Тихая охота на Волге

В один из ясных и тихих октябрьских деньков мы с моей супругой Юлей и Василием Михайловичем, моим коллегой по работе, на его катере решили прокатиться по волжским островам в поисках грибных мест.
В половине восьмого подъезжаем к лодочной базе, утепляемся и отчаливаем от берега. Мотор удаётся завести не сразу, но вот “Вихрь” прочихался и мерно зашумел. Тем не менее, на всякий случай, мы взяли с собой ещё и мой “Меркурий”. Выходим за территорию базы на открытую воду и прибавляем скорость. Давненько не приходилось ощущать такую острую свежесть холодного осеннего воздуха…
Выезжаем к фарватеру и держим путь в сторону Усть-Курдюма, туда, где Василий Михайлович хорошо знает грибные места. Пока ехали, было пасмурно, но затем выглянуло низкое осеннее солнце, и стало немного теплее. Уже в районе Усть-Курдюма замечаем в обширной протоке стаю ныряющих в воду чаек, глушим мотор и расчехляем спиннинги: судя по некрупным всплескам, здесь охотится окунь. Василий Михайлович забрасывает советский металлический спиннинг с инерционной катушкой, на котором стоит оснастка от “дорожки” (небольшой кастмастер и поводки со стримерами), а я традиционно оснащаю поппером любимый ультралайт. Юля решила побыть в роли зрителя, а мы, встав у носа и кормы катера, стали делать забросы. У меня поклёвок не случилось, а Василий Михайлович вытащил одного небольшого окушка, которого по желанию Юли отпустил подрастать.
Больше поймать ничего не удалось, и мы высадились неподалеку на первый лесной остров. Ещё на берегу мы почувствовали вкусный грибной аромат и, ободрённые близкой удачей, заспешили в лес. Сначала держимся вместе; Василий Михайлович рассказывает нам про те грибы, которые могут здесь повстречаться:
- В этих местах основные грибы - это вешенки и песочники. Вешенки ищите на коре недавно засохших деревьев, преимущественно на осинах, причем они могут расти и в двух, и даже в трех метрах от земли. Песочники, соответственно, чаще встречаются в прибрежной части леса, где земля смешана с песком. Также в этих лесах можно увидеть грузди и шампиньоны.
Вооружившись рогульками и пластиковыми ведерками, разбредаемся по лесу, не отходя слишком далеко друг от друга, и разгребаем опавшую листву, которой под ногами очень много, что затруднило нам поиски. Но вот слышим возглас Василия Михайловича и спешим к нему. Так мы с Юлей впервые увидели, как растут вешенки; они оказались совсем не такими, какими представлялись прежде: вместо мелких невзрачных магазинных грибков мы увидели крупные белые и матовые шляпки на толстых ножках.
Помимо вешенок, на стволах деревьев попадались в изрядном количестве и несъедобные трутни. Обычные же грибы, которые растут в земле, искать в густой листве было гораздо сложнее. Мне попался только один свежий песочник и несколько старых груздей, тогда как Василий Михайлович, будучи опытным грибником, довольно часто находил вполне съедобные и песочники, и грузди.
Собравшись возле катера, решаем переехать на другой островок. Попетляв в протоках, высаживаемся в очень уютном и живописном месте: чистая прозрачная вода отдает синевой, а на ее фоне горит золотым огнем опавшая листва вперемежку с еще зелеными листьями и камышом. На прибрежном пригорке кто-то соорудил деревянный столик с пеньками в качестве стульчиков, а для удобного спуска к воде предназначалась красивая деревянная лесенка с перилами. Вот только грибов нам здесь найти не удалось - попались лишь уже постаревшие вешенки, росшие возле лужайки за столиком.
Пообедав на свежем воздухе и понаблюдав за подводным охотником, проплывавшем мимо нас (подвохи приехали сюда на роскошной яхте), перебираемся на другой берег протоки, но и там грибов нет, да еще и земля довольно сухая. Теперь движемся в обратном направлении и причаливаем возле разбитой бетонной пристани, на которой когда-то стоял дебаркадер. Вот где, оказывается, были самые грибные места! Отличилась Юля - нашла единственный на сегодня крупный гриб-зонтик и большое семейство вешенок, причем шляпка самой крупной из них была размером с крышку от ведра! Даже Василий Михайлович не видел раньше таких огромных вешенок!.. Я же нашел здесь лишь несколько старых шампиньонов, росших на открытой полянке среди листвы.
Сфотографировавшись с “трофейными” вешенками, садимся на катер и едем на коренную Волгу в районе Пристанного, где скопилось множество разнокалиберных катеров и лодок, ловящих сплавом мелкого судака. Присоединились к этим экипажам и мы: Василий Михайлович ловит на тюльку, как и большинство рыбаков, а я дергаю отвесным удильником с блесной-трубкой. Вокруг нас то тут, то там регулярно кто-то тащит небольшого судачка, а у нас полный ноль, лишь у Михалыча судак обгрыз одну тюльку… Юля же в это время мирно дремала, закутавшись в теплую фуфайку.
Устав от бесклевья, уходим в тихую протоку и причаливаем у того места, где купались летом. Перекусив, решаем напоследок еще раз поискать грибы. И, надо сказать, интуиция нас не подвела! Этот остров был “мой”: я набрал здесь за полчаса целое ведро отборных вешенок, тогда как Василий Михайлович с Юлей остались почти что ни с чем. Вот как интересно вышло: три острова, и на каждом удача улыбалась кому-то одному.
На катер садимся уже на вечерней заре, а на базу прибываем в сгущающихся сумерках, оставшись очень довольными проведенным на природе временем. После этой поездки мы питались вешенками всю неделю - и жарили их, и варили, а грузди и песочники я засолил по рецепту Василия Михайловича - будет закуска к Новому году! И только потом до меня дошло, почему у нас не задалась рыбалка: мы же взяли с собой из дома сайру и с аппетитом скушали ее в обед, а ведь существует негласный рыбацкий закон - рыбу на рыбалку не брать. Вот и не верь после этого в приметы…