К вершинам Поднебесной

Живя в Алмате, мы порой забываем, как близко находимся от Китая. В этот раз мы собрались приблизиться к его границе не по автомагистрали, как обычно, а через горные перевалы и реки.

Фото автора.

Наступил долгожданный октябрь, любимая пора многих охотников.

Горы окрашиваются в разные цвета, мухи и кусачие твари не беспокоят животных, что позволяет им спуститься на более малые высоты, добытое мясо долго хранится, и охотники могут подольше оставаться в горах.

Упаковали вещи, амуницию, карабин и двинулись в путь.

Выехали пораньше и по новому бетонному автобану домчали до базы очень быстро: часы пролетели как минуты.

Душевный прием коллектива и егерской службы приятно удивил. Сели за стол, отпробовали бешбармак из марала, крепкий чай с молоком.

За перекусом обсудили планы на предстоящую охоту. Решили выдвигаться сегодня же, потому что на данный момент никто не знал, насколько тяжелой будет дорога после вчерашнего снегопада. Целью нашей охоты был самец козерога.

Я был уверен, что самцы спустились с ледников, поэтому решил подстраховаться и выписал пару лицензий на сеголетка и тэкуху. За лето моя морозильная камера опустела, наступила пора пополнить ее свежим мясом, тем более что вся моя семья отдает ему предпочтение.

Горы Тянь-Шаня и Алтая приютили одни типы животных, степи с пустынями Западного и Центрального Казахстана совсем другие. Большие реки и озера страны также служат постоянным убежищем для разнообразных сообществ фауны. На территории современного Казахстана обитает 180 видов млекопитающих, 500 видов птиц, 52 вида пресмыкающихся, 12 видов земноводных, свыше 100 видов рыб и более 50 тысяч видов беспозвоночных (насекомые, ракообразные, моллюски, черви). Только одних насекомых зарегистрировано здесь более 30 000 видов. ФОТО АНТОНА ЖУРАВКОВА

Перегрузили вещи и припасы в шишигу — и вперед! За нами для подстраховки следовал австрийский вездеход: дорога предстояла неблизкая. В таких поездках хорошо иметь при себе телефон спутниковой связи, про рации и обычную связь можно забыть.

Фото автора.

Дорога проходила по старой колее, сделанной лесорубами во времена Советского Союза. Машины ползли вперед, где косогором, где вброд, а где по подвесному мосту, под которым стремительно текла бирюзового цвета река.

Судя по отметкам на камнях, объем воды значительно уменьшился, но оставался достаточным, чтобы во время форсирования вброд дойти до бортов «Газа». Растительный мир отличался от предгорий вблизи Алматы.

Больше всего в глаза бросался смешанный лес с обилием берез и осин, вместо ели росли пихты, поражающие высотой и стройностью. Натоптанные просеки в зарослях малины говорили о наличии здесь косолапых.

Это подтверждали и следы выше по ущелью, ведущие к ледникам, где медведи собирались делать берлоги. Позже егерь поведал мне, что медведи, ушедшие в скалы, ранней весной, придя в себя после спячки, начинают разорять колонии сурков.

Пока водитель чинил машину, у меня была возможность понаблюдать за маралами и позагорать.

Солнце сильно припекало; выпавший снег быстро таял; дорогу развезло. Чабанские тырла для отстоя скота, оставленные больше месяца назад, привлекли стада кабанов: рыться в таком грунте для них одно удовольствие.

Очередной раз проезжая через речку, я заметил под колесами большое количество рыбы. Это осман; видимо, рано ему еще на зимовочные ямы…

Суровый быт горного охотника. Фото автора.

В пути мы находились уже больше восьми часов. Дорога и впрямь оказалась тяжелой. Солнце постепенно скрылось за горизонтом. Чем выше мы поднимались, тем становилось холоднее, и из осени мы буквально въехали в зиму: за бортом минус пятнадцать и настоящая пурга. В базовый лагерь мы прибыли только к полуночи.

Очистив проход к домику, принялись заносить вещи. Печь решили не топить, чтобы не тревожить зверя, поэтому подключили газовое отопление от горелки. Перекусили салом и запеченной ногой кабана, выпили по пятьдесят грамм кальвадоса собственного производства и легли спать. За окном бушевала метель.

Меня не покидало чувство, что я нахожусь на полярной станции в геологической экспедиции. Наконец, усталость взяла свое, и я уснул.

В горах техника ломается довольно часто, поэтому к таким ситуациям нужно относиться спокойно. Фото автора.

Утром ранний подъем, крепкий чай с бергамотом и первый выход на охоту. Через двадцать минут на склонах мы заметили долгожданные следы козерогов. Выбрав. на наш взгляд, более перспективный путь, надев маскхалаты, мы двинулись вперед по северному склону. Снега оказалось по пояс.

В таких случаях я всегда надеваю гетры, которые не дают снегу набиться в ботинки. Вещь простая, но очень эффективная. Карабкаясь по почти вертикальному склону, мы заметили дремавших на солнце архаров — трех самок и двух сеголетков.

Радостно, когда видишь своими глазами, что популяция зверя идет на увеличение. Понаблюдав за архарами с полчаса, мы продолжили поиски козерогов. Следы вели нас в сторону Поднебесной и уходили на южный склон в скалы.

Поломка правой полуоси дала мне возможность задержаться в горах еще на двое суток. Фото автора.

Когда солнце коснулось горизонта, мы решили спускаться вниз. Забегая вперед, скажу, что так мы блуждали трое суток. Погода значительно улучшилась, склоны оттаяли, и можно было отложить зимний костюм и надеть ходовую одежду.

Выйдя на рассвете на доминирующую высоту, я заметил на противоположном склоне стадо тэков, трофея среди них не наблюдалось, но упустить такой шанс я не мог — уж больно долгий путь мы проделали за четверо суток, так что пора действовать. На страже, как всегда, стоял молодой козлик.

Наконец зверь обнаружен! Фото автора.

Я спустился к реке, вдоль нее дошел до скал. Все хорошо, меня не заметили. Подход занял порядка часа. За ориентир был взят камень в виде пальца. Через прощелок по вертикали, цепляясь за арчу, я вышел на позицию. Козлик стоял!

Остального стада я не видел, но дальше было открытое пространство, скалы находились за мной, так что если звери пойдут, то на меня. Измерил дальномером дистанцию: 380 метров. Внес поправки. Козел стоял ко мне боком, я прицелился и выстрелил. Животное упало замертво.

В перекрестие прицела поймал новую цель, и вновь прогремел выстрел. Тэкуха упала, остальное стадо растворилось в скалах. Замешкался лишь молодой козел, до которого было 280 метров.

Правда, я видел только его голову, но медлить не стал, а, затаив дыхание, надавил на спусковой крючок. Третий выстрел эхом пронесся по горам, козлик упал в распадок.

Фото автора.

Жалко, конечно, что среди добытых козлов не оказался заветный трофей, но сезон еще не окончен, буду стараться. Связавшись по рации с егерем, который пошел мне на выручку, я отправился искать козла, добытого последним выстрелом.

Приблизившись к зверю, увидел четкое попадание в голову. Что ж, практика в Обществе охотников Дардамты, варминтинг по сурку не прошли для меня даром. Спустил добычу вниз, по ходу цепляя тэкуху. Их я стараюсь не стрелять, но мясо у них в гастрономическом плане превосходное, да и плотность зверя здесь высокая.

Мясо добытых козликов пойдет на стол, а шкуры — на пошив одежды. Фото автора.

То, как я, возвратившись в лагерь, начал аккуратно снимать шкуры, вызвало любопытство егерской службы. На их недоуменные вопросы я ответил, что шкуры забираю с собой. Зимний мех козерога, особенно тэчки, ценится весьма высоко, кроме того, он ноский.

Приготовили печень с луком, сели за стол, и потекли долгие рассказы из охотничьей жизни… Тогда я не знал, что проведу в горах еще двое суток, так как сломается правая полуось на «газоне».

И эти дополнительные двое суток были полны наблюдений за передвижением маралов по верхам сопок, новых застолий и добрых бесед с друзьями-охотниками — настоящими мужчинами, работающими в столь суровом краю. Ведь только таким людям здесь место.