Жерлицы к празднику

Выловленная щука

В январе мороз трескучий почти до половины месяца спуску никому не давал. В отдельные дни подскакивал, всю свою силу показывал — в низинах и на водоемах до 40 градусов и ниже спускался. Какая уж тут рыбалка! Сидеть на реке в такую стужу — только «дуба давать», зубами на холоде стучать да лунки ото льда без конца прочищать. Тут никакой улов в радость не будет. И вот холода отступили. На выходные — хоть пляши от счастья — погоду для рыбалки самую подходящую пообещали…

Дареному коню в зубы… смотрят

Накануне этой оттепели сосед Вячеслав ко мне забегал. Подарок к празднику занес. Десяток жерлиц вместе с чехлом-сумкой вручил. А я в качестве ответного дара отдал балансир. Он у меня почти без дела лежал, а Вячеславу почему-то в самый раз по душе пришелся.

Хотя сосед в этих приманках куда больший толк имеет, чем я. Он редко рыбачит, щучий клев просчитывает и угадывает. И тут в основном балансиром «шурует» — другие снасти не признает. А жерлицы эти ему племянница подарила — на предновогодней распродаже приобрела. Даже с дядькой не посоветовалась. Все равно, мол, снасти, значит, рыболову в радость будут.

Вячеслав подарок принял, но без каких-либо охов и ахов и почти с равнодушием. Но на рыбалку с жерлицами еще до праздников съездил. И первый блин у него комом вышел. Расставить снасти даже не все смог — не успел за день. Слишком рано стемнело.

С самого утра с живцами у соседа туго было. Пыжься, ни пыжься над лункой, сам вместе с мормышкой трясись, будто лист осиновый, не клюет — и точка! А на балансир нет-нет да и повезет. Щучка-травянка и тройка окуней-горбачей подле лунок валялись. На уху и сковородку такими темпами вполне хватит.

Лишь к полудню пяток маленьких плотвичек и уклеек удалось выцепить и в качестве живцов поставить. Вячеслав сам рассказывал и сожалел очень, что с жерлицами связался: только время потерял. До сумерек стояли, хоть бы одна сработала шутки ради что ли! Так и пришлось живцов с двойников снимать и обратно на волю вольную опускать — в лунку.

Не по душе рыбаку подарок племянницы пришелся. Хлопотно с ним возиться: живцов надо, двойники на леску нацеплять, лунки сверлить… При таком раскладе времени не остается другими снастями ловить. Если прикинуть, сколько часов в этот раз на жерлицы «ухлопал»! На балансир можно было бы несколько раз обрыбиться!

Вот и решил Вячеслав мне передать свой ненужный подарок. Не по нраву эта снасть пришлась. А взамен у меня балансир выклянчил. Я отдал — даже сердце не екнуло. Попроси сосед, и так бы ему без всяких уговоров подарил. В общем, сменялись — баш на баш. Я при этом еще, кажется, с наваром остался, да и с немалым…

За живцами

Передавая мне сумку с жерлицами, Вячеслав заверил: здесь полный комплект — лески с грузилами, поводки, двойники. Только, мол, мальков надо наловить.

Я проверять не стал. Соседа давным-давно знаю, слово у него твердое, будто камень. Не обманет, вокруг пальца не обведет. Сумку в рюкзак сразу положил. В выходные за мальками собрался съездить. Решил, что там снасть и опробую.

Суббота тут как тут… быстро подкатила. Мой напарник Юрий еще затемно заехал. За мальками махнули на залив: там их — тьма-тьмущая. Мы с приятелем оба жерличники и за живцами только сюда приезжаем. Без улова не возвращались. Главное — дома их до рыбалки сберечь. Выживают в неволе не все, поэтому запасаем всегда с лихвой…

Вот мы на реке. Трехлитровые пластиковые банки возле лунок. Первые пойманные мальки в них серебрятся. Неплохо рыбалка складывается! Погода… что надо! Снежок тихий, редкий пролетает. Лед, будто пухом белым, покрывает. Настроение — хоть песни пой! Одно жаль — дни зимние коротки…

В банке уже штук 5-6 мальков резвятся. Я достаю жерлицы. Снасти действительно, как сказывал Вячеслав, странные. В первую очередь удивили флажки. Их, без сомнения, менять надо. Они темного цвета, их издалека сразу и не разглядишь, особенно если находятся напротив кустов. Все в одно целое сливается.

Две я рядом с собой поставил. Раз, мол, мальки есть, то и щука рядом пасется. А остальные три в сотне метров в стороне от залива разместил. Вначале я стрелял на них косым взглядом, а потом перестал. Не срабатывают снасти! Может, щуки в этих местах вообще уже не водятся? Потому и мелочь себя вольготно чувствует, клюет, не озираясь вокруг.

Ближе к полудню погода резко сменилась. Похоже, светопреставление началось. Небо посерело, опустилось низко-низко. И снег повалил такой густой, что в 10 метрах ничего не разглядишь.

Мы продолжали ловить. Правда, черпак из рук не выпускали, лунки от снежной каши освобождали. Только очистим — снова заваливает. Хорошо, что хоть поклевки не прекращались. Но поплавки при таком снегопаде мы едва успевали замечать.

Пришлось удочки с кивками вынимать. Приловчились, и… процесс пошел. К вечеру в бидонах наших по сотне мальков было. Даже если всех сохранить не удастся, все равно на две хорошие рыбалки за глаза хватит.

Под вечер стали к дому собираться. Я пошел жерлицы снимать. Юрий вызвался мне помочь и направился к дальним снастям.

Щучье место

Жерлицы в снегу были едва приметны, настолько их завалило. Но я все же нашел по характерным бугоркам-сугробчикам. Стал одну снасть вызволять, а она… как стрельнет пружиной! Хорошо, что глаз не задела. А так метра на три в сторону отлетела. После этого происшествия я другие жерлицы уже осторожнее разряжал.

Смотрю сквозь пелену снега на напарника. Он подле того места ходит, где я снасти ставил, и под ногами сугробы разбрасывает. Подхожу совсем близко, а Юрий в руке флажок держит. Потом наклоняется и второй из снега вытаскивает. Тут и я давай помогать, жерлицы разыскивать.

Нашел одну в паре-тройке метров от тех мест, где флажки лежали. Начал выбирать распущенную леску. И вдруг чувствуется характерная тяжесть добычи! Подсекаю и аккуратно подвожу рыбу ее к лунке. Зря осторожничал! Щучка килограмма на полтора надежно на двойник села. На оба крючка попалась, так что вырезать пришлось.

Пока я с этой хищницей возился да жерлицу сматывал, Юрий, смотрю, вторую нашел. И тоже оказался с добычей! Там примерно такая же щучка попалась. Словно с моей они из одного гнезда были.

Третью жерлицу мы отыскали быстро. Нашли по контуру присыпанной снегом катушки. А вот с флажком долго промучились. Уж думали, что здесь его оставить придется. Наконец, вырыли из сугроба метрах в 3-4 от жерлицы. Далеко стрельнуло…

А когда выбрали леску, то самая что ни есть настоящая трофейная рыба оказалась в наших руках! Те первые по сравнению с этой вообще какими-то «шнурками» смотрелись. Выловленная щука в лунку с трудом прошла! И тоже мертвой хваткой в живца вцепилась. Пришлось леску с поводком ножом перехватить, чтобы хищницу освободить. Так с двойником ее и повезли домой.

Уходя, я осмотрелся, чтобы запомнить, где тут щучье место. Интересно, что именно здесь мы не рыбачили еще. Да и другие удильщики, наверное, тоже. У этой ямы с обеих сторон — быстрины, которые перехватывает в самые лютые холода. Нынче, значит, замерзла.

А то, бывало, на нее и не попасть вовсе… опасно! Лед на перекате тонок, особенно если зима не слишком холодная. Но теперь я ее приметил. Значит, еще успеем побывать в этот сезон…

Нелегка дорога к дому

До автотрассы, на обочине которой мы машину притулили, по рыбацкой тропинке совсем недалеко — метров 500 будет. Обычно влегкую это расстояние преодолевали. Тропинка, хоть и петляла по пойменным лугам, а затем по полю, но постоянно была торной. Шли по ней, нигде не оступались, не проваливались.

Такой тропинка была… но до столь обильного снегопада. Потом от нее и следов не осталось: всю завалило и перемело! Идем по тропинке и не угадываем — местами по пояс в снег проваливаемся!

Всякий раз собирались этот путь ветками пометить. Да на стадии замыслов все и оставалось! На рыбалку бежим, спешим — не до того. Обратно идем усталыми. Тоже уже о веточках не думаем… А в этот раз они на тропе точно не помешали бы!

Я хоть и за Юрием шел, который взял на себя роль первопроходца, а все равно весь взмок. Поклажи у меня больше было. Мальков две банки и обе воды полны. Да выловленные щуки килограммов на пять тянут. И плюс к этому снасти разные. Хоть и по мелочам они, но все равно весу добавляют…

Пришли к машине, а там сюрприз… и неприятный. Трактор, видать, мимо проскочил, дорогу расчищал. Дорожное полотно ровное, хоть мячик гоняй. А к нашему автомобилю весь снег привалили. Из этого огромного сугроба только крыша торчит!

Поругали мы того тракториста, а делать нечего… За лопату взялись, благо она в запасе оказалась. По очереди копали, едва вызволили машину из снежного плена… Наконец, домой приехали.

Я в первую очередь мальков к месту пристроил. Жена мне для этих целей бадью пятиведерную выделила на время. Поставил посудину в кладовку, где в любое время не холодно и не жарко — где-то около ноля градусов держится…

Бадью наполняю, и… живите мальки. Правда, потом воду обновляю. Сначала часто, а затем — через день. Рыбки неделю-другую бодрые сохраняются…

Снасти, что Вячеслав мне отдал, я до ума довел. Целый вечер на них ухлопал. В первую очередь флажки заменил на более приметные. Вместо темных приклеил ярко-оранжевые. У меня такого цвета был старый зонт. Я его специально сберег, и вот он пригодился.

Пришлось и с пружинами повозиться. Потому, как проверил, почти каждая при срабатывании «стреляла». Взял в руки старую медную проводку, кусачки, паяльник и электролобзик. Пружины со шлицами в пластмассовом основании получились очень надежными. Закрепляются быстро и «намертво» в тарелке жерлицы и … не стреляют.

А уловом я тогда поделился с друзьями. Большую щуку вместе с поводком Вячеславу отнес. У него день рождения на носу был. Пусть, мол, гостей своих порадует, а то вдруг балансир подведет и оставит без улова. Двойник с поводком сосед мне потом вернул. Дареное все же… И удачи пожелал!