В аптеку за аттрактантом

Мягкие приманки со вкусом и запахом давно уже стали стандартом де-факто. Мы покупаем пакет с силиконовыми твистерами или рипперами, которые уже соусированы или покрыты какой-нибудь солью. А как дела обстоят с поролоновыми рыбками?

Не секрет, что пористый поролон, особенно когда он не запекается в формах, а вырезается ножницами – идеальный материал для удержания запаха.

Вообще, вопросом запаха приманок, в частности поролоновых рыбок, я начал заниматься давно. Скажу по секрету, я даже одно время носил с собой пузырек с телячьей кровью и пропитывал ей поролоновых рыбок. Все, что я помню от тех экспериментов, это то, что однажды я забыл этот флакончик положить в холодильник, и через пару дней он дал о себе знать не только мне, но и всем моим домашним своим едким запахом тухлятины. Но вопрос о запахе приманки оставался открытым, и я продолжал искать не только эффективное, но и удобное в использовании средство. Ведь не секрет, что в воде запах распространяется очень сильно и рыба его чувствует на расстоянии. На запах сплываются не только акулы в море. В пресной воде запах привлекает не только раков, а и налимов, и всех карповых. А раз так – значит, и остальной пресноводный хищник должен в той или иной мере реагировать на запах. Ведь «ловля на тампакс» действительно имеет место быть! Вера в эту идею у меня закрепилась, когда однажды, сидя в одной лодке с американским рыболовом Джоном Спрингером, я увидел, как он нарочито помазал поролоновую рыбку о только что пойманного судака, давая понять, что и он думает, что это должно положительно повлиять на активность клева.

В поисках природного аттрактанта я забрел в аптеку, чтобы приобрести рыбий жир для продолжения своих изысканий на этом поприще. Как оказалось, рыбий жир давно уже продается не в бутылочках, а в желатиновых драже различной формы. Более того, специально для детей продается рыбий жир со всевозможными добавками, например с чесноком. Но я, опять же ради удобства, выбрал небольшую баночку, в которой было 100 драже с рыбьим жиром, в основу которого входил именно лососевый, а значит очень пахучий рыбий жир.

Удобство этих драже заключалось в том, что достаточно достать одну желтую дробинку, проколоть ее крючком и выдавить на поролон. Все! Это гораздо удобнее всяких пузырьков. А раз так, я продолжил свои эксперименты и просил мне посодействовать моих « безнадежно больных» товарищей по увлечению.
После двух лет испытаний в самых различных условиях можно подвести некоторые итоги.

Самым главным из них я считаю то, что рыбий жир отнюдь не является панацеей от бесклевья. Размер приманки, правильная ее подача, скорость проводки – намного сильнее сказываются на результативности, чем запах. В остальном рыбий жир помогает иногда расшевелить неактивного судака на «рабочей точке». То есть в том месте, где обычно судак ловился, но по каким-то причинам к приманкам равнодушен – есть смысл попробовать пробудить у него аппетит пахнущим рыбьим жиром поролоном.

Для меня очень показательным был случай, когда мы летом с товарищем отправились на Дон ловить судака с лодки. Я предварительно обзвонил своих знакомых, кто рыбачил в тех местах, и узнал, что судак очень пассивен и за весь день можно увидеть 3-4 поклевки, вымучить своих 1-2 судачков, и это на проверенных рабочих точках. Мы все равно поехали именно в те места (около хутора Вертячий) и уже через три часа ловли убедились, что товарищи по увлечению не лгали. Действительно, на наших заветных местах мы увидели по 1-2 невнятных потычки, и Володя таки засек небольшого судачишку. Мы пробовали ловить судака и на свалах, и в корягах на значительной акватории – все без толку. Оставалось только одно – стать на заведомо рабочей точке и терпеливо дождаться «выхода» судака. Что мы и сделали.

Став на якорь в заветном месте, мы безрезультатно полоскали приманки минут сорок, поглядывая на часы. Ну когда же судак проголодается? Уже в 10:30 я предложил Володе провести эксперимент с рыбьим жиром, однако, этот эксперимент не мог бы считаться чистым, ибо любой выход судака мы могли бы засчитать «в пулю» пахнущему поролону. Мы решили подождать еще 45 минут и начать пропитывать рыбок в 11:30.

Какого же было наше удивление, когда уже на третьей проводке я подсек судака на 2.5 кг! На следующей проводке я эту поролонку оторвал на зацепе. Дальше – еще интереснее! Володя начал ловить судаков одного за другим, причем его поролоновая рыбка не была ничем пропитана. Мы в тот день сняли с того места 12 судаков, и это после того, как наши товарищи видели за весь день, включая это место, по 3-4 поклевки, как мы за полдня!

Еще один случай, когда рыбий жир «выстрелил» очень ярко. Повадились как-то мы с соседом ездить на Ахтубу в конце дня на вечерний выход хищника. Приезжаем, становимся на свои излюбленные пристрелянные места и тупо долбим поролоном, пытаясь обследовать каждый дециметр вверенного участка. Два дня у нас получалось неплохо. Мы ловили минут за сорок своих 3-4 судачков или щучек и довольные уезжали домой, благо от нашего микрорайона до Ахтубы всего каких-то 20-25 километров. Однажды случилось так, что мы не увидели на привычных местах своих «законных» поклевок и в недоумении сблизились, мучаясь в догадках о причинах бесклевья. Вдруг Валера говорит, что, как назло, еще и забыл рыбий жир взять с собой. Оказывается, он с некоторых пор постоянно его с собой носит и не ленится пропитывать им рыбок. Я легко поделился с ним заветными капсулами, мы одновременно пропитали своих рыбок и уже на втором забросе вываживали по судаку. Изумлению нашему не было предела.

Спросите у любого спортмена или продвинутого спиннингиста – они вам скажут, что рыба делится на активную и пассивную. Обычно принято для достижения наибольшего результата вылавливать активного хищника, а потом уже браться за пассивного. Так вот, когда я с одного места вылавливаю двух-трех судаков и место «замолкает», я пытаюсь его тут же расшевелить запахом рыбьего жира. Иногда мне это удается, иногда нет, но когда нахожусь на уже «пристрелянной» точке, совсем не спешу с нее уходить, а делаю контрольных 5–6 проводок поролонкой с рыбьим жиром.

Что же касается других спиннингистов, кто пробовал использовать рыбий жир – мнения разделились. Некоторые скептически к нему относятся, но считают, что рыбий жир никак не сказывается на клеве, а соответственно и не вредит. Другие приняли аптечный антрактант на вооружение и с успехом его используют, называя их по аналогии с моим никнеймом в Интернете «Мамбины шарики».

Еще в моем арсенале появился аттрактант Mega Strike, но, честно говоря, я ни разу им еще не пользовался. А вот об аттрактанте Sensas могу рассказать нечто забавное.

Однажды рыбачили мы с Андреем Архиповым из Каменск-Шахтинского, и я заметил, что на свои поролонки он брызгает каким-то спреем. Естественно, я тут же учинил допрос с пристрастием, мол, что это за аттрактант, давно ли пользуется и с каким успехом. Андрей - опытный спиннингист, и у меня нет оснований ему не доверять. Однозначного ответа, естественно, я не получил, но у него создалось впечатление, что этот аттрактант избирательно привлекает судака. Согласитесь, странный эффект. Однако пару раз я сам стал свидетелем этой странности. Уже вечером этого же дня мы джиговали на стрелке Банный-Митинка-Харабалык в Астраханской области. Непонятно по какой причине на мои поролонки "вешались" исключительно окуни, а у Андрея - исключительно судаки. Поролонки у нас были одинаковые, разница – только в аттрактанте.

Буквально через две недели мы с ним же оказались на Волге в районе Соленого Займища в Астраханской области и нашли щучье место. У нас уже было три поклевки и две щуки на кукане, когда Андрей опять спрыснул свою поролонку спреем Sensas. Удивительно, но на этом щучьем месте единственного судака поймал именно Андрей.

Конечно, скажете вы, это может быть обыкновенной случайностью, и я легко соглашусь с вами, только вот рыбачу я в месяц дней 10 минимум, и поверьте: некоторые сюжеты рыбалок выбиваются из ряда привычных и оседают в памяти, пополняя личную практику интересным содержанием, которым, собственно, и хотелось поделиться с другими рыболовами.