Один из самых энергозатратных этапов зимней рыбалки после, конечно, самого путешествия к месту ловли — это сверление лунок. Вопрос использования пешни в разгар зимы, как правило, уже неактуален, и главным «орудием производства» становится ледобур. И в 9 случаях из 10 — это простой ручной инструмент, для применения которого нужно прилагать много физических сил. А что же оставшиеся 10%? Они приходятся на долю любителей все усовершенствовать — сторонников автоматизированного приспособления.
Чем удобен мотоледобур?
Хотя бы тем, что здорово экономит и силы, и время. Производительность, особенно если предстоит жерличная рыбалка, — очень важный нюанс. Тем более когда речь идет об отверстиях во льду, которые будут несколько превышать привычные 180 миллиметров.
Стоит отметить, что мотоледобуры существовали уже в 70-х годах прошлого века. Правда, в силу редкости и, как правило, импортного происхождения активно на территории современной России не применялись. В 90-е годы, когда поток зарубежных товаров хлынул на наш рынок, в их составе был и тонкий ручеек техники для рыбалки. Вот только с покупательной способностью у россиян в то время стало туго.
Уникальные агрегаты
Там, где невозможно купить, всегда можно сделать самому… при наличии определенной смекалки, умелых рук и большого желания. Так на свет стали появляться уникальные и, что немаловажно, вполне работоспособные агрегаты. В их основу, как правило, ложился двухтактный двигатель от бензопил.
Впрочем, были и совсем оригинальные решения. Например, лодочный «Ветерок», а то и двигатель, свинченный со старого мотовелосипеда.
Частота вращения у мотоледобура составляет до 250 оборотов в минуту. Больше… просто смысла нет. Сырой лед может «закусить» ножи, и тогда аварии не избежать. Частота вращения регулируется редуктором. Чтобы справиться с толщиной льда, мастеровитые россияне придумывали различные системы быстрого и надежного наращивания вала, а также сразу заботились о запасе сменных шнеков для получения лунок нужного размера — от 130 до 250 миллиметров.
Сила электричества
В последние годы все шире распространяется такое веяние, как электромотобур. Причем в дело идут даже шуруповерты и дрели, а сами Кулибины готовы таскать с собой в течение всего рыболовного дня внешний аккумулятор для запитки устройства. И, угадайте, что они используют в качестве защитной рубашки? Сумки-холодильники!
Несколько химических грелок способны долгое время поддерживать нормальную, не позволяющую аккумулятору быстро разрядиться температуру. Зато никакого запаха бензина! Ну и звук при использовании электромотобура гораздо тише, чем во время эксплуатации его собрата на бензиновой тяге.
Несколько минусов
Первый и, пожалуй, основной — масса. Такой ледобур на плече далеко не унесешь. С другой стороны, если есть каракат, мотособака или снегоход — вопрос снимается. Если до клевого места сравнительно недалеко — выручат санки. В конце концов, каждый рыболов решает для себя сам, что ему важнее: легкость перемещения или скорость бурения.
Второй минус, уже упоминавшийся выше, — шумность. Особенно это касается бензиновых устройств. С другой стороны, быстро забурился, прикормил, и можно отправиться попить чайку с бутербродами. Рыба подо льдом успокаивается довольно быстро.
Третья проблема — это сложность запуска на морозе. Беда поправимая. В случае с бензиновыми аппаратами не нужно экономить на масле. Как спасают от разрядки аккумуляторы электромотобуров — рассказано чуть выше.
by USACE HQ@FLICKR.COMВместо послесловия
Эта статья не имела собой цели агитировать рыболовов на покупку или попытку изготовить мото— или электробур. И уж тем более не является утверждением, что обычные ручные «коловороты» уходят в прошлое.
Напротив, поклонники спокойной и неспешной рыбалки в наличии мото— или электробура несильно-то и нуждаются. Особенно если не требуется большого количества лунок и снастей используется немного, да еще если климат в регионе не отличается суровостью и лед не толст.
А вот в районах с долгой и морозной зимой охотники на подводных хищников сегодня все чаще обсуждают на форумах преимущества той или иной модели или особенности самодельных конструкций.
Арсений Маврин, г. Казань
Свежие комментарии