Благословение Афсати

В Москве на торжественном заседании, посвященном годовщине Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», я познакомился с председателем правления РОО «Общество охотников и рыболовов» Республики Северная Осетия-Алания Алексеем Азиевым. Узнав о моем желании поохотиться на местного медведя, он тут же пригласил меня на охоту.

ФОТО SHUTTERSTOCK

Выезд запланировали на октябрь, и не зря, потому что в этот период медведи усиленно кормятся перед залеганием в спячку, а следовательно, больше двигаются, так что шансы добыть хороший трофей увеличиваются.

Я с радостью принял приглашение...

Нас встретили Алексей и Артур Битаров — начальник отдела надзора за охотхозяйственной деятельностью Минприроды РСО-Алания.

По законам кавказского гостеприимства хозяева сразу пригласили нас в небольшой ресторан, оформленный в охотничьем стиле. Был здесь и знатный волчатник Казбек Бибаев, добывший за свою жизнь около 200 волков. Нас усадили за стол, из за которого мы выбрались далеко за полночь.

Наутро прямо из гостиницы мы поехали к покровителю диких животных и охотников Афсати попросить у него одобрения на добычу зверя. Это традиция, и местные жители ее неукоснительно соблюдают.

По дороге мы остановились полюбоваться уникальной скульптурой «Георгий Победоносец выскакивает из скалы». Как ее автор Владимир Соскиев сумел столь гармонично вписать памятник в скалу на высоте 22 метров, для меня остается загадкой.

Далее нам предстояло подняться на несколько сот метров пешком, прежде чем перед нами предстала фигура божества Афсати — одного из самых почитаемых небожителей в осетинской мифологии. На площадке у его ног накрыли так называемый стол. Ахсартак Моураов — директор Северо-Осетинского природного заповедника произнес три тоста...

Мы попросили у Афсати разрешения на добычу медведя, и он, как мне сказали, ее одобрил. Утром нас ожидала дорога в предгорья. Казбек предоставил для экспедиции свои автомобили, специально оборудованные для бездорожья, без них, скорее всего, наша миссия была бы невыполнима.

Какое-то время мы продвигались по руслу реки, которое наполнилось водой после обильных дождей. Для обеспечения лучшей проходимости Казбек снизил давление в шинах.

На случай аварии в состав экспедиции был включен ЗИЛ-131, оборудованный краном-манипулятором, но иной раз и его приходилось вытаскивать при помощи лебедки.

Водители творили чудеса оффроуда, а мы, находясь на пассажирских местах, испытывали весьма острые ощущения.

ФОТО SHUTTERSTOCK

Борьба с бездорожьем заняла практически половину дня. В конце концов мы прибыли на место, представляющее собой ровную площадку около ста квадратных метров, очень удобную для стоянки машин и обустройства лагеря. Место называлось урочище Папоротниковое.

Из привезенных в ЗИЛе досок сконструировали стол и лавки, а для ночевки разбили палатки. Время поджимало, поэтому после короткого перекуса егеря повели нас на охоту. Было решено, что каждого приезжего стрелка будут «прикрывать» два егеря.

Как я ни сопротивлялся, а Алексей приставил ко мне для охраны Георгия Илурова и Тамика Алборова. По узкой, еле заметной тропке Тамик повел нашу группу в гору, однако, пройдя метров 600, мы запросились на отдых.

— Артур, а на какой высоте над уровнем моря мы сейчас находимся? — спросил я, с трудом переводя дыхание.

— Где-то 1500–1600 метров, — был ответ.
 — То-то я думаю, почему мне здесь так тяжело дышать?

Метров через двести мы пересекли медвежьи тропы и на одной из них заметили свежие следы, которые были по человеческим меркам 48 размера. Еще на базе Алексей предупредил меня, что я около шести вечера увижу зверя. Похоже, предсказания начали сбываться.

Я сразу ощутил приток сил на дальнейший подъем. Метров через сто мы вышли на полянку, вдоль и поперек истоптанную медведями. Пора было остановиться, чтобы перевести дыхание — сказывался недостаток кислорода в горах. На отдых мне хватило трех – пяти минут, и я готов был двигаться дальше.

Через некоторое время мы поднялись до первого номера, находящегося возле высокого камня на пересечении нескольких троп, затоптанных медведем. Решили оставить здесь уставшего Сергея Буторина и «подстраховщиков» Артура и Андрея.

Я со своими егерями поднялся еще метров на двести. И вот наконец-то наш номер, метрах в пятидесяти выше центральной медвежьей тропы. А еще выше (в ста пятидесяти метрах от нас) в нее «вливалось» не менее трех-четырех троп. Этот переход был самый главный у медведей.

Алексей еще на базе говорил, что за ночь через него может пройти шесть, а то и восемь медведей, так что можно выбрать достойный экземпляр. Я ему тогда не очень-то поверил, но, судя по увиденному, он был на сто процентов прав.

Единственное, что меня огорчало, так это ветер, который дул то в лицо, то в спину.

Афсати дал добро — пора в горы. Фото автора.

В высокой траве и папоротнике я вытоптал себе место для засидки, установил штатив с видеокамерой и подставку под карабин и начал ждать зверя. Егеря расположились на ковриках чуть сзади меня.

Я постарался как можно тише зарядить карабин и снять его с предохранителя, чтобы перед выходом зверя быть готовым к выстрелу в любую секунду. Не торопясь, осмотрел дальномером окрестности и отбил расстояние точек для стрельбы. Половина шестого; похолодало. Все, что у меня было из одежды, я предусмотрительно надел на себя.

До выхода зверя оставалось совсем ничего. Но как я ни старался, а подхода зверя так и не услышал, Георгий слегка дотронулся до моего плеча и пальцем показал, что зверь уже на подходе и ждать его надо на «вон той тропе».

Было около шести, все по графику. Тамик азартно жестикулировал, услышав зверя, я же ничего не видел и не слышал, и от этого меня стало нервно трясти. Взял карабин и в оптику внимательно осмотрел место выхода зверя. Теперь и я слышал шум его шагов.

— Да вот он, метрах в ста пятидесяти, — прошептал Георгий мне в ухо и направил ствол моего карабина на зверя.

Медведь темным пятном выкатился на тропу, я включил запись на прицеле и стал спокойно наблюдать за хищником. Вот он тяжелой походкой, раскачиваясь по сторонам, как маятник, начал спуск. Когда он наконец подошел к нам на сто метров, Георгий шепнул:

— Давай стреляй, чего ждешь?

Подъем в горы нам, охотникам равнин, дался нелегко. Фото автора.

Но во мне проснулся азарт оператора, желавшего снять зверя во всей его красе. Медведь встал на задние лапы, сорвал кисть рябины, отправил ее в пасть, пережевал и пошел дальше.

Остановился у дуба, почесал бок, затем встал на дыбы, повернулся и почесал спину. Ну, думаю, сейчас выйдет из-за дуба, и я выстрелю. Он вышел и двинулся вниз по тропе. Расстояние до него было около восьмидесяти метров. В оптику прицела я поймал его лопатку чуть выше локтя и плавно нажал на спусковой крючок.

Прозвучал выстрел, хищник дернулся и, пытаясь укусить себя за правый бок, рванул от меня. Не успел я перезарядиться, как над моей головой Георгий начал выдавать из своего карабина один выстрел за другим, но все безрезультатно — косолапый скрылся внизу.

Оттуда, в районе нашего первого номера, до нас донесся звук выстрела и рев медведя. Через мгновение воцарилась гробовая тишина.

— Все, собираемся! — дал команду Георгий.

Пропищала рация: зверь добыт. Мы быстро собрались и рванули вниз.

Подошли к своим. Медведь лежал на пригорке. Я наклонился к нему и в правом боку увидел два пулевых отверстия: одно прямо по сердцу, второе чуть выше и правее.

— Да, именно в это место я и стрелял, — показывая пальцем, сказал я. — За лопатку с правой стороны и, слава Богу, не промазал. А вторая дырка от пули чья? Кто стрелял?

— Это Артур выстрелил из своего «Тигра», я даже ничего не успел сообразить», — сообщил Сергей Буторин.

— И я не понял, как все получилось. Увидел, что после ваших выстрелов медведь побежал, вскинул карабин и выстрелил, — как будто оправдываясь, сказал Артур.

Моя охрана и подстраховка. Фото автора.

Обе пули легли по месту, но почему-то все начали поздравлять с добычей такого гиганта меня. Может, потому что я был гостем?

— Вскрытие покажет, где чья пуля, — подвел я итог.

Артур определил, что медведь был старше двенадцати лет и весил более двухсот килограммов. Клыки наполовину были стерты, не говоря уже о резцах. Что и говорить, все были довольны. Не надо было бегать ночью за подранком, рисковать жизнью, добирая его. Конечно, с таким трофеем не грех было сфотографироваться.

Георгий вскрыл медведя, распер палочками грудную и брюшную полости, окончательная разделка будет завтра. Возвратились на базу.

— Ну ты хоть добычу медведя сумел снять? — спросили меня на базе.
— Конечно, я его больше трех минут снимал: как он шел, как ел и как чесался о дерево.
— Тащи карабин и показывай! — обрадованно сказал Андрей и полез в палатку за ноутбуком.

Подключили, посмотрели, все классно. Медведь позировал на камеру как надо. У меня полегчало на душе.

— А я не выдерживал и уже шептал Юрию, чтобы он стрелял, — просмотрев видеофайл, с улыбкой проговорил Георгий. — А сейчас вижу, что все он правильно делал. Молодец, настоящий профессионал, с выдержкой.

Георгий пожал мне руку, ребята, в том числе и Артур, поблагодарили меня за хорошую съемку. С чувством выполненного долга мы сели за стол, чтобы отпраздновать удачу, вспоминая и рассказывая (наверное, уже в сотый раз), как все было.

С рассветом, быстренько перекусив, Алексей повел нас наверх — была опасность, что другой медведь мог найти нашего и сожрать. Я не смог оставаться в лагере, мне необходимо было убедиться в моем попадании, найти пули — и свою, и Артура, чтобы не допускать ошибок в дальнейшей стрельбе.

Налегке, с пустыми рюкзаками мы быстро дошли до места. К счастью, нашего медведя никто не тронул. Ребята попытались его перетащить в удобное для разделки место, но это оказалось непросто, медведь как будто прирос к земле.

Бухудти Качмазов представился как Коба — межрайонный охотовед РОО «ООиР» РСО Алания, с егерями сняли аккуратно шкуру, разделали и сложили мясо по рюкзакам, аккуратно отделили желчный пузырь от печени и приготовили его к транспортировке.

При вскрытии было установлено, что моя пуля (полуоболочка) пробила лопатку, вошла в грудную полость чуть выше и правее сердца, крутанула и остатками ушла в шею, а пуля Артура, оболочечная, попала прямо в сердце и разорвала его, поэтому медведь и лег на месте. Молодец Артур!

Попал куда надо, а то с моим попаданием еще неизвестно, как все могло бы закончиться.

— Спасибо тебе, Алексей, твоим сотрудникам за плодотворную и гарантированную охоту. Приятно иметь дело с такими профессионалами высокого класса, знатоками своего дела.

На базе все желающие фотографировались, растянувшись на шкуре медведя, а я, устроившись за столом, провел трихинеллоскопию вырезанных ножек диафрагмы у зверя и личинок трихинелл не обнаружил.

Иными словами, наш медведь оказался здоровым, без трихинеллеза. На прощальном ужине Алексей собрал нас на охотничьей базе на берегу чистейшего озера Бекан. Там я познакомился с уникальным человеком — Маратом Нугзаровым, специалистом отдела охотничьего контроля Минприроды и экологии республики.

Он славился тем, что мог из карабина попасть в подброшенную вверх монетку. Это было нечто из разряда сверхъестественного, и даже представить себе трудно, что такое возможно. Вот такие люди живут в Северной Осетии.