На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Камерун: с пигмеями за лесным слоном

Поздний вечер. Тропический лес на юге Камеруна. Жарко, влажно и душно, скоро пойдет обязательный для этих мест дождь. Мы лежим у костра, измочаленные бесконечными поисками лесного слона. Вместе со мной — мой друг охотник и оператор Элисбар Караваев и профессиональный охотник француз Ги Ле Боэк.

Автор с великолепным трофеем лесного слона-одиночки, фото автора

Автор с великолепным трофеем лесного слона-одиночки, фото автора

Мы лежим и слушаем нашего старшего следопыта Гастона, вожака небольшой группы пигмеев бака, которые работают в сезон охоты (с апреля по август) в лагере испанской компании «Майо Олдири Сафари». «Когда-то пигмеи умели перевоплощаться в слонов. В прежние времена пигмеи бака часто враждовали с другими племенами, и если кто-то угрожал нам, то глава семьи превращался в слона, чтобы защитить своих близких и отвести их в безопасное место. Видя следы слона, враг не решался преследовать эту семью, — Гастон, сносно говорящий по-французски, на мгновение умолкает, но, убедившись, что «большие белые» явно заинтригованы его рассказом, продолжает: — Дед рассказывал мне эту историю, когда я был совсем маленький, и он предупреждал меня относиться с большой осторожностью к слонам. Дед объяснил, как распознать оборотня по его помету. Надо измельчить листья особого растения и смешать со свежим пометом слона, затем положить эту кашицу на лист маранты и поместить над костром. По тому, как она будет кипеть, станет понятно, настоящий слон или нет. А еще дед предостерегал меня от женитьбы на ненадежной женщине, которая будет мне изменять. В этом случае, предупреждал дед, удача отвернется от тебя, ты не сможешь отличить оборотня, и слон убьет тебя».

Пигмеи наравне с бушменами и аборигенами Австралии, по мнению ученых, относятся к самым древним народам нашей планеты. Они живут небольшими сообществами, состоящими из пяти–десяти семей. Пигмеи не признают вождей и предпочитают первобытнообщинную демократию. Но в то же время в каждой группе есть моральные лидеры, которые пользуются наибольшим влиянием. Им доверяется организовывать охоту, выбирать место для лагеря, улаживать конфликты внутри общины, вести переговоры с «большими белыми» и «большими черными» (последнее — название соседей-африканцев из племени банту). Обычно подобным статусом обладают охотники на слонов и горилл.

Таков и наш Гастон — местная знаменитость. Мало кому удается добыть с копьем взрослого самца-гориллу. Ведь рост взрослых особей достигает 1,75 метра при ширине плеч до метра, а вес может быть больше 200 килограммов. Любой промах грозит большими неприятностями охотнику: могучий зверь способен разодрать его в клочья. Гастону повезло: подкравшись, он поразил гориллу одним ударом, обеспечив голодавшую в тот момент семью мясом на много дней вперед...

Древние греки, в том числе и знаменитый историк Геродот, называли этот народ «пигмайой», что в переводе означает «люди величиной с кулак». Рост пигмеев действительно невелик: каких-то 135–140 сантиметров. Но их отличает развитый, особенно у мужчин, плечевой пояс, превосходный слух, отличное обоняние, они великолепно ориентируются в лесу даже ночью — словом, это прирожденные и превосходные охотники практически на любую дичь, которой столь богаты дождевые леса тропической Африки.

Под давлением правительства Камеруна бака — самая многочисленная пигмейская народность в стране — начали переходить к полуоседлому образу жизни в середине 60-х годов XX века. Охота и собирательство постепенно уступили место сельскохозяйственным работам по выращиванию какао, кофе, овощных бананов и маниоки. Появление у пигмеев небольших наделов какао фактически означало потерю ими статуса охотников, так как это привязало их к земле. Охотники стали посредственными земледельцами, их охотничьи навыки притупились.

И тем не менее несколько раз в год голос предков поднимает бака с насиженных мест и влечет их в джунгли. Они уходят в лес на несколько месяцев, целиком отдаваясь занятиям предков — охоте, рыбалке, поискам меда, сборам корнеплодов, лекарственных трав и растений. Дары леса, как усвоили Гастон и члены его группы, имеют товарную ценность, их можно продать на деревенских рынках или выменять на металлические предметы — ножи, копья, наконечники стрел.

Многие мужчины, как Гастон, нанимаются в сезон охоты в аутфитерские компании для сопровождения охотников или для первичной обработки трофеев. Пигмеи и их семьи обычно селятся в дощатых хижинах для персонала на территории охотничьего лагеря или разбивают поблизости свой лагерь. Мне и Элисбару посчастливилось познакомиться с ними, так как в наши цели входила не только охота на лесного слона, но и съемки документального фильма для одного из охотничьих телеканалов.

В тот день нас сопровождал Бенабье, еще один пигмей-следопыт, лишившийся левого глаза во время охоты на слона. Несчастный случай, как рассказывали его товарищи, произошел из-за допотопного ружья с дымным порохом, которое буквально взорвалось при выстреле в его руках.

Бенабье также слыл экспертом по выявлению среди слонов оборотней. Для этого он использовал браслет-оберег, сделанный из травы, который постоянно носил на левой руке у предплечья. «Если я вижу в лесу слона, — рассказывал он нам с заговорщицким видом, — то внимательно на него смотрю и подтягиваю браслет ближе к плечу. Если передо мной оборотень, он убежит а если настоящий слон, я выстрелю, и он умрет, а я пойду в деревню за помощью».

Из рассказа Бенабье мне особенно запомнилось, как пигмеи-охотники выбирают место для лагеря. Прежде всего они исходят из наличия дичи, при этом заблаговременно узнают, где проходят слоновьи тропы, чтобы избежать столкновений с лесными великанами. Лагерь (а это группа хижин, построенных из прутьев и широких листьев маранты) всегда обустраивается поблизости от речушек, чтобы было вдоволь воды, а женщины и дети могли ловить мелкую рыбешку. Выбирается поляна, защищенная деревьями с раскидистыми кронами. Это особенно важно в период тропических ливней: крона защищает хижину от потоков дождя. Хижины располагаются подковой вокруг центра лагеря. Вход в каждую из них обращен к центру, символизируя открытость пигмейской общины. Ее члены как бы подчеркивают, что им нечего скрывать друг от друга, а все добытое охотой или собирательством будет разделено поровну. Хижины, стоящие по краям, считаются «опасными», и их занимают наиболее опытные охотники.

Жилища, в которых живут охотники, сразу бросаются в глаза: около них стоят копья, лежат деревянные арбалеты и сети для коллективной охоты на мелких антилоп-дайкеров. Любопытно, что копье никому не передают. Оно всегда должно смотреть только вверх и не может быть воткнуто в землю. Оно может быть испачкано лишь кровью добычи, в противном случае, считают бака, удача отвернется от охотника. Что касается арбалетов, столь популярных в средневековой Европе, то в тропических лесах Африки они используются до сих пор для охоты на юрких мартышек, скрывающихся в кроне гигантских деревьев. Арбалеты отличаются точностью и дальностью стрельбы. Для того чтобы натянуть настоящую кожаную тетиву, сделанную из шкуры антилопы, нужно приложить немало усилий. Интересно, что для стрел арбалета не всегда используются металлические наконечники. Пигмеи считают, что деревянный наконечник, пропитанный ядом, эффективнее, даже раненное им животное рано или поздно достается охотнику.
По правде говоря, охота есть охота, и на моих глазах многие попытки добыть проворную обезьяну стрелами с обоими наконечниками заканчивались неудачей. Это, впрочем, нисколько не смущало бака, которые отшучивались местной поговоркой: «Когда охотник не может поймать обезьяну, виновата обезьяна».

Уходя на охоту, которая может продлиться несколько дней, пигмеи забирают с собой весь подручный инвентарь. По мнению Бенабье, важно ничего не забыть: копье, топор, арбалет, сеть. Никогда не знаешь, что ждет тебя в лесу. Найдешь мед — понадобится топор, чтобы влезть на дерево; наткнешься на животное — пригодится копье; увидишь обезьяну — нужен арбалет.

Пигмеи выходят на охоту, когда подсохнет утренняя роса. Накануне они плетут веревки, из которых изготавливают всевозможные охотничьи снасти — сети, ловушки, силки. Наиболее искушенные бака варят яд и смазывают им наконечники стрел. Рецепт яда держится в строгом секрете. После захода солнца жрец — предсказатель и знахарь — испрашивает у духов леса, особенно у главного из них Комба, благословения и покровительства. По шкуре генеты (мелкий зверек из семейства кошачьих) он определяет, ждет ли охотников удача. Жены исполняют ритуальный танец йелли, чтобы привлечь лесных духов на помощь мужьям. 
Утром перед выходом из лагеря пигмеи строятся в колонну. Старший из них (в нашем случае Гастон) опускается на колени, чтобы получить благословение и веточку-талисман от своей жены.

Меня поразили приметы, которые стараются соблюдать пигмеи, готовясь к охоте. Например, категорически запрещено заниматься любовью с женой. Нельзя брать в лес деньги. И почти как у нас, не рекомендуется говорить вслух о животном, на которое собираешься охотиться («Не дели шкуру неубитого медведя»). Животное предпочитают как бы притянуть к себе энергетически, но не упоминать всуе. Впечатляет, не правда ли?
В прошлом пигмеи бака охотились практически на всех животных (помимо входящих в рацион улиток, змей, насекомых, муравьев), каких можно добыть в тропических лесах Камеруна. Исключение составлял леопард — к нему здесь относятся с опаской и пиететом. Издревле существует поверье, запрещающее беременным женщинам есть мясо этой кошки, иначе роды будут тяжелыми. Со слов Гастона, среди леопардов особенно много оборотней и распознать их невозможно. Так что лучше не рисковать!

В последние десятилетия, как я уже отмечал, пигмеи стали охотиться меньше, да и правительство наложило много ограничений, запретив, например, охоту на слонов, антилоп бонго, ситатунгу. Сквозь пальцы власти смотрят лишь на добычу мелких антилоп-дайкеров, которых здесь великое множество. Правда, и браконьерских петлей, ловушек мы видели не меньше, что, конечно, говорит о низкой эффективности официальных запретов. Да и левый глаз Бенабье, потерянный, напомню, во время нелегальной охоты на слона, напоминает о том же.

Разумеется, мы пошли официальным путем: оплатили лицензию на слона и 12-дневную охоту в угодьях самого крупного аутфитера в Камеруне — компании «Майо Олдири Сафари». Испанцы владеют огромными территориями как в лесной (на юге), так и саванной (на севере) частях Камеруна и проводят охоты, по сути, круглый год.

Путь в лесные угодья «Майо Олдири», расположенные на границе с Центральной Африканской Республикой и Конго, отнимает почти двое суток. Вначале перелет из Европы в город Дуала, ночевка; на утро — чартерный перелет до местечка Молунду, что на границе с Конго, и только оттуда — последний бросок на джипе или пироге с мотором по полноводной реке Бумба до лагеря «Бумба-Норд».
Размер охотничьей территории впечатляет: 80 тысяч гектаров леса, внутри которого проложено более 200 километров дорог. Это, поверьте, очень много с учетом здешнего климата и постоянно идущих дождей. Лагерь, состоящий из дощатых бунгало, сносный, зато питание, что исключительно важно для успеха любого сафари, лучше не бывает: сразу видно, что хозяйничает здесь француз-гурман.

Продолжение следует...

Сергей Ястржембский.

Источник

Картина дня

наверх