Окуни озера Виктория

Нильский окунь

В сентябре 1999 года мне предстояла поездка в Уганду.

Желая получить хоть какую-то информацию об этом небольшом центральноафриканском государстве, я к большому своему удовольствию прочитал в одном из рекламных проспектов, что смогу порыбачить на озере Виктория. Поэтому в поездку я прихватил с собой спиннинг и комплект всевозможных блесен, воблеров, твистеров и прочих приманок на удачу, так как не имел ни малейшего представления о том, кого и на что мне придется ловить.

И вот через неделю пребывания в Уганде мои новые темнокожие друзья, узнав о том, что я заядлый рыболов, решили доставить мне удовольствие.

Прежде чем рассказать о самой рыбалке, несколько слов о самом озере Виктория и его рыбной фауне.

Оно расположено в Восточной Африке, на территории Танзании, Кении и Уганды. Это самое большое (68 000 кв. км) из всех озер Африки и одно из крупнейших в мире.
Средняя глубина - около 40 м, максимальная - 80 м. Оно протянулось с севера на юг на 320 км и с запада на восток на 275 км. Из вод озера поднимается много скалистых островов.

На озере часто случаются бури (в этом отношении оно вообще находится на одном из первых мест на земном шаре). Мне пришлось испытать шторм на себе. Возникает он внезапно, как правило, после полудня и продолжается несколько часов подряд. Ураганный ветер, сопровождающийся тропической грозой, вызывает сильнейшие волны.

Ощущения, которые ты испытываешь, находясь в моторной лодке, трудно назвать приятными, поэтому, отправляясь на рыбалку, необходимо иметь средства личной безопасности. Выбирая место ловли, следует оговаривать с местными проводниками такой маршрут, чтобы поблизости находилось как можно больше островов, на которых хоть и вымокнешь до нитки, но переждешь шторм.

Ихтиофауна озера весьма богата, насчитывает более 40 видов всевозможных рыб. Но наиболее важными для промысла считаются нильский окунь (местное название - пута), тиляпии различных видов (местное название - нгеге; это, наверное, самая распространенная рыба в озере, она достигает веса 5-6 кг), и рыба, очень похожая на нашего сома, но гораздо светлее по окраске и с более вытянутым туловищем (научного названия ее я так и не узнал, а местное - мамба). И, как меня уверяли местные рыболовы, здесь водится множество усачей (местное название - кисинджа).

Меня в первую очередь интересовали хищники, поэтому выбрал охоту на нильского окуня.

Это очень крупная хищная рыба, напоминающая по форме и внешнему виду судака и достигающая веса 100 кг. и более. (Официально зарегистрированный самый большой экземпляр, выловленный в озере Виктория, превышал 2 м и весил 141 кг). Нильский окунь, попавшись на крючок, отчаянно сопротивляется. Первое ощущение при поклевке - это огромная тяжесть, и кажется, что удилище вот-вот вырвется у тебя из рук, а ты вывалишься за борт лодки, если не отпустишь свою добычу.

Эта рыба имеет обыкновение, выйдя на поверхность воды, давать метровую «свечу» и отчаянно биться в воздухе, освобождаясь таким образом от крючка даже тогда, когда она, казалось бы, подсечена по всем правилам.

И вот, наслушавшись всех этих «ужасов», которые меня ожидают на рыбалке, я принялся инспектировать свои снасти.

Рыбачить предстояло на глубине около 40 м. И чем я располагал для этого? Спиннинговое удилище фирмы ST.CROIX длиной 2,7 м с тестом 15-40 г. Катушка «Twin Power 3000». Плетеная леска «FireLine» диаметром 0,25 мм с разрывной нагрузкой 17,5 кг. Несколько воблеров, блесен, рипперов (резиновых рыбок) и твистеров с головками 10-15 г и, как оказалось, с очень слабыми крючками.

Вот с этим набором я отправился в ближайшую субботу поохотиться на «некрупного», по уверениям моих проводников, весом от 40 до 60 кг, нильского окуня. Святая наивность! Я не подозревал, что меня ожидает.

Рано утром мы подъехали к небольшой пристани, где нас уже ждали два проводника с подготовленной к рыбалке лодкой. Быстро погрузившись, мы взяли курс к месту ловли. Яма, на которой предстояло рыбачить, находилась в 2,5-3 км от береговой линии.

Все время, что мы шли на моторе, я любовался красотами Виктории. По пути нам встречалось множество островов, растительность которых потрясала воображение. Видели мы также совершенно голые каменистые островки, где уже расположились местные рыболовы - они с успехом ловили тиляпию на очень примитивную снасть, состоявшую из куска лески длинной 2-3 м, грузила и крючка №8-10.

Наконец мы подошли к месту ловли, лодка легла в дрейф. Проводники мне объяснили, что в зависимости от температуры воды и направления водных течений окунь может держаться у дна, а может и подниматься вполводы.

И вот я забросил первый риппер с головкой весом 15 г. Техника ловли очень проста и чем-то напоминает зимнее блеснение судака на наших водоемах, так как из-за очень большой глубины проводки практически не получается. Но здесь подстерегает неприятность - из-за того, что окунь держится на свале каменной гряды, без конца случаются зацепы, и не важно, используются поводки или нет, - с приманкой часто приходилось расставаться.

Очень быстро последовала первая поклевка. Окунь взял резиновую рыбку в тот момент, когда я максимально поднял ее со дна и немного задержал в верхней точке подъема. Поклевка была просто сумасшедшая, ее даже сравнить не с чем. Тут же затрещал фрикцион катушки, и остатки «плетенки» с катастрофической быстротой начали уходить в глубину. Оставалось только надеяться на прочность удилища, пока мои проводники запускали мотор лодки.

Я делал все возможное и невозможное, чтобы поднять окуня в верхние слои воды, но он не собирался покидать спасительной глубины. И метров через сто, которые мы за ним прошли на моторе, он смог, видимо, как-то замотать «плетенку» вокруг камней и оборвать снасть.

Не буду долго останавливаться на описании моего первого дня ловли. Поклевок было очень много. Окунь брал очень крупный. Но все оканчивалось или обрывом лески, или сломанными, разогнутыми крючками. Я понял, что на такой рыбалке с моими снастями делать нечего.

Через переводчика попросил отвезти меня поближе к островам, где глубина была 3-5 м, и там два-три часа с удовольствием ловил некрупного, 2-5 кг, окуня. Брал он практически на все, что я предлагал: на вращающиеся блесны MEPPS любой модификации №3, 4 и на небольшие рипперы и твистеры. В полдень, когда начинается очень сильная жара, клев прекратился, и мы отправились домой.

Договорившись с проводниками о поездке в следующую субботу, я всю неделю решал, как выйти из создавшегося положения.

Если кто-то из читателей все-таки решит отправиться на озеро Виктория, хочу предупредить их о том, что все снасти необходимо иметь с собой, потому что мы объехали все магазины г.Кампалы (это столица Уганды) и нигде не обнаружили таких рыболовных магазинов, где можно было бы приобрести что-то подходящее.

Из создавшегося положения я вышел следующим образом. Расплавил все оставшиеся у меня свинцовые головки и сделал грузило весом 150 г. для ловли «на дорожку» с воблерами. В наборе у меня оказался один «Super Shad Rap», и именно на него я решил в следующую субботу попытать счастья.

И вот мы опять на заветной яме. Я объяснил моим проводникам, как они должны действовать в случае поклевки, опустил снасть на глубину примерно 35 метров с таким расчетом, чтобы грузило не достало дна, иначе зацеп привел бы к неминуемому обрыву снасти.

Через 15 минут после того, как лодка начала свое движение, последовала первая поклевка. Снасть выдержала нагрузку, но все остальное время борьбы я боялся только одного - чтобы не сломался спиннинг.

Спустя полчаса громадный окунь оказался у поверхности воды. Самыми незабываемыми моментами этой тяжелой борьбы стали фантастические «свечи», которые выделывал этот красавец, несмотря на то, что вес грузила был 150 г.

Каждую секунду я ждал обрыва, поломки удилища. Но судьба в тот день была ко мне благосклонна, и в течение полутора часов мне удалось выловить трех окуней весом 26, 18 кг и 11 кг. Это некрупные, по меркам моих проводников, экземпляры, но, судя по их сопротивлению, я уверен, что если бы оснасткой соблазнился окунь хотя бы на 40 кг, то мне пришлось бы распрощаться со своим спиннингом. Потом произошло неотвратимое - зацеп и обрыв снасти.

Что хотелось бы посоветовать тем смельчакам, которые, прочитав статью, решат отправиться порыбачить на оз. Виктория? Необходимо иметь с собой очень прочное удилище с мультипликатором, потому что того запаса плетенки диаметром 0,25 мм, который помещается на обыкновенную катушку, явно недостаточно.

Приманки рыбе можно предлагать любые - она абсолютно неприхотлива. У меня сложилось впечатление, что окуни хватали все, что двигалось рядом с ними. Способы ловли тоже очень просты: ловить можно в отвес и «на дорожку», в прибрежной зоне - на заброс.

Перед отъездом вам необходимо будет сделать прививку от желтой лихорадки и иметь при себе справку установленного образца. Не тратьте большие деньги по месту жительства на приобретение дорогостоящих противомалярийных лекарств - в Кампале в любой аптеке вы сможете приобрести самые современные препараты очень дешево. Проживание и питание в гостиницах - во много раз дешевле, чем у нас. Попасть в Уганду можно двумя маршрутами.

Первый: Москва - Амстердам - Найроби - Энтебе (это центральный аэропорт Уганды, находится в 30 км от столицы). В любое время вы можете добраться до города на такси. Второй: Москва -Каир - Найроби - Энтебе.

Я бы посоветовал вам лететь по первому маршруту, так как, по рассказам местных жителей, в Каире очень большая вероятность того, что к вашему багажу «проявят интерес». Стоимость билетов по обоим маршрутам одинакова. Отношение местного населения к европейцам очень приветливое.

Поверьте, если вы решитесь дней десять порыбачить на оз.Виктория, это будут самые незабываемые дни в вашей рыболовной жизни.