На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Полюбившаяся и уловистая река

зубастая хищница

На протяжении многих десятилетий посещаю я Битюг. Это одна из интереснейших рек Подворонежья — с чистой водой, загадочная и порой непредсказуемая. Она то быстроструйная и сужается до десятка метров, то вдруг раздастся ширью плесов со спокойной гладью… И течет, беря истоки в Тамбовской области через кусочек Липецкой, заканчивая свой бег на левобережье Дона. Но три четверти пути Битюга — на моей воронежской «вотчине».

На всем протяжении русла реки меняются пейзажи. То струится водица через болотины, то выкатывается на степной простор, но таинства ее настоящие начинаются при пересечении древнего заповедного Хреновского бора с его многовековыми соснами на левобережье и приветствующей с другой стороны дубравы. Именно в те места между селами Шишовкой и Коршево, в самое что ни на есть бездорожье и временное безлюдье, отправляюсь я на рыбалку.

Экскурс в прошлое

Известный краевед профессор Владимир Павлович Загоровский в своей книге «Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века» так описывал, опираясь на старинные грамоты и другие письменные памятники, полюбившееся мне Прибитюжье: «На Воронеже ухожей (промысел. — Прим. автора) Битюцкой и Серецкой во 131 году дан был в откуп из Розряду (Разрядный приказ. — Прим. автора)… хрестьянину Лебедянского уезда села Студеного (на месте того села — современный город Липецк. — Прим. автора) Гришке Побежимову. Да во 132 году мая в 30 день тот Битюцкой и Серецкой ухожей по нашему указу из Розряду дан в откуп воронежским полковым казакам Демке Даншину да Ваське Казакову вперед на нынешний 133 год, сентября с 1-го числа… (С 1-го сентября 1624 года, тогда первым днем года было 1-е сентября. — Прим. автора).

И как он, Гриша, ехал с рыбной ловли, и те де казаки Демка да Васька, умысля устерегши ево на дороге, ево, Гришку, били и грабили, а взяли де у нево, те казаки грабежом рыбы сто три сазана, да щук и лещей и всякие рыбы десять возов…».

Вот такое обилие рыбьего поголовья было в старину на Битюге. Но что-то из ихтиофауны дожило и до наших времен, потому и отправляемся с сыном каждый год на расцвете лета на любимую реку.

Препятствия на пути

Сверхраннее потепление в конце февраля и начале марта внесли коррективы в разлив Битюга — не сильно поднялся его уровень из-за ночных морозов, но вот снегопады в первоапрелье обильно уводнили пойму. И дороги вдоль нее, тем паче разбитые лесовозами, даже по лету стали почти непроезжими.

За рулем «Нивы», приобретенной специально для экстремальных рыбалок, — сын Михаил. Съехали с кручи в долину у Шишовки. И тут началось… Такого бездорожья и представить невозможно. На дороге лишь глубокие колеи от всепроходимых «Уралов».

И как только сын выбирался из «попоясных» ямищ и колдобин — может, тому водительский опыт в помощь, — я особо и не задумывался. На самых опасных и грозящих переворотом машины участках просто закрывал глаза. Но, как бы то ни было, семь километров бездорожья преодолели всего за час. Хотя нигде и не буксовали. Такая вот дорожка в этот раз непростая оказалась к заветному местечку…

Обустройство лагеря

Пока сын разбивал палатку и готовил моторную ПВХ-лодку, я завел бензопилу и начал кромсать павший «древоповал». Есть у меня в рыбацких и охотничьих поездках слабина — ну никак не могу обойтись без круглосуточно полыхающего у лагеря костра. Потому и заготавливаю дрова в достатке. Толь-толь разгорелся огонь, как подъехала к нашему стану бригада егерей. И вопрос у них один:

— Не слышали ли мы ружейных выстрелов?

Как же, как же! Трудно было эту канонаду пропустить! С полчаса назад в пойменной дубраве вовсю палили из ружей. Хранители леса двинулись в том направлении, но, кроме свежеснятой шкуры кабана, так и не обнаружили никого и ничего. Хитрыми оказались незаконные добытчики…

Приехали охотоведы и егеря вновь к нашему лагерю. Поведали о неудачном рейде… А за дегустацией цейлонского чая, приправленного для аромата водяной мятой, посетовали:

— Столько бобров развелось на Битюге, что и не знаем, что с ними-то и поделать! А лицензии на их отстрел ограничены…

Да! Бобровое нашествие на Битюге чрезвычайно. Там, где спокойно можно было проплыть на лодке (а ходили там и на моторках!), «пушистые лесорубы» завалили русло могучими у круч до того произраставшими дубами.

Незадача с жерлицами

После завершения обустройства лагеря я занялся ловлей живцов, а сын отправился спиннинговать. Плотвица, самая живцовая, ладошечная, клевала отменно. Вскоре ведерко заполнилось шустрой рыбешкой.

Я вырубил несколько штук тонкого длинноствольного осинового подроста и воткнул с наклоном под откосом берега в десятках метров друг от дружки. Далее обычная рыбацкая рутина: подвешиваю рогули жерлиц, оснащаю их живцами, и… остается ждать рассвета, надеясь на хватки зубастых хищниц.

Михаил к окончанию моей операции по постановке снастей появился в лагере с уловом: на кукане болталась четверка крупнющих окуней…

Но… на следующее утро поимки щуки, казалось бы, в самых перспективных местах так и не случилось. Как не увидел я и выставленных предыдущим вечером жерлиц. На месте осиновых удильников остались одни заостренные колышки.

Оказалось, что мои снасти заинтересовали бобров. Зверьки срезали осинки на корм и утащили к противоположному берегу. Там спустя некоторое время и обнаружил я одну плавающую по глади и изредка ныряющую рогульку.

И, к радости моей, при вытягивании лесы извлек пусть и невеликую, но все же добычу — полуторакилограммовую щуку. Куда подевались другие выставленные на зубастую хищницу снасти, так и осталось для нас загадкой. Никаких следов от них мы так и не нашли, хотя тщательно обследовали на лодке ближнюю акваторию.

Пришлось экспериментировать

Ладно, раз с жерлицами не получилось, знать, надо готовить новую снасть на повелительницу битюгских глубин — щуку. Смекалка нас с сыном вновь не подвела. Уходим подальше от лагеря в поисках уже сожженных в окрестностях стоянки пластиковых бутылок.

И… вот она уже первая новая снасть на хищника готова. Проста она, да вот может работать лишь на течении. К горлышку полуторалитрового пластика прикрепляется капроновый шнур с грузом на конце так, чтобы снесло на несколько метров бутылку, а к ней с боковины цепляется некое подобие изготовленной из проволоки жерлицы. И все! Живец не зацепится за якорную веревку, так как «играет» ниже по течению.

С десяток изготовили подобных приспособлений и выставили вдоль берегового русла. И не ошиблись. Следующим утром сняли четверку увесистых щучек. Здесь уж бобры не стали помехой.

Захотелось и разнообразить рыбалку

Если на утренних зорях у коряжников на спиннинговые приманки (особенно на воблеры) неплохо ловился окунь массой около 300-500 граммов, то днем рассчитывать на трофеи крупнее уклейки не приходилось.

Приехали мы на несколько суток, поэтому бытовых занятий у нас было много. Время до и после обеда обычно посвящали соответственно готовке (в первую очередь — варке ухи и запеканию в фольге над углями пойманной рыбы), перекусу и краткому предвечернему отдыху… А в самый что ни на есть полдень в заливах «плавилась» бель, хватая падающую на воду насекомотню, и такие порой всплески были мощные, что холодели души удильщиков…

Как-то раз решили мы с сыном заняться ловлей на перетяжку. Выплыл Михаил на лодке на сердцевину Битюга, я же на берегу загогулины-затона остался. Между нашими воедино связанными лесой спиннингами по середке крепился поводок с крючком и наживкой.

Опускает один из рыбачащих к поверхности воды насаженного кузнечика, как тут же следует хватка. Красноперка, и немалая — в полторы ладони по длине, соблазнялась сразу. Да вот беда, засекшись крючком, срывала она и насадку.

Решили вновь поэкспериментировать. Прикрепили к крючку кусочек ваты: поклевки следовали скоротечно, но малый тот катышек быстро намокал, и потом красноперую красотку уже не привлекал, а вот искусственных «мушек» в нашем рыбацком арсенале не было.

Попробовал я приспособить кусочек пенопласта. И… заладилось. Стоило обмакнуть новую обманку несколько раз в воду, как следовала хватка. Стали попадаться наряду с красноперками и подъязки, а порой и знатные ельцы…

Пришлось прекратить столь азартную рыбалку из-за поднявшегося ветерка, погнавшего волну по поверхности речной глади, не дававшей подводным обитателям глубин увидеть обманку.

Природа расширила пищевые пристрастия

Многие во время ловли довольствуются привезенными с собой концентратами — тушенкой и кашами. К нам это не относится. Как писано выше, мы приправляем свои чаи и медовые напитки собранной у берега водяной пахучей мятой. А если не угасла страсть после рыбалки и хочется новых изысков, то запасаемся для варки первого блюда, то бишь ухи, для усиления ее аромата знатной приправой — крапивой и диким щавелем.

Для стимуляции аппетита всегда можно найти в дубраве или в разнолесье прибитюгском представителя зонтичных — травку сныть. О ней я уже писал в прошлом номере газеты в материале «Преподношения весеннего леса». Ох и вкусна же она, диким лучком приправленная и маслицем подсолнечным сдобренная в салате! В эту поездку названные растения и скрашивали наше меню.

Нашел я в расщелине ветлы и разросшийся молодой гриб — серно-желтый трутовик. Мало кто из любителей дикоросов принимает его за съедобный продукт. Но меня-то не проведешь! После порезки вымачивания (чтоб напитался влагой) и двукратного отваривания такое рагу на сковородке с сальцем сготовили, добавив измельченные сныть, крапиву и дикий чеснок, что после трапезы только пальцы свои облизывали. Щедра на дары наша среднерусской возвышенности природа…

Преждевременный отъезд

Когда приезжаешь на рыбалку, в первую очередь стремишься отдохнуть в тишине. Стараешься сродниться с Природой. А будет поймана рыба или нет — это уже дело вторичное, как прилагаемое к первому побудительному стимулу…

Планировали мы с Михаилом пробыть на Битюге пять дней с четырьмя ночевками. Но не случилось того. На третий день к вечеру по соседству, в каких-то ста метрах от нас, обустроилась многочисленная компания, кою доставили на трехосном вахтовом КамАЗе. Всю ночь до первых лучиков солнца грохотала из динамиков несуразная музыка. А потом… воцарилась тишина до полудня.

Понимая, что все повторится с наступлением сумерек, как выспятся эти «любители» отдыха на природе, мы решили не испытывать судьбу и «снялись» с места досрочно. Благо, что хорошие впечатления от встречи с любимой и уловистой рекой у нас уже имелись…

Юрий Демин, г. Воронеж.

Источник

Картина дня

наверх