Как и в любой другой рыбалке, в зимней ловле на мормышку мне тоже зачастую хочется поймать какую-нибудь нестандартную рыбу. Были попытки поохотиться за подледным карпом, однажды половил пескаря, попробовал подобрать ключик к уклейке… Но чаще других из “нестандартных” на крючок зимних приманок попадались красноперка и густера.
Обобщить опыт ловли этих рыб со льда мне и хотелось бы в этой статье.
Озерная красноперка
Первая поимка этой рыбы со льда была зафиксирована не на озере, а на старице реки. Для этого пришлось забраться в береговые кусты, так как на чистом участке белая рыба ловиться отказывалась. Это вполне логично, ведь среди затопленных веток много различного корма в виде подводных насекомых. Их мы и имитировали своими безнасадочными приманками – мормышками-безмотылками и микробалдой – уменьшенной копией классической балды, о ловле на которую я докладывал читателям НР год назад. Но тот первый случай ловли красноперки, думаю, был частным – красноперая рыба тогда попадалась вперемешку с плотвой, и последняя клевала гораздо чаще.
Целенаправленно же половить красноперку со льда получилось чуть позже на озере. На данном типе водоемов красноперая рыба иногда водится в большом количестве, отчасти поэтому ловится и в холодное время года. Хотя до этого я только слышал, что в относительно теплую погоду у береговой растительности озер нередко курсируют в поисках пищи большие стаи красноперок. Где-то их ловили на привычный корм – бокоплавов и шитиков, где-то использовали безнасадки – мелких “чертиков”, “коз” и другие подобные приманки. Мне же попасть в это время на нужные водоемы как-то не приходилось, а удалось обнаружить красноперку на хорошо знакомом озере, где мы обычно балансирили щуку.
Тогда, по звонку приятелей, которые решили сменить приманки для хищника на “мирные” и похвастались хорошим клевом, мы с товарищем прибыли на лесное озеро – ну уже к полудню. В спешке сборов я забыл взять с собой безмотылки – и первой в ход пошла окуневая блеснилка с небольшим набором этих самых блесен. И, удивительное дело: вместе с банальными окуньками на блесны стала попадаться и красноперка!
Но длилось это недолго – активизация клева быстро прошла, и вскоре на блесны стал ловиться только окунь, причем небольшой. А хотелось заниматься именно красноперкой – и меня выручил товарищ. Блесен у него в арсенале изначально не было, и он сразу принялся ловить на чертика и микробалду. Особенно преуспел в тестировании последней (это была его первая проба ловли на данную приманку) – красноперка клевала на нее исправно. На некоторых, старых и размытых, лунках удавалось даже ловить вприглядку: опуская приманку, наблюдать, как к ней подходят красноперые рыбки, а затем самая смелая набрасывается на приманку и засекается на крючок.
Одолжив у товарища мини-копию балды, переделал под нее свою самую легкую блеснилку-балалайку. Леска на ней стояла хоть и толстоватая, но все же более или менее подходящая – диаметром 0,12 мм. Достаточно было только поменять кивок – вместо жесткого лавсанового я поставил короткий сантиметровый из закрученной в спираль лески – такой я часто использую именно для ловли на безнасадочные мормышки.
Первыми на микробалду опять позарились окуни. Однако они чаще попадались в тех лунках, которые были подальше от растительности. Красноперка же, как и следовало ожидать, тяготела к тростнику. Однако затем мы нашли ее и среди зарослей телореза. Вытащив несколько “елочек”, поняли, что за трава растет на дне, и почему это место привлекательно для рыбы.
Удивил характер поклевок красноперки. Прежде чем я вытащил из лунки первую рыбку, несколько поклевок не смог реализовать. Просто потому, что торопился с подсечкой. Когда по кивку замечал касание рыбой приманки, тут же делал взмах рукой. А оказалось, что необходима пауза. Когда начиналась поклевка, следовало остановить проводку, выждать несколько секунд, дав рыбе получше проглотить приманку. Даже откровенно мелкая красноперка не отказывалась от своей затеи, а продолжала “жевать” микробалду до тех пор, пока я не сделаю подсечку. Возникало такое чувство, что рыба очень голодная и не способна разобрать искусственность приманки. Кембрики на крючках были желтого и оранжевого цветов, что, видимо, нравилось красноперке.
Как часто бывает при ловле на микробалду, много поклевок случалось именно на паузе. То есть делаешь остановку в движении приманки, выжидаешь секунду-другую, и после этого начинается поклевка. Именно начинается – затем, как я уже говорил, необходимо сделать еще одну небольшую паузу.
Обычно за одну проводку я делал 4–5 пауз, чтобы дать рыбе больше времени рассмотреть и “посмаковать” приманку. Имеется в виду проводка в одну сторону: вверх либо вниз. А так как делалась она в обе стороны, то за полный цикл получалось до 10 пауз при максимальном подъеме приманки на 60–70 см от дна. Много поклевок было именно в верхнем горизонте проводки. Что, по моим наблюдениям, свойственно красноперке в любое время года.
Сама проводка была классической мормышечной – постоянные колебания со средней амплитудой и частотой. Вести вверх получалось несколько быстрее с более активной игрой, при движении приманки вниз колебания выходили более размашистыми. Количество поклевок при подъеме и опускании было примерно одинаковым, может быть, на опускании немного больше.
Как ни странно, но под вечер красноперка затихла, хотя по итогам летних рыбалок я считал ее рыбой сумеречной. Наблюдая сверху в лунку, мы видели, что стая никуда не ушла – красноперые рыбки по-прежнему медленно плавали туда-сюда. Но обращать внимание на искусственные приманки они уже отказывались.
Отсюда сделал вывод, что поведение красноперки зимой и летом (в частности – время активности этой рыбы) может отличаться. Однако есть и общее наблюдение: в любое время года красноперая рыба любит солнце. Проанализировав описанную выше рыбалку, сделал вывод, что лучше эта рыба ловилась в те периоды, когда небо прояснялось и выглядывало дневное светило. К вечеру нагнало облаков – и клев почти прекратился.
В дальнейшем, чтобы разнообразить зимнюю ловлю, я еще несколько раз выезжал на лесное озеро поохотиться именно за красноперкой. Ловил ее на “голые” безмотылки, имитирующие личинку ручейника или мормыша-бокоплава.
“Спортивная” густера
Так получилось, что своих первых зимних густерок я ловил за границей – на чемпионатах мира по ловле рыбы на мормышку. Впервые это случилось в 2009 году в Польше. Соревнования тогда проходили под городом Августовом, на озере Тоболово. На тренировке выяснилось, что рыбы в водоеме очень много, она клевала даже в неприкормленных лунках. Ловились и окуни, и подлещики, но чаще попадалась довольно мелкая плотва, изредка “влетала” густера.
По итогу чемпионами тогда стали украинцы, наловив по большей части именно такой мелкой рыбы. По крайней мере во второй день у меня в зоне основной результат делался на ней.
Хоть белая рыба и клевала даже в “чистых” лунках, достичь хорошего результата можно было только грамотным прикармливанием. Причем отнюдь не донным, как мы Глубина в месте ловли была до 7,5 м, но мелкую белую рыбу можно было поднять выше, если бросать рассыпчатую прикормку или даже лить жидкую. Тогда она просто стояла под лункой “густым столбом”. Проводка мормышки осуществлялась не с традиционной активной игрой на подъем, а, наоборот, – на опускание и почти без игры. Было много пустых поклевок, поэтому для их лучшей реализации пришлось перейти на мелкие мормышки. Хотя клевала рыба и на крупную приманку.
Наживкой служил как чистый мотыль, так и его сочетание с репейником или опарышем. Двойная приманка, по моим наблюдениям, была предпочтительнее. После “верхнего” прикармливания можно было вообще переходить только на желтоватых личинок обоих видов – вероятно, они смешивались с медленно опускающимися частичками прикормки, и рыба смелее их хватала.
Я уже сталкивался с такими предпочтениями белой рыбы на других водоемах, но тогда это была только плотва. Как оказалось, густера тоже любит проводку на опускание, а в качестве наживки – репейника с опарышем на крючке. Вообще, на польском озере Тоболово поведение этих двух рыб было очень схожим.
Попадалась мне густера вместе с плотвой и на другом чемпионате мира – под Харьковом, на Печенежском водохранилище, что проходил в начале февраля 2011 года. И если в первом случае к ловле густеры я был просто не готов, то двумя годами позднее уже осознанно готовился к встрече с этой рыбой. По-местному она называется ласкирь, достигает в этом водоеме приличных размеров и довольно хорошо может ловиться со льда. Так получилось, что именно мне в команде выпала задача проверить густеру на спортивность – то есть можно ли делать на нее ставку на самих соревнованиях.
Глубина ловли на Печенежском водохранилище составляла от 4 до 8 м. Для белой рыбы я традиционно выбирал наиболее глубокие лунки, закармливая их сухарной прикормкой. Сначала отозвалась плотва, причем довольно приличных размеров – граммов до 200. Ловилась она только со дна, на неподвижную приманку или с легким покачиванием и подъемом вверх-вниз.
Но знаменитую густеру-ласкиря я все-таки дождался – оказалось, что подходит она на прикормку гораздо позднее плотвы. На последней тренировке для этого понадобилось больше трех часов. Возможно, до этого я просто подхода густеры не дожидался. Ведь местные рыболовы проводят на водоеме целый день, а иногда кормят и по несколько суток одни и те же лунки.
Повадки густеры оказалось схожими с повадками плотвы и в этом случае. Однако ловились эти рыбы уже со дна, и размеры оказались гораздо более солидными, чем двумя годами ранее, в Польше. Густеру весом 250–300 г ловить очень приятно, но все же эта рыба более любительская, чем спортивная, поэтому основным в уловах на том чемпионате мира стал окунь.
С ловлей густеры на прикормленных лунках и на мормышку с наживкой я столкнулся и в условиях обычной рыбалки. На одном достаточно большом водохранилище зимой с успехом ловят подлещика и плотву.
Первого в основном на глубинах от 7м, выбирая для этого русловую часть, вторую – на 5–6-метровых плато. Так вот, ближе к весне, во время оттепелей, наряду с плотвой начинает попадаться и густера.
Схема ловли стандартная “плотвиная”: предварительное закармливание лунок – можно специальной кормушкой, можно шарами размером с небольшой апельсин, как летом, затем проверка лунок мормышкой с бутербродом из репейника и мотыля.
Придя на лунку, сначала опускаем мормышку на дно, выжидаем какоето время, затем плавно поднимаем приманку, слегка покачивая кивком, и снова опускаем. Поклевки густеры со дна следуют, как правило, на подъем. Можно использовать для такой ловли и поплавочные удочки, а также оснастку не с мормышкой, а с крючком и грузиком.
Последним способом я немного половил густеру и на одном из озер. Глубина 5–7 м, наблюдается плавный свал. Некоторые лунки молчали совсем, другие же выдавали серии из плотвиц и густерок. Сначала такой ловлей занялся мой напарник, потом и я подключился. Активизировавшаяся с весенним потеплением густера дала возможность половить себя целенаправленно. Причем начался хороший клев уже ближе к вечеру, и даже в сгустившихся сумерках рыбки продолжали теребить наживку.
Все описанные выше наблюдения на озерах и водохранилище связывают несколько общих факторов. В первую очередь – это близость к весне или просто устойчивая теплая погода. Во всех случаях ловля велась на глубинах от 5 м, но главное, конечно, это наличие в водоеме густеры, которая держится в тех же местах, что и плотва.
“Безмотыльная” густера
Следующим этапом знакомства с зимней густерой стала безмотыльная ловля. Для этого меня пригласили на речную старицу, где наряду с вездесущими окуньками, ершами и плотвичками был шанс поймать другую рыбу, в том числе и речную. Забегая вперед, скажу, что в ту поездку нам удалось достать на лед ельца, голавля, язя, но самыми многочисленными из нетрадиционных зимних рыб стали густерки и красноперки. Начну с первой.
Собственно, ничего специального для того, чтобы поймать именно густеру, я не делал. Использовал мои любимые безнасадочные мормышки типа “банан” в виде личинок – эти приманки универсальные, я ловил на них самую разную рыбу, поэтому был уверен, что и густере они придутся “по душе”. Так оно и получилось – после многочисленной обычной зимней рыбы на приманку, имитирующую ручейника, в одной из лунок одна за другой попалось несколько густерок. Рассверлив этот участок, я обнаружил здесь перепады глубин и травку на дне. Обходя поочередно заинтересовавшие меня лунки, достал еще несколько густерок, причем с одной лунки – 5 штук подряд. Примечательно, что такой выход густеры случился уже ближе к вечеру – первую рыбу я поймал только в 17.30. Продолжался клев до самой темноты, снова дав понять, что подледная густера – рыба сумеречная. Было много холостых поклевок, поэтому приходилось приспосабливаться, чтобы подсечь редкую в зимних уловах рыбу. Для этого я делал длительные паузы, не торопился с подсечкой, давал рыбе возможность еще раз попробовать приманку “на вкус”.
В отличие от густеры, которая дала о себе знать на открытом плесе и была привязана к особенностям рельефа, красноперка на речной старице обнаружила себя в традиционном для этой рыбы месте – возле стены тростника. Здесь было помельче – глубина всего метрполтора и слегка илистое дно, что тоже привлекает красноперую рыбу.
При ужении на безнасадочную мормышку в тростнике красноперка превалировала в уловах. Однако была рыбой приходящей и уходящей. То есть после резкой активизации клева стая вдруг исчезала, а через какое-то время могла снова подойти к лункам. Ловили на безмотылку, прикормкой не пользовались, находились в активном поиске.
Думаю, эта тактика все же предпочтительна на большинстве водоемов, где можно половить со льда красноперку и густеру. Попытаться собрать эту рыбу на прикормку лучше уже тогда, когда вы ее локализовали или точно знаете, где она может стоять. В силу своего спортивного подхода к зимней рыбалке я все же предпочитаю любую рыбу искать с какой-либо из безнасадочных приманок.
Свежие комментарии