андрей сообщил, что на выходных планируется выезд на рыбалку. В обеденный перерыв за кружкой чайного сбора, приготовленного мною, мы обсудили некоторые моменты. Договорились, сколько и какой еды взять с собой, что из снастей лучше подойдет и понадобится ли палатка. Получив всю информацию, с нетерпением стали ждать выходных.

Суббота подкралась незаметно… И вот у подъезда уже стоит японский мини-вэн, в котором сидят другие рыболовы и ждут только нас. Быстро закидываем вещи и занимаем места в салоне автомобиля. Дизельный двигатель рыкнул, и машина понеслась по центральным улицам к федеральной трассе, идущей в сторону Усть-Илимска.

Город вечного движения

Основанный в глухой тайге в 50-е годы, Братск постепенно вырос и обзавелся производственными площадями. Кроме собственной гидроэлектростанции, были запущены алюминиевый и хлорный заводы, крупнейшая швейная фабрика, лесопромышленный комплекс и многое другое.

Все предприятия работали, не останавливаясь, обеспечивая население и промышленные объекты нужными материалами и ресурсами. Город жил и днем, и ночью, люди трудились не только в первую, но и во вторую, и даже в третью смены.

Братск не является огромным мегаполисом, но и к числу маленьких населенных пунктов не относится. В городе есть несколько больших районов: Центральный, Падун, Южный Падун, Энергетик, Гидростроитель… Оживленное уличное движение не замирает ни днем, ни ночью.

Хоть мы и стартовали рано утром, но не питали иллюзий, что дороги окажутся свободными. Так и вышло. Автобусы со студентами шли в Энергетик, рабочие ехали на алюминиевый завод, довольно часто попадались заполненные и пустые лесовозы.

Но стоило нам выбраться за пределы Гидростроителя, как трасса стала намного чище. Легковые машины больше почти не встречались, и даже грузовиков было мало.

Вот тут дизельный мини-вэн и показал свою удаль. За окном пролетал таежный пейзаж с буреломами и зарослями, а не боровые посадки елочек.

Затопление

До строительства Братской гидроэлектростанции было множество деревень и поселков, расположенных на берегах Ангары. Вода бурлила, местные старожилы ловили рыбу, не чураясь технологий. Многие люди были хорошо образованны и не всегда по своей воле попадали в эту глухую тайгу, порой приходилось подчиняться злой судьбе.

Относительно активное заселение здешних краев началось в первой четверти ХХ века. Местное население могло рассчитывать только на себя. Люди сосредоточились на собственных проблемах и потребностях и почти не обращали внимания на политику.

А потом вдруг узнали, что принято решение строить здесь ГЭС и затопить их земли. Вообще развитие технологий, в том числе в энергетике, далеко не всегда резко сказывается на жизни поколений. Но местных жителей реализация глобального проекта задела основательно. Кто-то успел переселиться в благоприятный район, а кому-то уже пришлось в спешке покидать свои дома.

Так и остались множество брошенных деревень, которые оказались теперь на дне «Братского моря». Глубина его кое-где составляет метров пять, а иногда доходит и до 40! И под этой толщей воды скрывается прошлая история затопленного края…

Хождения по лункам

Свернув с федеральной трассы на проселочную заснеженную дорогу, наш японский автомобиль уверенно продолжал путь. Вскоре мы достигли места назначения. Представшая взорам картина поражала! Ширина залива составляла несколько километров, а длина была во много раз больше.

Выгрузив снасти, мы пошли сверлить лунки. Лед был очень толстый, и бур уходил вниз почти по самую ручку. Тут началось самое интересное. Здесь рыбачили совсем не так, как у нас в Хакасии.

Поймав трех окуней граммов по 300-500, Андрей оставил лунку, направился к новой. Там выловил еще несколько экземпляров и пошел дальше. Так делали все. Не принято здесь было сидеть на одном месте, стараясь привлечь обитателей водоема прикормом. Угощение для рыб тут легко уносило сильным течением, да и большая глубина сказывалась.

Мы быстро освоили новую тактику. Нужно отметить, что в те годы еще не было нынешних строгих суточных норм вылова. К трем часам дня у нас набралось примерно по 70 хвостов. Каждый экземпляр весил приблизительно от 200 до 500 граммов.

От непривычной нагрузки ноги стали «ватными», спина гудела от напряжения. Да, конечно, окунь клевал крупный, но на его вылов уходило столько сил, что к вечеру у нас иссякло желание бродить по льду и постоянно бурить новые лунки.

Местная достопримечательность

Решив сообразить ушицу «по-Братски», мы отправились через лед на правый берег водохранилища. Там и участок был пологий, и лес частично защищал от ветра. По пути решили завернуть к местной достопримечательности — «Трем богатырям» — и установить там уды на щуку или крупного окуня.

Издали создавалось впечатление, что впереди растут небольшие три тополька. Но, попытавшись прикинуть расстояние, сразу заподозрили какой-то подвох. Наконец, подъехали к месту и вышли из машины, чтобы взглянуть поближе на «маленькие деревца». Нас смущало, как они вообще умудрились здесь выжить.

Пока Андрей с Эдуардом бурили лунки для снастей, мы с отцом расчистили лед возле топольков и обомлели, осознав свою ошибку. Над замерзшей поверхностью возвышались только верхушки деревьев, а стволы уходили в глубь воды, терялись в темноте. Никто точно не мог сказать, какова высота этих мощных старый тополей — предположительно от 15 до 20 метров. Зарядив уды, мы отправились на стоянку готовить ужин перед ночевкой.

Уха «по-Братски»

Костер весело пожирал сухие ветки, котелок грелся, вода начинала закипать. Потрошеная и почищенная рыба лежала отдельно. Среди хороших окуней — весом в полкило — были несколько хариусов, специально оставленных для ухи. С десяток экземпляров, пойманных Андреем и Эдуардом, лежали выпотрошенными особняком.

В закипевшую воду вначале были брошены специи. Следом отправилась печень, взятая у всех этих хариусов. После нескольких минут варки ее выловили из котелка и положили в чашку.

Затем в кипящую воду «нырнула» рыба. Пока она готовилась, наши кулинары размяли печень хариуса и смешали ее с луком. От всех этих процессов шел такой запах, что слюна сама собой выделялась и аппетит разыгрался нешуточный. Терпеть голод уже не было сил.

Наконец, Андрей снял с огня котелок и вывалил в него муксу из чашки. Наваристая уха согревала изнутри получше любого пледа у огня. Ароматное и вкусное блюдо способствовало разговору, который плавно перетекал с одной темы на другую.

Когда с ухой было покончено и в котелке ничего не осталось, через некоторое время мы решили сделать второе блюдо. Отложенные хариусы были порезаны ровными кусочками и сложены в алюминиевый котелок. Сверху их утрамбовали снегом и солью для посола. Больше ничего не происходило.

Выждав немного, Андрей поднял небольшую палку, обломал ее и стал интенсивно все перемешивать в посудине. Исчез снег, а через некоторое время на кусках рыбы образовался белый налет. Все — блюдо было готово к употреблению.

Запомнив эти несложные рецепты, я и по сей день использую их во время сплавов или просто выездов на природу. Никто не отказывается полакомиться быстро приготовленной и очень вкусной «Братской» ушицей…

Очередной улов

После сытного ужина сил прибавилось, ночью мы выспались, мышцы спины восстановились. Утром «ходячая рыбалка» возобновилась. К обеду наловили еще примерно штук по 30 неплохих окуней, а Андрей поймал с десяток хариусов. Затем все отправились проверять уды к «Трем богатырям».

Когда идешь к своей жерлице или разрешенной ловушке, всегда с надеждой бьется сердце, поскольку есть шанс обнаружить самый крупный трофей, который только может предложить твоя фантазия. Кто-то может мечтать о среднем налиме на 4-5 килограммов. Другой грезит о щуке на 6 кг. А третьему подавай форель на 3-4 кило!

Наши надежды, как и у любого рыбака, были большими. Вот первая уда проверена, на крючке — окунь на 1,7 кг. Вторая снасть пошла, на ней полосатый разбойник чуть поменьше — на полтора килограмма.

Третья уда тяжело идет. Сердце бьется чаще. И вот из лунки показывается знакомая физиономия рыбы — это горбатый окунь. Взвесив его, я был удивлен, что он вытянул на 3,2 кг. Таких крупных я еще не видел!

Окунь отличался от своих меньших собратьев не только размерами, но и сильно выделяющейся окраской на темно-полосатый манер. А еще у него был сильнейший горб на спине, из-за которого подобные долгожители и получили свое название.

Возвращение

Дорога домой всегда кажется короче, когда знаешь, что тебя ждут. И близким неважно — с уловом ты едешь или без него. Главное, что возвращаешься домой без происшествий.

Сложенная в мешках добытая рыба грела сердце. Хотелось поскорее приготовить и отведать жареного окуня. Спина жалобно «ныла и гудела». Но прошедшая рыбалка стоила потраченных сил и времени! А желание повторить ее только усиливалось от воспоминаний о «Трех богатырях» и «Братской» ушице!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх