На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Глухарь с сюрпризом

Зашумел, загрохотал Енисей, льдины начали ломаться и крушить друг друга. Это значит, что водный маршрут на север Красноярского края открыт…

Начало жизненного пути

Рожденный в Тыве, Сергей с детства полюбил охоту и рыбалку. Еще в юные годы убегал в тайгу с отцовском ружьем. А впоследствии, когда подрос, уже и со своим ходил по лесу, выискивая добычу. Армия и время внесли свои коррективы, но охоту не бросил и не забыл.

В нашей дружной компании мы дали ему прозвище Министр обороны из-за сходства имени и отчества с действующим руководителем военного ведомства министром обороны Сергеем Кожугетовичем. Фамилии, у них, конечно, разные, но тувинское происхождение общее…

Жизнь течет непрерывно. Наш Сергей, имеющий хорошую специальность и умеющий работать со сваркой, чинить механизмы и управлять разными видами техники, отправился на север Красноярского края.

Открытая вода дает возможность артелям добывать рыбу в больших количествах. А баржи, груженные под весь тоннаж, завозят в удаленные районы топливо, строительные материалы, технику, провизию и многое другое. Людей тоже доставляют для проведения различных работ. Сергей в качестве моториста, механика и на все руки мастера получил место на барже… События эти произошли давно…

Енисей бурлил, бил волнами о борт, поднимая множество брызг. Могучая река готова была сокрушить хлипкое суденышко, но оно сопротивлялось всем своим корпусом. Мотор натужно работал и потихоньку, наперекор быстрому течению продвигал судно к назначенной цели.

Внезапный звонок

Сигнал спутникового телефона всех удивил, поскольку вышли из порта всего несколько часов назад. За это время ничего сверхинтересного не должно было произойти. Пообщавшись с начальником, бригадир сказал, что нужно высадить двух человек. Они заберут переделанный УАЗ на пневмоколесах и сушей доедут до базы.

Решили поручить эту задачу Сергею и Михаилу. Им выдали еды на три дня. В рацион входили палка колбасы, 10 упаковок китайской лапши, пара булок хлеба и пачка чая.

Кроме провизии, предоставили пару бочек с топливом для автомобиля, бензопилу для проделывания просеки в зарослях для проезда машины, а также гладкоствольное ружье с полным патронташем. Для связи был оставлен спутниковый телефон.

Прощай, плавучий дом, здравствуй, суша!

После высадки двух работников и выгрузки их вещей экипаж продолжил путь по заданному маршруту. Сопротивляясь бурному потоку, который так упорно пытался сдвинуть баржу назад, она наперекор всему медленно продвигалась вперед. Сергей и Михаил немного постояли на берегу, сплошь усыпанному галькой, как мелкой так и достаточно крупной. Кое-где из воды виднелись большие булыжники.

Посмотрев вслед уплывающим товарищам, напарники пошли по тропе, ведущей к промысловой базе, где и находился автомобиль. Избушка встретила новых обитателей следами годичной запущенности. Хотя дверь была закрыта, слой пыли покрывал все. Заранее запасенные дрова и уголь аккуратно лежали в углу накрытыми от намокания и различного хулиганства.

По бокам избушки стояли нары и свернутые матрасы. Различное тряпье служило как подушками, так и одеялами одновременно. Единственное небольшое окно, находящееся напротив двери, тускло освещало помещение. Между нарами был устроен стол, на котором располагались керосиновая лампа, соль и привинченный к стене радиоприемник еще старого советского производства.

Чиркнули спичкой, и стоило поднести огонек к железной печке, как весело и дружно затрещали в ней дрова, оставленные кем-то из прежних постояльцев. По домику начало расходиться тепло, создающее атмосферу уюта. Дом встретил работников дружелюбно.

Время идет…

Чтобы не откладывать в долгий ящик, напарники уже за ужином составили примерный план действий. Наутро споро взялись за дело… и тут же увязли. Оказалось, что дорога, которая была прежде проложена от одной промысловой базы до другой, теперь находится в ужасном состоянии.

Слово «захламлена» даже отдаленно не передавало всю картину. Просека заросла кустарником и мелкими деревцами. Были и упавшие старые стволы, и пни, покрытые мхом, и кочкари, и ямы.

Но отступать не в характере сибиряков. С различными шутками, прибаутками и крепкими словцами Сергей и Михаил стали прокладывать путь. Однако дело шло медленно. За два дня напарники смогли продвинуться по дороге не более чем на 300 метров.

Вечером решили позвонить начальнику в Красноярск и доложить о сложившейся ситуации… но телефон отказался ловить сигнал.

— Опять спутники ушли на дальний кордон… — философски заметил Михаил.

Утром аппарат сам зазвонил — руководство установило с ними связь. Напарники рассказали о возникших трудностях. В ответ начальник с недоумением в голосе сообщил:

— Я через Интернет смотрю: там хорошая дорога…

Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Сергей обрисовал ситуацию более подробно и красочно, с использованием ярких выражений. Тогда начальник объявил, что автомобиль перевезут на барже. Напарники получили задание этим же транспортом добираться до промыслового участка к бригаде, которая придет завтра.

Сергей и Михаил собрали снаряжение и остатки рациона: полпачки чая и четыре упаковки лапши. Стали дожидаться баржи.

Предложение гостя

Поутру товарищи уже были на берегу. Прождали весь день, но баржу так и не увидели. Следующие сутки также прошли безрезультатно. Продукты почти кончились, осталась одна упаковка лапши и чай, а транспорта все не было.

Неожиданные шаги и стук в дверь отвлекли мужчин от мрачных мыслей. На пороге стоял бригадир соседней рыболовецкой артели. Разговор плавно свелся к столу, на котором, кроме чая, ничего не было.

— Сергей, а ты охотник? — прищурившись, спросил бригадир артельщиков.

— Да, есть немного, — с улыбкой ответил его собеседник.

— А что глухарей не добываешь?

— Где? — тут же подался вперед Сергей, его сердце в предвкушении будущей охоты забилось быстрее.

— Так вот в ту сторону, через просеку старую. Там галечный бережок и ручей горный. Видели там мои «архаровцы»…

Разговор свелся на охотничье-рыбацкую тему, так и пролетела половина ночи. А уже поутру, гонимый не только азартом, но и голодом, Сергей вышел на охоту и поспешил в указанном направлении.

Кто ищет, тот всегда найдет

Дорога по тайге — это лишь общее направление. Обходя буреломы и завалы старых сосен и кедров, прорываясь через молодой подлесок и кусты дикой смородины, попутно налетая на заросли шиповника и чертыхаясь на все лады, Сергей вышел на просеку. Затем путь стал полегче. Охотник добрался до таежного ручья или небольшой речки без названия, каких множество на сибирских просторах.

Перейдя на «легкий» шаг, двинулся более осторожно, чтобы не шуметь на всю округу, словно лось-переросток, который ломает ветки под ногами и распугивает живность поблизости. Осторожно выглядывая из-за куста шиповника, растущего на самом берегу речушки, Сергей стал осматривать окрестности.

Сразу увидел неподалеку трех пернатых. Сняв ружье с предохранителя, начал выцеливать одного из крупных глухарей. Плавный спуск, щелчок и прозвучавший выстрел, который разнесся грохочущим эхом среди вековых деревьев, известив всех о произошедшем событии.

Глухари вспорхнули и стали удаляться в лес. Сергей пальнул им вслед, но результата не добился. А с первым выстрелом повезло намного больше. Один из глухарей неподвижно лежал на каменистом берегу реки.

Первый выход в этом районе, и сразу же добыт трофей! Настроение, подпорченное двухдневным бесплодным ожиданием, быстро улучшалось. Крупный глухарь вселял уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. По крайней мере, едой на вечер и утро напарники уже были обеспечены.

Вернувшись на базу, Сергей отдал птицу Михаилу. Тот приготовил похлебку, состоящую из одного мяса и воды с солью.

Вот так «бонус»

На следующий день охотник отправился на то же место. Зайдя с прежней стороны, он обнаружил птиц, сидящих на другом берегу. Расстояние было до них не более 20-30 метров. Это небольшая дистанция для патронов, заряженных картечью 8,5 мм. В те годы не запрещалось использовать такие боеприпасы для стрельбы по пернатой дичи.

Наводя ружье на среднюю птицу, Сергей оставался спокоен. Легкий мандраж, случающийся всегда перед началом охоты, давно прошел. Крупный глухарь на прицеле, легкое давление на спусковой крючок. Отдача, толкнувшая в плечо. Хлестко прозвучавший выстрел пошел гулять эхом по сибирской тайге.

Заряды из двух стволов угодили прямо в пернатого. Картечь не оставляла птице никаких шансов остаться подранком. Глухарь рухнул на землю, раскинув крылья. Добыча была подобрана и подготовлена к разделке.

Сергей сам теребил и потрошил дичь, не доверяя такие процессы никому. Решив посмотреть, чем глухарь питался, острым ножом провел по зобу птицы, развернув содержимое на свет. От увиденного сразу же стали вспоминаться различные истории.

В зобу у глухаря была галька. Кроме нее, на солнце блестели чуть заметные желтые крупинки и два маленьких камушка диаметром по две-три спичечные головки каждый. Выделялись они на общем фоне. Вот такой оказался «бонус».

Напарники сложили нежданный подарок судьбы в мешочек и, договорившись все сдать государству по прибытии в Красноярск, успокоились. Жажда нечестной наживы их не одолела.

Завершение

Сергей успел добыть еще несколько глухарей, пока со своим товарищем ждал баржу. Наконец, она все же прибыла. Напарники отправились по ранее намеченному пути — на север Красноярского края.

Та речка и по сей день там течет. Птицы прилетают на ее берега, собирая камушки в свои зобы, перетирая найденную в тайге пищу.

Промысловые же артели, работавшие на той территории, через несколько лет закрылись. Заброшенные домики впоследствии развалились. Артель и промысловая база остались лишь на старых бумажных картах, уйдя тем самым в историю, которая сохранится до тех пор, пока хоть кто-то ее знает и все помнит.

Виктор Иванов, Республика Хакасия

Источник

Картина дня

наверх