На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Взрыв корабля

Взрыв корабля

Шанс Джонни

Репортеру Джону Клинтону позвонили домой перед самым выездом в редакцию газеты, где он работал. Ему сообщили, что в порту начался на одном из пароходов пожар, дым настолько густой и его так много, что очень напоминает военные действия. Джонни был фоторепортером и мечтал о славе, ему очень хотелось сделать сенсационный репортаж, но… Он жил в Техас-Сити, маленьком портовом городке на берегу Мексиканского залива с населением в 17,5 тысяч человек и сенсаций там не могло быть по определению.

Взрыв корабля

Фоторепортажи о автомобильных авариях и разводах публику уже не трогали, даже последнее ограбление банка довелось сделать другим репортерам.
Всего через 20 минут после звонка «Понтиак» Клинтона был у пирса №0. Толпа зевак загораживала вид серого парохода. Это был обычный «либерти» — американский грузовик водоизмещением в 10000т, длиной 135 метров и с двигателем мощностью 2,5 тысячи лошадиных сил.

Взрыв корабля

Джонни разочаровался совсем, он-то ожидал огромный круизный лайнер со множеством хорошеньких пассажирок. Грузовик назывался «Гранкан», портом приписки был Марсель и судно ходило под французским флагом. Клубы густого белого дыма валили из четверного трюма.

Капитан «Гранкана» Шарль де Желлябон неохотно отвечал на вопросы репортера. Он сообщил, что корабль уже 5й день находится на погрузке. На данный момент на борту 2300 тонн безобидного груза – удобрения (аммиачная селитра), фрезерные станки, сизаль и арахисовые орехи. Как только закончится погрузка и ремонт машины – выйдут в Бордо и Дюнкерк. Пожар скоро удастся потушить….

После неразговорчивого капитана Джонни, сделав пару его снимков, побежал к трюму. Там грузчики, матросы и пожарные дали ему больше информации.
В 8 утра грузчики приступили к работе. Под снятыми люковыми крышками они заметили струи дыма между штабелем удобрений, расфасованных в 100 футовые бумажные мешки, и бортом.

Взрыв корабля

Попытались тушить водой из ведер и кружек. Потом доставили кислотные огнетушители, но дым от них только усилился. Начали раскатывать пожарные шланги, но их остановил помощник капитана, т.к. в результате промок бы весь груз. В 8:20 старпом приказал задраить люки и пустить пар. Всего через несколько минут крышки сорвало, а из трюма вырывалось оранжевое пламя.

Взрыв корабля

Сильный жар и ядовитый дым заставили людей уйти с палубы корабля. На борту оставался только капитан и городские пожарные (27 из 50), они лили воду на крышки люков из брандспойтов.

Взрыв корабля

Рядом с «Гранканом» на пирсе собрались моряки, несколько крановщиков, докеры, рабочие порта, стивидоры, чиновников управления порта. Полицейские старались разогнать мешающую пожарным толпу. Люди как обычно не расходились, делились советами, пытались вмешиваться, просто глазели…

Взрыв корабля

Клинтон сделал еще несколько снимков и отправился к машине, он спешил сдать репортаж к дневному выпуску городской газеты. В 9:10 он выехал из ворот порта.
Джон Клинтон сделал всего 17 снимков, и они никогда не были опубликованы «Техас-Сити дейли». Этот репортаж как раз и стал его долгожданной сенсацией № 1 в Америке 1947 года, выйдя на всех первых полосах центральных газет страны.

Взрыв корабля

Всего через 2 минуты после того, как машина Клинтона покинула порт, над портом прозвучал взрыв.
Оглушительный, невероятный, никогда здесь неслыханный грохот прокатился над заливом Галвестон. Взрывом разметало корабль как огромную гранату весом в 10 тысяч тонн, воздух наполнил визг и гудение.

Взрыв корабля

Корабль разнесло на мелкие куски. Но эти «мелкие» части достигали тонны и находили их в радиусе 2 миль от эпицентра взрыва. Так кусок паровой машины в 2 тонны пролетел милю и рухнул на автомобиль на центральной площади города. Развалились нефтяные вышки и бетонные склады на другой стороне залива. Четыре пожарных машины, находившиеся радом с пароходом, упали в воду, перелетев через пирс. Сильные повреждения получили американские Вильсон «Киин» и «Хайфлайер», пароходы, пришвартованные на противоположном пирсе.

Взрыв корабля

Воду у пирса вымело взрывной волной, оголив дно залива. Но уже через несколько секунд пришла огромная волна. Она выбросила 50-ти метровую баржу с нефтью на пирс и оставила в 70 метрах от края на крышах оставленных там автомобилей, которые были раздавлены как куриные яйца. Всего на стоянках волна накрыла 600 автомобилей.

Взрыв корабля

Взрыв корабля

Взрыв был чудовищной силы. Раскаленные куски металла – части парохода, котлы, поровая машина, его груз – искореженные фрезерные станки больше тонны весом, пылающие кипы сизаля – все это было подброшено взрывом и упало в радиусе 2х миль на город. Тысячи мертвых чаек усыпали землю, два спортивных самолета упали, сбитые взрывной волной, и затонули в заливе.

Взрыв корабля

Рабочего химзавода Роберта Морриса подняло на несколько метров над портом в его виллисе и бросило на пирс.
Большинство людей в порту погибло, многие были тяжело травмированы. Так на Фрэнка Тейлора во время взрыва обрушилась крыша склада инструментов. Он вылез весь в крови из-под обломков, прыгнул в воду и доплыл через весь залив к своему дому. Там он обнаружил трупы жены и детей. После этого Тейлор схватил молоток и начал прибивать доски разрушенного дома….

Сотни домов были разрушены, выбиты все стекла в домах за 25 миль от эпицентра. Этот удар зафиксировали даже сейсмографы за тысячу миль от Техас-Сити. По подсчетам специалистов, мощность взрыва равнялась пяти 25-тонным авиабомбам.

Смерть города

Взрыв корабля

Но сам взрыв корабля в 9 часов 12 минут 16 апреля 1947 года был только началом катастрофы в Техас-Сити.
Раскаленные обломки, упавшие на город после взрыва, стали причиной сотен возгораний.

Вспыхивали одно за другим бензо и нефтехранилища нефтеперегонных компаний, которых в городе было шесть. Из лопнувших нефтепроводов текла нефть, которая загоралась от малейшей искры. Горели дома, склады, целые улицы. Подходы к порту отрезала огненная стена. Большая часть пожарных погибла на пароходе и тушить пожары было некому. В городе начиналась паника.

Взрыв корабля

На химическом комбинате «Монсанто», расположенном в районе порта, погибло 154 человека из 450 рабочих первой смены, 200 были тяжело ранены. На этом заводе загорелся склад химикатов. Одним из элементов оказалась сера , и ее едкие пары несло прямо на город.
В горящий Техас-Сити начали прибывать пожарные авто из Веласко, Хьюстона, Галвестона, Хай Айленда. Но и они мало что могли сделать, все время вспыхивали новые очаги пожаров.

Радиостанция города бездействовала. По улицам, среди трупов и обломков, ездили полицейские машины, указывая людям безопасные пути выхода.

Взрыв корабля

В школах во время взрыва шли занятия. Взрывная волна выбила стекла со стороны порта. Многие дети получили травмы от стекол, многие потеряли зрение. Ветер нес на школу пары серного газа. Дети начали паниковать, но один из учителей физкультуры объявил тревогу.

Он неоднократно устраивал тренировки, играл с детьми «в войну», отрабатывал действия по эвакуации при авиа-налетах. Эта тревога и спасла детей. Они четко разбились на отряды и начали упорядоченно двигаться к выходу. Но дверь почему-то оказалась закрытой. Опять грозила паника, но впереди идущий подал знак, подняв вверх правую руку, а по отработанным правилам это означало смену направления движения. 900 школьников спокойно покинули здание.

Для помощи городу армия США отрядила полк из форта Крокер, расположенного неподалеку. Солдаты занимались спасательными работами, вытаскивали людей из-под обломков, разбирали завалы. Позже командующий фортом генерал-майор Уэйндрайт назвал это самой большой трагедией за всю его 35 летнюю военную карьеру.

Взрыв корабля

Мэр Техас-Сити обратился к губернатору штата за помощью. В город направили все машины химического тушения, чтобы обуздать неистовый огонь. Это было сделано и пожар начал сдаваться. Но в 1:10 ночи в порту взорвались почти одновременно пароходы «Вильсон Киин»и «Хайфлайер». В результате взрыва у них снесло люки трюмов, а потом туда попали горящие обломки, поджегшие груз. На этих кораблях тоже были безопасные удобрения — на «Хайфлайере» — 2000 тонн аммиачной селитры, на «Вильсон Киин» — 300 т.

Взрыв корабля

Люди, уцелевшие после падения осколков попытались тушить пожар, но страшный и ядовитые испарения заставили покинуть это место. Людям удалось отойти на шлюпках на другой бок залива да несколько минут до взрыва.

Эти взрывы были слабее, но они окончательно добили железобетонные склады на пирсе, уничтожили нефтяные склады компаний «Ричардсон» и «Хамбл», а осколки вызвали новые пожары.

Трое суток сражались с огнем. К рассвету четвертого дня огонь был побежден, дым рассеялся, и люди увидели останки города и химических заводов, разрушенных тремя взрывами.

На улицах и в воде залива нашли 1500 трупов, еще несколько сот человек пропали без вести, их тела отыскать не удалось, 3500 тяжелораненых, 15000 осталось без крова. Материальный ущерб от катастрофы оценили в 100 млн. долларов.

Результаты расследования

Во время борьбы с бедствием в Техас-Сити ту самую счастливую школу, где все 900 детей удалось вывести, превратили в морг. Туда свозили найденные трупы, которые подбирали на улицах солдаты и следователи, врачи и полиция проводили опознание. Бумаги не хватало после пожаров и сведения о жертвах писали на полицейских бланках.

Взрыв корабля

Потому каждый труп получал на ногу прикрепленную бечевкой жетон со стандартной надписью «За нарушение правил уличного движения». Журналисты даже шутили, что логичнее было бы использовать бланки пожарных «За курение — штраф».

Кстати именно эта шутка натолкнула ФБР США на правильный путь в расследовании причин взрыва. Следствие было вести очень нелегко, ведь кроме репортера Клинтона не выжил никто из бывших на борту «Гранкана», а сам пароход был уничтожен.
Но все же сенатской комиссии удалось сделать следующие выводы:

1. нормы противопожарной безопасности нарушили производители удобрений. Нельзя упаковывать селитру в 50 килограммовые бумажные мешки, тара должна быть металлической.
2. Портовые власти не запрещали курить грузчикам во время работы, и они курили при погрузке селитры на «Гранкан».
3. Ни администрация порта, ни капитан парохода «Гранкан» не знали про огромный взрывной потенциал нитрата аммония (аммиачной селитры).
4. Ни старший помощник капитана, руководивший тушением пожара в трюме, ни руководство пожарной охраны Техас-Сити не знали, что тушить аммиачную селитру можно большими объемами воды
5. Пожар «Гранкан» вызвал брошенный в трюме грузчиками окурок, взрыв корабля вызвало преступное действие безграмотного в этой области старпома — применение паротушения.

По идее катастрофа в Техас-Сити должна была морские круги разных стран заставить обратить внимание на свойства аммиачной селитры. Пересмотреть правила хранения этого груза, его транспортировки и морской перевозки. Оказалось, что это очень опасный груз, его взрывчатый потенциал ставил его в ряд с порохом, динамитом, пироксилином, нитроглицерином, гремучей ватой, сернистым углеродом, сернистым эфиром.

16 апреля 1947 г. никто из ответственных лиц, команды корабля, пожарных не знали не задумывался о том, что нитрат аммония NH4NO3 получается путем нейтрализации аммиаком азотной кислоты и образует взрывчатые смеси с горючими веществами, которые называются аммоналами и используются военными, а также для промышленных взрывов.
Этот взрыв не был первым в истории мореплавания. Еще до второй мировой войны зафиксирован подобный взрыв корабля с аммиачной селитрой.

Около Атико на пути из Вальпараисо в Нью-Йорк взорвался Чилийский грузовой пароход «Будето» водоизмещением 4300 т. На его борту было несколько сот тон аммиачной селитры, лес, рогатый скот, почта. Погибло больше половины команды и пассажиров. Во время буксировки в порт «Будето» затонул из-за значительных повреждений от взрыва.
За последние полтора столетия развития мореплавания на бортах кораблей происходило множество событий с химическими веществами. Это происходило из-за незнания моряками их свойств, пренебрежения потенциальной опасностью. Только постепенно познавался нрав и характер новых химических продуктов.

С появлением первых пароходов возрос спрос на уголь. Но совершенно неожиданно оказалось, что это безобидное топливо может при определенных условиях хранения жутко взрываться. Первой ласточкой стал французский пароход «Кувье», погибший от взрыва угольной пыли23 января 1848 г.

Очень долго никто не мог объяснить причин самопроизвольного возгорания сена, угля, хлопка и других «безопасных» грузов. А с развитием химической промышленности расширился и ассортимент опасных грузов. И в наше время запестрели сообщения о взрывах натриевой селитры, аммиачной селитры, карбида кальция.

Эхо катастрофы

Теоретически, должны были последовать выводы после взрыва корабля и гибели города на берегу Мексиканского залива. Но всего через четыре месяца подобная катастрофа происходит во французском порту Бресте.

Во время стоянки в Бресте 28 июля 1947 г., в 12 часов 30 минут, вспыхивает пожар на американском пароходе «Оушн Либерти», следовавшем из Балтимора в Антверпен. В его трюмах было более 7000 т различного груза, среди них – 3309 т аммиачной селитры. Пароход уже полностью охватил огонь, и портовые власти распорядились в 1 час 45 минут отбуксировать его в открытое море, после неудачной попытки затопить судно.

Когда «Оушн Либерти» отбуксировали на 0,5 мили от ближайших портовых сооружений, он взорвался. Из команды корабля, которая продолжала тушить пожар, никто не спасся. Хотя взрыв и случился уже довольно далеко от берега, но в городе более сотни человек погибло и многие были покалечены. Раскаленные осколки корабля, упавшие на порт, вызвали многочисленные пожары.

Взрыв корабля

Ущерб портовым сооружениям, нанесенный взрывом, исчислялся в 3 млн. фунтов стерлингов. Причину взрыва назвали ту же, что и для «Гранкана» — паротушение аммиачной селитры.
Еще через 12 дней (9 августа) на другом конце света в порту Мельбурн опять взорвался «мирный груз».

На этот раз это был английский пароход «Махиа» водоизмещением более 10 000 т, который готовился к выходу в Англию. Во время погрузки в трюме № 3 один за другим, с секундными промежутками, произошли 4 взрыва. Груз с верхних палуб подбросило на несколько десятков метров вверх.

Еще через несколько минут самый сильный пятый взрыв прогремел в трюме № 5. Судно было разрушено почти полностью. Загорелись береговые склады на расстоянии 150 м от корабля. Только через 6 часов их с огромным трудом удалось потушить всем пожарным командам города. В результате взрывов и пожара погибло несколько десятков человек. Убытки были огромными.

Точные причины пожара неустановленны. По мнению экспертов, протекла бочка с грузом, во время грузовых работ во время ударов металлических бочек о переборки возникла искра, которая и воспламенила разлитую жидкость. Еще известно, что на борту было 40 т хлоратов….

Взрыв корабля

Источник

Картина дня

наверх