На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Охота в Якутии

промысловая охота в Якутии

Дело было в 1986 году. Я тогда работал в совхозе в Якутии. Шурин Вовка, старший брат моей жены, тоже раньше там трудился, а потом нашел свою избранницу и после свадьбы уехал жить в Москву. Но тяга к охоте пересилила, все-таки вырвался в отпуск в родную деревню. У меня тоже как раз подошло время отдыха. Мы и договорились отправиться вместе на пушной промысел. У Вовки к тому же имелся свой охотничий участок с зимовьем на той стороне реки Лены.

Подготовка к началу сезона

Мы заказали хлеб в пекарне на месяц вперед. Этот продукт пользовался огромным спросом у охотников. Пришлось ждать, пока подойдет наша очередь. Главное — чтобы хлеба хватило на самое сложное время.

Осталось заключить договор на добычу соболя. Охотовед нам привез официальные бумаги из приемного пункта пушнины. Сезон открывался со второй половины октября. Пришло время собирать вещи по списку. В него входило все необходимое вплоть до нитки с иголкой.

Вовка уже и раньше занимался промысловой охотой в Якутии, потому знал, что нужно взять с собой на тот берег реки. А для меня это было впервые. За один рейс мы уложиться не могли: вещей набралось очень много. Да еще следовало отвезти двух собак.

В путь отправились загодя. День выдался солнечный и безветренный, но по краю у берега уже плыла шуга. По утрам стояли заморозки до минус 16 градусов, поэтому нужно было поторапливаться, пока лед не сковал реку.

Во время первого рейса заполнили лодку горой вещей и продуктов. Хорошо, что зимовье находилось неподалеку от берега — всего в сотне метров. Правда, тащить приходилось на подъем. Стаскали весь груз в избушку, заодно проверили железную печь. Она была в порядке. Иногда случается, что в домик охотника заглядывает хозяин тайги медведь и выворачивает печку.

Дров имелось маловато, а топить нужно было сутки — днем и ночью. Во время второго рейса мы прихватили бензопилу и собак. Завершили выгрузку ближе к вечеру. Берег на той стороне реки уже начало забивать льдом.

Лодку пришлось поднимать по жердям наверх до леса. Там мы ее и оставили, выше тащить не стали. Погода в это время непредсказуемая — забереги могли и растаять. Мотор сняли и положили в избушку под нары, чтобы не замерз. Потом его можно будет тепленьким поставить обратно.

Первый соболь

Собаки летали от радости по лесу, пришлось их привязать около избушки. А сами стали раскладывать вещи, устраиваться на ночлег. Освещение было хорошее в зимовье: керосиновая лампа и аккумуляторы. Транзистор в углу на полке — главный признак цивилизации. В то время не было ни мобильных телефонов, ни таких удобных раций, как сейчас.

Сварили собакам похлебку на костре, накормили, сняли с привязи, так как стало темнеть. Вовка сказал, чтоб питомцы были наготове, поскольку ночью соболь выходит на охоту. Он бегает вдоль берега, и собаки могут его загнать.

Сразу за избушкой начиналась гора, покрытая листвяком, мхом-ягелем и голубичником. В распадках росли ельники. Там мы и ставили капканы, разрешенные в то время… Итак, ночь первая в избушке. Уставшие, мы заснули быстро. Под утро разбудил меня Вовка:

— Вставай, собаки лают! Загнали кого-то!

Мы схватили ружья, выскочили наружу. Внизу под избушкой собаки прыгали на листвяк и царапали его. На самой макушке, свернувшись клубком, сидел соболь. Сразу стрелять не стали, пусть полают для азарта.

У Вовки ружье «Белка» со спаренными стволами: нижний — «тозовка», а вверху — дробовик. Шурин с детства приобщался к охоте, стрелял очень хорошо. Запросто мог попасть соболю в голову, так что проблем с этим у нас не было. Я же вооружился дробовиком 32-го калибра.

— У меня был такой случай, — взялся рассказывать Вовка. — Так же собаки лаяли на берегу. Я начал подходить, а соболь рванул по верхушкам деревьев. И скрылся в скале. Собаки не могли его достать. Так что давай будем стрелять…

Я держал молодую собаку за шею, а другая, лайка Найда, сидела под деревом. Точный выстрел, соболь полетел вниз прямо ей в пасть. Она зверька придавила и положила. Все, подходи и бери. Первый соболь был очень красивый, шкура переливалась и блестела.

Собаку Найду Вовкиному отцу, моему тестю, подарил знакомый шофер. Лайка тогда была совсем маленьким щенком. Тесть обучал ее премудростям охоты. Четвероногая помощница шла на любого зверя, а по соболю работала идеально. Если взяла свежий след, то смело иди и знай, что Найда его не упустит…

Время для рябчиков и рыбалки

Мы обрадовались, что уже в первый день была добыча. Я пошел за водой на берег рядом с распадком, зачерпнул и… заметил шевеление в кустах тальника. Там оказались рябчики, целый выводок. Потихоньку поднялся наверх, предложил Вовке привязать собак, чтоб не спугнули птиц. Так мы и сделали.

Взяли ружья и осторожно спустились. Рябчики, нахохлившись, сидели на тальниках, как елочные игрушки. Мы подкрались и начали стрелять в нижних. Добыли по три штуки, остальные разлетелись.

— Ничего, — сказал Вовка. — Завтра они опять прилетят.

Ободрали рябчиков, взяли себе только грудки. Остальное — и пух, и крылья, и потроха — складывалось на наживу в капканы. Это идеальное лакомство для соболя, он мимо не пройдет. Грудки рябчиков сварили, обед получился отличный.

Нужно было собираться, ставить и заряжать капканы по большому распадку, который назывался Климка. Не знаю, почему он получил такое имя. В Якутии у каждого распадка свое название. На склонах снега не было, то ли ветром сдуло, то ли растаял. А в самом распадке уже имелись небольшие сугробы.

Соболиные следы выглядели старыми, терялись на проплешинах. У нас было время поставить «домики», зарядить капканы. Собаки рыскали по склону, все вынюхивали, загнали пару белок.

Мне понравилось охотиться на этой стороне. У всех имелись свои участки, никто не мешал, не нарушал границ. Природа была нетронутой, встречались разные звери. Так что мы на всякий случай таскали с собой патроны с пулями.

К вечеру спустились к избушке. Следовало по-быстрому растопить печку, приготовить ужин, ободрать соболя и отдыхать. А потом собирались порыбачить. Заберегов больших еще не было, поэтому нам ничего не мешало.

Рыба попадалась всякая, вплоть до ершей. Хариуса и сига обычно брали на засолку, налимов — на уху. Потом поднялся ветерок, по воде пошла рябь. Шуга стала гуще, ее подносило к берегу. Из-за плохой видимости мы решили прервать рыбалку, вернулись в избушку и завалились спать.

Разведка на горе

На следующий день пошел снег, что было кстати. В таких условиях понятнее, какая живность есть на участке. Утром опять лаяли собаки, уже с другой стороны избушки. На высокой осине сидел соболь. Так же, как и вчера, мы аккуратно его сняли.

По свежему снегу было видно, что зверек пришел с другой стороны берега. Значит, соболи на нашем участке водились. Мы решили идти на гору на весь день, рассчитывая вернуться к вечеру. Нас переполняла молодая энергия. Мне тогда было 25 лет, Вовке — около 30. Усталости вообще не чувствовали, весь день могли ходить по склонам.

По распадку собаки шли впереди. Поднялись на самый верх горы. Так мы преодолели километров пять. Решили передохнуть, попить чаю. Развели костер, сели на бревнышке, вода закипела.

Вдруг примчался молодой пес, оббежал вокруг нас. Дал ему кусочек хлеба, а он опять развернулся и унесся. Я подумал, что зовет нас куда-то. Быстренько собрались и по его следу пошли вперед. Лая слышно не было, он вновь к нам подбежал, развернулся и рванул. И вот мы услышали глухой голос Найды, которая обнаружила соболя в небольшом распадочке.

Подошли поближе. Лиственница была покрыта инеем, и ничего не видно, все бело. А следы соболиные имелись. «Тут что-то не так!» — подумал я. Стали отходить от дерева подальше, разглядывать со всех сторон.

На самой макушке, как в гнезде, сидел соболь. Стрелять было опасно, потому что он там мог зависнуть. И как его оттуда достать? А дерево-то толстое, нашим маленьким топориком замучаешься рубить.

Тогда я решил выстрелить по стволу, чтобы спугнуть зверька. Вовка с ружьем стоял наготове. Так и сделали. Соболь перескочил на ветку, тут шурин свой шанс не упустил и точно поразил цель. Найда придавила трофей и отпустила. Я дал молодому псу понюхать, а он так вцепился, что еле отобрали! Решил быть осторожнее, а то он может ведь и испортить шкурку.

Молчаливый пес

Молодой щенок редко гавкал, чему была своя причина. Некоторое время назад тесть отдал его знакомому шоферу. Тот посадил пса в кабину и уехал. В 70 километрах от поселка остановился, вышел из машины, а стекло оставил открытым, поскольку была весна. Щенок выскочил в окно и убежал в лес. Водитель бросился следом, но не догнал. «Ну, все, — подумал он. — Пропадет в лесу!».

Осенью тесть с тещей поехали на покос за 30 километров от поселка, жили там в палатке. Как-то вечером возвращаются с поля, а их ждет сюрприз. Этот щенок сидит в палатке! Как-то нашел путь к своим прежним хозяевам. Все лето выживал в лесу, сам себе искал пропитание, учился скрытности. Потому-то и не лаял, когда был один, без Найды.

Это я к чему веду? Мы топали дальше, собаки скрылись из виду. И тут вдруг гавкнул этот молодой щенок! Я удивленно посмотрел на Вовку, пошли посмотреть. Подходим, а там сидит наш юный пес и держит в зубах зайца. А на дереве еще и соболь. Это он задавил «косого» и пытался съесть. А щенок гавкнул и отобрал добычу.

Сбили соболя, забрали ушастого зверька, задняя часть у него была еще целая. Тут на выстрел прибежала Найда, посмотрела, понюхала все и рванула. «Ну, все, сейчас будет оправдываться», — подумали мы.

И точно, через час залаяла на сопке на краю скалы. Если гавкает без остановки, то, значит, обнаружила соболя, с перерывами — белку. Так мы различали, на кого собака подает голос. На сопке на крайнем дереве действительно сидел соболь. Хоть нас к тому времени уже немного утомила охота, но азарт есть азарт. Добыли еще одного зверька.

Проверка капканов

Приближался вечер, пришла пора возвращаться. Вовка, хорошо знающий эти места, сказал:

— Сейчас пойдем прямо, спустимся в наш распадок, где ставили капканы, заодно и проверим их.

Так и сделали. Шурин вывел точно к распадку. Нужно было торопиться, чтобы засветло успеть вернуться на берег. В темноте бродить по окрестностям не стоило. Некоторые охотники строили вторую избушку — на горе. У нас такого запасного убежища не было.

Спускались мы быстро, поглядывали на капканы и по сторонам. В одном месте все оказалось разбросано. Домики-ловушки на соболя собирались из отдельных палок, коры листвяка. Подойдя поближе, увидели, зверек ночью попался.

Вышли на берег, рюкзак тянул плечи, но я готов был нести его хоть куда. Направились к избушке. Сугробов еще не намело, идти довольно легко. Поднялись к зимовью, затопили печь. Зажгли фонари в лампу. В избушке сразу стало светло и уютно.

— Вот это охота! — рассуждали мы. — Вот бы каждый день так!

Посидели, отдохнули. Выхожу из избушки, а собак до сих пор нет. Мы думали, что они нас обогнали и будут ждать возле зимовья, однако их тут не оказалось. Устали не устали, а идти за собаками надо! Вдруг они в капкан попали? За весь день проголодались и могли пойти приманкой полакомиться.

Так оно и случилось. Пока мы проходили распадок, собаки бегали наверху. Потом спустились за нами и принялись шарить по капканам, ну и попались. Найда зацепилась ошейником, хлястик свисал. А молодого пса лапу защемило. Освободили собак, главное, что они живые. Повели в избушку, там накормили.

Рискованная переправа

Наступила ночь. Этот день прошел хорошо и запомнился мне на всю жизнь. Назавтра мы запланировали отдыхать, заняться обустройством быта, хозяйством. В частности, собирались заготовить лед, уже на берег натолкало торосы.

На охоте всякое случается. Дни бывали и пустыми, но не совсем, конечно. Например, рябчиков и белок стреляли, у них мясо достаточно вкусное.

В ноябре мы уже ждали, когда окончательно замерзнет река. Для этого должны были установиться 30-градусные морозы. Налегке переходили Лену по льду. Занятие, конечно, рискованное. Приходилось привязываться веревкой друг к другу и по торосам идти с длинными палками в руках. В некоторых местах лед неожиданно прогибался. Но все равно шли потихоньку.

Свою часть договора по заготовке пушнины мы выполнили. Оставалось дождаться, когда приедут принимать добычу. Наши капканы были заряженными. Через полмесяца пошли их проверять. И хоть к тому времени установились морозы под 40 градусов, мы все равно не отказались от своих планов… Вот такие у нас были промысловые охоты в Якутии.

Сергей Корзинников, Иркутская область

Источник

Картина дня

наверх