За бараном по рекам и камням

После шестичасового перелета мы оказались в Якутске c охотниками из Казахстана Жайсаном Сыздыковым и его другом Ильясом. На сей раз целью нашей экспедиции был якутский снежный баран.

Фото автора.

Получив багаж и прыгнув в микроавтобус, который встречал нас в аэропорту, мы тронулись в путь и спустя полчаса были на переправе через Лену.

От широты реки и огромной массы воды, текущей к Ледовитому океану, у моих казахских друзей захватило дух. Через час с небольшим мы уже стояли на другом берегу.

Микроавтобус ловко взобрался с пандуса на песчано-галечную насыпь и, слегка переваливаясь с боку на бок под тяжестью груза, начал свой путь в восточном направлении.

К вечеру того же дня мы оказались в небольшом якутском поселке под названием Хандыга.

Тепло гостиницы располагало ко сну, и мы, обсудив все детали и планы на завтрашний переход в район охоты, с удовольствием упали на кровати и уснули.

Утром следующего дня нас ждала машина для переезда к пристани. Там мы увидели два аппарата на воздушной подушке «Хивус».

Как потом оказалось, это транспортное средство наиболее оптимально для передвижения в условиях нестабильного уровня воды в якутских реках. Загрузившись, под рев пропеллера «Хивуса» мы тронулись в путь.

Шли около двух часов, поднимаясь вверх по Алдану до поворота на другую якутскую реку Тыры. Если по полноводному Алдану идти было сравнительно легко, то после поворота на Тыры маршрут резко усложнился, но через пару часов мы уже были на базе «Пять озер».

Нас встретил мой давний партнер Андрей Петров — директор охотничьего хозяйства, на территории которого нам предстояло охотиться. Надо отметить, одна из основных проблем в столь удаленных местах — это обеспечение транспорта топливом.

Топливо заготавливается заранее с большим запасом на непредвиденные случаи, которые здесь скорее норма, нежели исключение. И все бы было хорошо, но кто же мог предугадать, что небольшая по сравнению с Леной и Алданом река Тыры настолько разольется и разбушуется, что снесет целиком небольшую промежуточную базу со всеми строениями и стратегическими запасами бензина.

Тем не менее Андрей нашел способ решить проблему, и мы выехали. Предстояло подняться еще выше по реке до небольшой избушки, сделать ее промежуточным лагерем и уже оттуда начинать охоту.

За бараном по рекам и камням

«Хивус» — наиболее оптимальное средство передвижения в условиях нестабильного уровня воды в якутских реках. Фото автора.

В первый же вечер Жайсан с одним из проводников выдвинулся в горы попытать удачу: там на противоположном от нас берегу был заложен солонец, на который, по словам проводника, иногда приходят бараны.

Оставшиеся в лагере стали обустраиваться, приготовили на костре ужин, отдали дань Байанаю (якутский Бог охоты) и стали ждать возвращения охотника. Поход Жайсана в горы оказался безрезультатным.

На следующее утро, позавтракав, мы все двинулись в путь. По плану Андрея нам предстояло пройти по одной из малых проток и подняться на высокогорное плато где-то в часе ходьбы от избушки. Но протока все больше и больше сужалась, и у нас возникали сомнения, сможем ли мы пройти к месту нашей охоты.

В какой-то момент «Хивус» уперся в непреодолимые скалы. Мы смогли развернуться, переталкивая «Хивус» от скалы к скале, а когда я посмотрел в глаза нашему капитану и спросил «Пройдем?» — тот вздохнул и молча сел за руль.

В кабине все притихли, напряженно вглядываясь вперед. Мы с облегчением вздохнули только тогда, когда «Хивус» вышел на мало-мальски ровный участок реки.

Тут же пристали к берегу и первое, что сделали,  — это выпили по хорошей рюмке водки за успешное освобождение из каменного плена.

Наш «Хивус» с правого борта был похож на военный истребитель, только что вернувшийся из боя: ободранные бока, разбитые поручни, местами порванный фартук. Обсудили сложившуюся ситуацию и приняли решение возвращаться на базу.

На следующий день нам предстояла новая и более трудная экспедиция. Вниз по реке мы шли до тех пор, пока везде проходящий «Хивус» не встал. Пришлось быстро собраться и, взяв спальники и припасов на пару дней, выдвинуться вверх по ручью.

Вел нас молодой проводник Константин. От ходьбы и палящего августовского солнца мы начали потихоньку раздеваться. Пот лил градом, и приходилось использовать малейшую возможность умыться и намочить головной убор.

Мои проверенные ботинки в очередной раз зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. У Жайсана с Ильясом были похожие, но по функциональности они все же уступали моим.

За бараном по рекам и камням

Начало неудачного перехода. Фото автора.

По мере продвижения вперед и вверх по ручью к месту предполагаемой охоты русло становилось все уже, а сам ручей все глубже. Местами нам даже приходилось снимать обувь и переходить ручей вброд по камням.

Но вот мы уткнулись (в прямом смысле слова) в такой скалистый прижим, что уже во второй раз подумали об окончании нашего путешествия. С точки зрения природной красоты место было изумительное: водопад метров десять высотой, вода изумрудного цвета, падающая в природную купель, выбитую за многие столетия…

Несколько минут мы изучали скалы и обдумывали маршрут, по которому можно пройти, зацепившись хоть за что-нибудь. Идти по узкому, найденному нами карнизу из скользких камней почти отвесной скалы, да еще с рюкзаками и оружием, представлялось не очень простой задачей. И все же пришлось рисковать…

Яндекс.ДиректУспей на распродажу одежды Zara!Саженцы колоновидных! Каталог! 2020!

Остановились на отдых между водопадом и пройденной нами скалой. С ручья пришлось уйти правее по склону. Так мы прошли еще километра три, когда наконец перед нами открылась долина, со всех сторон окаймленная горными хребтами. От визуальных перспектив захватывало дух, но было уже не до этого.

Судя по GPS мы прошли по прямой около 14 километров от того места, где остался «Хивус». Надо было еще пройти около километра, до подножья скалистых гор, где предполагался ночлег. Вечерело.

Пробовали найти хоть мало-мальски сухое место, чтобы разбить лагерь, разжечь костер и перекусить. но кругом были грунтовые воды.

За бараном по рекам и камням

Охота в горах требует от охотников хорошей физической формы и нечеловеческой выносливости. Фото автора.

Пока подыскивали место под стоянку, смогли найти баранов в одном из небольших ущелий на расстоянии примерно километра два от нас. Костя пошел в горы, чтобы сделать более точную разведку для завтрашней охоты, а мы занялись приготовлением ужина. Вернувшись, Костя доложил, что на скалах видел группу баранов в шесть голов.

После ужина все упали на оборудованные для сна места. Ночь прошла быстро. Успели даже в какой-то степени отдохнуть. Встали еще затемно, часов в пять. Чашка чая, легкий перекус. Ноги у всех ныли, трудно было привести мышцы в рабочее состояние.

Это произошло чуть позже, по пути в скалы, где были бараны, а пока мышцы не прогрелись от нагрузки, создавалось впечатление, что вместо ног у тебя деревянные ходули.

Костя, как это водится у проводников, умчался вперед, и мне приходилось координировать действия и авангарда и арьергарда, чтобы один не убежал без охотника слишком далеко вперед, а другие не отстали и не потеряли нас из виду.

В конце одного из переходов Костя вдруг присел и замахал мне рукой, чтобы я тоже спрятался. Как оказалось, он увидел тех же баранов, которых наблюдал вчера, но гораздо ближе к нам.

Я осторожно приподнялся и увидел группу животных на расстоянии максимум 70–80 метров. Оглянулся назад. Ни Жайсана, ни Ильяса. Никогда такого не было, чтобы бараны столько времени ждали охотника.

На всякий случай я быстро вытащил из чехла камеру и начал снимать, чтобы потом доказать Жайсану, что бараны здесь есть. Но тут мой казахский товарищ показался из-за куста кедрача метрах в ста, кинул на нас усталый взгляд. Мы махнули рукой, чтобы он быстрее подошел к нам.

Бараны стояли на том же месте. Один из них чуть передвинулся. Я взглянул на Жайсана и понял, что он после подъема не готов к стрельбе стоя, без опоры, на высоте двух с половиной тысяч метров, сначала ему необходимо было отдышаться.

А Костя торопил: «Стреляй!» И Жайсан решил стрелять. Я включил камеру. Охотник сделал несколько выдохов, затем глубокий вдох, и грянул выстрел.

Спокойно стоявшие бараны сорвались с места. Душу согревала надежда, что Жайсан все-таки попал и баран в горячке убежал и где-нибудь лег. Подождали минут пять и направились к тому месту, где стояли бараны, но следов попадания не нашли — ни крови, ни стрижки. Вышли на край крутого скалистого ущелья, и тут Костя заметил группу баранов, уходящую от нас по склону.

Фото автора.

Еще одна попытка взять достойный трофей, но уже с дистанции 400 метров. Промах! И с 450 метров тоже. Я попытался сдержать азарт Жайсана и остановить его от столь дальних и неподготовленных выстрелов, но тщетно… Трудно описать, что чувствует охотник (да и вся его команда) после такого долгого пути и досадного промаха.

Полюбовавшись видами скалистых гор, вся команда развернулась в обратном направлении. По пути мы подсчитали, что согласно показаниям GPS нами было пройдено минимум 32 километра. Даже не верилось. Хотелось быстрей оказаться в лагере и упасть на кровать.

На следующий день не стали торопиться с выходом на охоту. Требовался спокойный режим вхождения в рабочую форму. Андрей запланировал бросок в хорошо известный ему район, где он неоднократно видел баранов.

Сообща решили идти с очередной ночевкой в горах. Упаковав дежурное снаряжение, через час на двух лодках мы вышли в путь. С нами отправился еще один проводник Геннадий. Спустились по Тыры вниз, повернули в один из ее притоков.

По дороге с интересом рассматривали берега, на которых оттаивала вечная мерзлота и грунт лохмотьями сползал в реку.

Причалили к берегу. Через семь-восемь километров мы должны были оказаться там, где держатся бараны. На это нам понадобилось около двух часов. Андрей отправился на разведку. Договорились связаться по рации, если будет необходимость охотнику подняться для выстрела по барану.

Андрей растворился в чаще, покрывшей крутые склоны, и часа через два вернулся усталый и расстроенный. Его ожидания увидеть баранов не подтвердились.

Смысла оставаться не было, следовало поторопиться, чтобы засветло добраться хотя бы до лодок на берегу. Когда вся команда пришла к лодкам, уже смеркалось.

Пришлось быстро собрать лагерь, загрузить вещи в лодки и плыть на базу…

За бараном по рекам и камням

Проводники передвигаются по горам в обычных резиновых сапогах, а охотнику-горожанину в этой местности без специальной горной обуви делать нечего. Фото автора.

У нас в запасе оставалась всего пара дней, чтобы добыть якутского снежного барана. На сборы в очередной поход ушло немного времени. На сей раз пошли выше по течению, вероятно, на тот «дальний» кордон, куда «обычно» уходит зверь. И опять были камни, глубокий вязкий мох, кусты тальника.

Вышли к месту, где после подтаежного пояса резко выросли скалы. И вот он, снежный баран, замеченный Андреем. Нам повезло, что ракурс, с которого баран был замечен, не загораживали деревья и другая растительность. Баран лежал спокойно на небольшой полке отдельно возвышающегося небольшого хребта, рядом с высоченным скалистым выступом.

Казалось, его ничто не тревожит, и это было на руку охотнику. Жайсан смог спокойно изготовиться для стрельбы. На этот раз не было больших сомнений по поводу того, что трофей будет добыт. Расстояние до цели составляло всего 200 метров.

Пока Андрей давал Жайсану советы, раздался хлесткий выстрел «Блазера» 300-го калибра. Баран тут же поник головой и больше не двигался. Все облегченно выдохнули.

Добытый баран не обладал выдающимися трофейными качествами, но был настоящим, трудовым трофеем. По сложности якутские испытания можно поставить в один ряд с высокогорной памирской охотой.

Во всяком случае, по словам Жайсана, ярких впечатлений на всю жизнь, после охоты в Якутии осталось очень много.